https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 





Найти
 
 


Церковь заговорит по-казахски


Прошло девять месяцев, после того как новым главой Русской православной церкви в Казахстане был назначен архиепископ Александр.
Наши читатели обратились с просьбой пригласить митрополита для участия в "прямой линии". К сожалению, прийти в редакцию владыка не смог: дел очень много. Сейчас он объезжает все города страны с визитами, но на адресованные ему вопросы ответил.

Церковь заговорит по-казахски


– Меня зовут Руслан. Я хочу принять таинство святого крещения, но при этом хочу оставить свое имя. А в храме говорят, что такого имени нет в святцах. Но возникает вопрос, когда крестились древние христиане, по каким святцам они крестились. Я понимаю, что я не святой. Но если вдруг крещеный, например, с именем Руслан умрет за Христа, то будет и у нас в святцах новый святой с таким именем. Это очень важно для людей, которые хотят принять таинство крещения и оставить свои имена, данные нам при рождении.

Архиепископ Александр:
– Руслан, традиция давать имя святого при крещении весьма древняя. Уже в III веке при крещении верующие брали имена святых, – ветхозаветных праведников, пророков, апостолов. Как мы знаем из святого Евангелия, сам Господь некоторым своим апостолам давал новые имена. Например, Симону – Петр, Иоанну и Иакову – Воанергес. Савл после обращения в христианство принимает имя Павел. Новое имя в таинстве святого крещения знаменует собой начало новой жизни во Христе и сыновнее подчинение Ему.

Получить свое имя, причем имя освященное, которое носил до тебя подвижник Церкви, значит, вступить в таинственную связь и со Христом, и с личностью прежде жившего подвижника Христовой веры.

Руслан, ваше имя, данное родителями, остается с вами. При Крещении оно никуда не исчезает, а у вас появляется еще одно имя – христианское, с которым вы участвуете в богослужебной жизни церкви. Перемена имени ни в коем случае не должна быть препятствием для соединения со Христом в таинстве крещения. Вы можете выбрать имя любого святого, житие которого вам особенно нравится. Если человек, получивший новое имя при крещении, прославится особой духовной жизнью, подвигами или страданиями за Христа – станет святым, то он, конечно же, освятит и свое первое имя, данное ему при рождении. Это имя, до этого нехристианское, обязательно войдет в святцы.

Дорога к храму

Елена СМОЛЯНИ­НОВА:
– Почему сейчас в православных храмах крестят всех подряд и не проводят предварительно ознакомление с верой? Крещение и венчание в церкви стали просто традицией. Люди не понимают смысла этих таинств и потом не появляются в храмах. Неужели есть смысл такого крещения и венчания просто ради статистики?

Архиепископ Александр:
– Практика совершать церковные таинства без предварительной подготовки человека, без катехизации, – несомненно, порочная и возникла в годы советских гонений на Церковь. В настоящее время, к сожалению, в некоторых храмах продолжается совершение крещений, венчаний и иных таинств над неподготовленными людьми. Но следует отметить, что такое пренебрежительное отношение к духовной жизни уходит в прошлое. Благодаря воскресным школам для детей и взрослых, увеличению числа грамотных священнослужителей, появлению большого количества хорошей православной литературы "мода" на крещение и венчание навсегда уходит в прошлое. Кроме того, нельзя забывать о том, что таинство, совершенное над неподготовленным человеком, остается таинством. Божественная благодать действует даже на маловерующего и неверующего, преображая его природу, просвещая разум, изменяя ход жизни. Практика показывает, что несознательно крестившиеся люди, ведомые Божественным Промыслом, спустя годы все же приходят к вере и уже осознанно переступают порог церкви.

– Зовут меня Фатима. Недавно приняла таинство крещения. Честно говоря, разговорный русский я понимаю прекрасно, а вот старославянский, на котором службы идут, – не очень. А появятся ли храмы, где будут проходить богослужения на казахском языке?

Архиепископ Александр:
– Уважаемая Фатима, в настоящее время в Православной церкви Казахстана решается вопрос об употреблении казахского языка в богослужении. В новооткрытой Алматинской духовной семинарии в программу обучения будущих пастырей в обязательном порядке входит казахский язык, а также осуществляется перевод основных бого­служебных текстов. В недалеком будущем в храмах, где молятся прихожане, для которых родным языком является казахский, представляется вполне возможным совершение бого­служений на двух языках – церковно-славянском и литературном казахском. На казахском языке будут издаваться духовная литература, работать официальный сайт митрополии, говориться проповеди. В этом году Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла публиковалось и озвучивалось на двух языках – русском и казахском.

Алексей СИМОНОВ:
– Почему в наш город не едут православные бого­словы из Москвы, например, такие как Алексей Ильич Осипов, Александр Леонидович Дворкин, Асмус, Максим Козлов и многие другие? И почему в церковных лавках так мало хорошей богословской литературы, серьезных авторов. Особенно Парижской богословской школы?

Архиепископ Александр:
– Отсутствие той или иной литературы в церковной лавке – это вопрос прежде всего к настоятелю храма, на территории которого находится лавка. И в данном случае действует простая закономерность – спрос рождает предложение. Отсутствие спроса на ту или иную литературу, как правило, является причиной отсутствия оной. Вы можете обратиться к настоятелю храма, прихожанином которого являетесь, и попросить его заказать интересующие вас книги. В Казахстанской митрополии планируется создать сеть магазинов православной книги, где была бы в ассортименте представлена литература самых разных авторов по богословию, церковной истории и археологии, аскетике и иным интересующим читателя предметам. Вопрос о публичных выступлениях в Алматы известных современных православных ученых тоже будет решаться положительно. Лекции православных богословов с мировыми именами будут читаться на базе Алматинской духовной семинарии и в рамках научно-практических конференций и "круглых столов".

Айнагуль САЛЬМЕ­НОВА:
– Я мусульманка, но всегда было интересно, что в церкви происходит? Интересно было бы посмотреть на службу на Рождество или Пасху. Могу я заходить в церковь или нет? Не возбраняется ли это?

Архиепископ Александр:
– Православная церковь всегда с большим уважением относится к представителям традиционных религиозных конфессий. Независимо от вашей веры вы свободно можете прийти в любой православный храм как в праздники, так и в будни, познакомиться с богослужением, послушать хоровое пение, посмотреть образцы церковного искусства, получить ответы на интересующие вас вопросы.

Церковь – это больница для грешников

Леонид ВАСИЛЬЕВ:
– Я совершил преступление, в котором глубоко раскаиваюсь, и хотел бы для очистки совести понести церковное наказание. Куда и к кому мне обратиться?

Архиепископ Александр:
– Вам надо сходить в церковь и исповедаться у священника, принести истинное покаяние в вашем грехе. Только после этого, в зависимости от тяжести совершенного греха, священник наложит на вас епитимию. Епитимия – не наказание, а средство исправления и врачевания духовных недугов.

Наталья ВЛАДИ­МИРОВА:
– Давно хотела поинтересоваться у знающего человека. Моя знакомая сама не раз говорила, что ходит в церковь исповедаться и причаститься только для того, чтобы ей грехи отпустили. А потом снова идет и грешит. Неужели такой подход правильный?

Архиепископ Александр:
– Конечно же, это неправильно. У многих людей, к сожалению, складываются такие стереотипы, что верующие могут спокойно грешить, а потом в воскресенье сходить в церковь, помолиться Богу, побывать на исповеди – и все грехи простятся. А на следующий день можно снова нарушать заповеди. Человек, который поступает подобным образом, обманывает Бога, священника, которому исповедуется, и самого себя. Что есть покаяние? Это не просто сожаление о содеянном, но прежде всего исправление, изменение самого себя, начало новой жизни по Евангелию. Если человек, придя в храм на исповедь, не желает отказаться от порочного образа жизни, не хочет бороться со страстями и греховными наклонностями, то нет и настоящего покаяния, нет и прощения грехов.

Лабиринт монашеской кельи

Анна Ивановна:
– Хочу поинтересоваться у вас, как можно в монастырь уйти, что для этого нужно? В Бога верю, молюсь дома. Родственников у меня здесь не осталось, а одной жить и без особой цели неинтересно. Хотелось бы Богу послужить.

Архиепископ Александр:
– Анна Ивановна, такие вопросы надо решать исключительно с духовным отцом. Раз вы задали свой вопрос через редакцию газеты, есть основание полагать, что духовного отца у вас нет. Вам надо будет обязательно сходить на исповедь, поговорить со священником на эту тему. В Казахстане есть женские монастыри. В Алматы, к примеру, Ивер­ско-Серафимовский женский монастырь. Вы можете съездить туда, поговорить с матушкой настоятельницей, пожить при монастыре в качестве послушницы. Если вам будет по душе монашеская жизнь и вы почувствуете желание всецело посвятить себя служению Богу и ближним, то, конечно же, вас примут в обитель. Но важно помнить, что монастырский подвиг очень тяжел, и не каждому по силам исполнить монашеские обеты.

Серик БЕКДАУЛЕ­ТОВ:
– Сам я крещеный, и слышал, что недалеко от города есть действующий мужской монастырь. Можно ли побывать там с ознакомительной целью?

Архиепископ Александр:
– Да, такой монастырь есть. Называется он Серафимо-Феогностовская пустынь и находится в Аксайском ущелье, неподалеку от Алматы. Вы можете туда совершить паломничество.

Пообщаться со священнослужителями, побывать на богослужении, исповедаться и причаститься, поклониться великой святыне – мощам святых преподобномучеников Серафима и Феогноста.

С. Б.:
– Есть ли священнослужители в Казахстане, которые были причислены к лику блаженных и святых?

Архиепископ Александр:
– В первое воскресенье после 3 сентября, по старому стилю, Православная церковь Казахстана празднует Собор новомучеников и исповедников казахстанских. Около двухсот подвижников благочестия прославились мученическими подвигами за имя Христово. Большинство из них священнослужители и монахи. Самые известные из них – епископ Верненский и Семиреченский Пимен, преподобный Севастиан Карагандинский, исповедник, иеромонахи Серафим и Феог­ност, митрополит Алматинский и Казахстанский Николай.

Валентина:
– Есть ли святой, который является покровителем казахстанской земли.

И есть ли у нашей республики своя икона-покрови­тельница?

Архиепископ Александр:
– Все новомученики и исповедники Христовы, пострадавшие в годы безбожных гонений на Церковь в Казахстане, являются покровителями нашей страны. Особо можно выделить два имени – преподобного Севастиана Карагандинского и святителя Николая, митрополита Алматинского.

В Казахстане существует несколько чтимых икон Божией Матери. В городе Семипалатинске почитается чудотворный список с иконы Божией Матери Знамение "Абалацкая". В Вознесенском кафедральном соборе Алматы почитается Казанский образ Царицы Небесной. А вот уже восемь месяцев каждый прихожанин собора может видеть в храме перед иконостасом киот с новой святыней Казахстана – Алматинской-Феодоровской иконой Божией Матери.
Алматинская-Феодоров­ская икона Пресвятой Бого­родицы является точным списком святыни православного мира, великой всероссийской святыни, чудотворной Феодоровской иконы.

Чудотворная Феодоровская икона является одной из древнейших икон России, где она являлась моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери традиционно почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах. В 2010 году был изготовлен точный список чудотворной Феодоровской иконы, который был освящен перед явленным образом в Богоявленско-Анастасиином соборе Костромы и привезен в Алматы.

Анастасия СЕРЕБРЯН­НИКОВА:
– У меня такой вопрос к владыке: для чего Казахстану столько епархий? Ведь каждая епархия – это дополнительные, и причем немалые, расходы на содержание канцелярии епархиального управления и самого епископа. Эти средства вполне можно было бы направить на благоустройство старых храмов и строительство новых.

Архиепископ Александр:
– 26 июля 2010 года на заседании Священного синода Русской православной церкви состоялось судьбоносное для Казахстана событие – было принято решение об образовании новой канонической структуры нашей Церкви, включающей в себя три епархии, расположенные на территории Республики Казахстан: Астанайскую и Алматинскую, Уральскую и Гурьевскую, Шымкентскую и Акмолинскую.

Практика показывает, что карта епархий нуждается в существенном изменении. В Казахстане к трем существующим недавно добавились три новые православные епархии: Костанайская и Петропавловская, Павлодар­ская и Усть-Каменогорская, Карагандинская и Шахтин­ская. Появление новых епархий – это естественное требование обстоятельств церковной жизни. Если посмотреть на карту нашей страны, мы увидим огромные просторы и, как следствие, большую удаленность друг от друга населенных пунктов, а значит, и приходов, и епархиальных центров. Нет полноценной духовной жизни христианской общины без епископа – об этом говорят нам каноны и правила Церкви. Представьте, где-нибудь в православном приходе на границе с Россией у настоятеля храма возникли определенные вопросы к епископу, которые одним телефонным разговором не решишь. При существовавшем положении дел священник должен был преодолеть тысячи километров, затратить большое количество времени и средств, чтобы пообщаться с правящим архиереем.

Закладка, строительство и освящение новых храмов, рукоположение новых священников и диаконов, учреждение приходов, соблюдение канонического строя и координация духовной жизни в епархии и многие другие вопросы находятся в исключительной компетенции епископа. Близость правящего епископа к духовенству и народу необходима не только для скорейшего решения текущих задач. Церковь – это мистическое Тело Христово, это живой организм, в котором необходимо тесное взаимодействие между отдельными членами. В территориально небольших епархиях общинную жизнь и межприходское общение епископу наладить куда проще, чем в епархиях по величине необъятных. Пришла пора понять, что епископ – это не светский администратор или чиновник, не директор, а духовный отец и пастырь народа Божия. Так заповедно Самим Господом, так было в лучшие века церковной истории.
О том, что возникнут определенные материальные расходы, связанные с созданием епархиальных управлений, считаю, переживать не стоит. В новообразованных епархиях при соборных храмах уже существовали административные отделы со штатом сотрудников: канцелярия, бухгалтерия, архив, гараж и т. д., которые станут основой инфраструктуры епархиальных управлений. Для организации работы небольшой епархии и штат, соответственно, нужен небольшой. Деятельный епископ с инициативным духовенством и активными мирянами в небольшой епархии сможет создать приходы и построить новые храмы, организовать работу духовно-культурных центров, сделать жизнь православной паствы духовно насыщенной.

В храме не курить, не сорить, не рассуждать!


Светлана ДЫРОВА:
– Я не очень-то религиозный человек. В церковь хожу только когда действительно "прижмет". Но очень часто замечаю, как на меня возмущенно поглядывают женщины в платочках. А как-то раз было так, что когда я в джинсах пришла и в футболке, какая-то бабуля меня начала из храма выгонять. Мол, нельзя так в храм Божий приходить. Даже если голова платком прикрыта! Скажите, как быть в такой ситуации?

Архиепископ Александр:
– Во-первых, хочу пожелать вам, чтобы ваше молитвенное обращение к Богу и посещение храма стали неотъ­емлемой частью вашей жизни, а не только когда "прижмет". Когда человек ведет полноценную духовную жизнь, помнит о Боге, регулярно посещает храм, исповедуется и причащается Святых Христовых Тайн, то исчезают многие проблемы и житейские невзгоды. Наши скорби и болезни, наши не­удачи и проблемы являются следствием греха, результатом отступления от Бога, не желанием жить по Его святым заповедям.

Православный храм играет особую роль в жизни православного христианина. "Божий храм, по слову митрополита Московского Платона, – есть место благодатного присутствия Божия, спокойствие и радость совести, тихое пристанище волнующихся в океане мира сего. Сюда прибегает христианин и возносит свою молитву к Господу. На этом месте является обремененный грехами и получает скорое облегчение. К священной трапезе Тела и Крови Христовых приступает тот, кто желает наследовать вечную жизнь и насытиться бессмертной трапезой на небе". Для каждого из нас святой храм является училищем благочестия, школой веры и добродетельной жизни, неисчерпаемым источником "многоразличной благодати Божией".

Поэтому, собираясь посетить храм, мы должны помнить о приличествующей этому великому месту одежде, которая не смущала бы окружающих, не мешала бы молитве. Несомненно, бывают случаи, когда мы заходим в церковь по дороге на работу или с работы домой – между повседневными делами. Тогда в случае замечания в ваш адрес со стороны людей, прислуживающих в храме, вы можете спокойно, в нескольких словах объяснить им ситуацию, почему вы так одеты.

Амина А.:
– У меня дома много старых, но добротных вещей. Слышала, что при храмах действуют группы милосердия, куда можно отнести вещи. Как найти эти группы?

Архиепископ Александр:

– Очень хорошо, что вы желаете пожертвовать вещи для обездоленных. Всякий, подающий милостыню бедному, подает ее Самому Христу. Не новые, но пригодные для употребления вещи, можно приносить в каждый храм. Где и кому их оставить, проконсультируйтесь за свечным ящиком в храме. При Никольском соборе существует православное общество милосердия. Можно приносить вещи для нуждающихся его сотрудникам. К сожалению, нередко бывают случаи, когда человек, принося вещи для бедных в храм, совершает не дело веры и милосердия, а избавляется от старого, ненужного хлама. Такой поступок греховен. Вещи, которые мы жертвуем бедным, должны быть чистыми и качественными.

Ассамблея народа Казахстана
26 ноября 2010
 
Дата публикации:26.11.2010
Тематика:Культура, Казахстан
Просмотров:3777
 
Ключевые слова:
Религия Православие в Казахстане
 
 


Комментарии



 



Другие новости по этой теме