https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 





Найти
 
 


«Белорусы Белостока - не диаспора»


Когда речь заходит о белорусах, проживающих за пределами этнической родины, на повестку дня выдвигаются вопросы финансирования, материальной поддержки, утверждения на законодательном уровне статуса соотечественников зарубежья.

Когда речь заходит о белорусах, проживающих за пределами этнической родины, на повестку дня выдвигаются вопросы финансирования, материальной поддержки, утверждения на законодательном уровне статуса соотечественников зарубежья. В тени, как правило, остается еще один очень важный аспект жизни диаспоры — ее религиозные корни. А ведь без поддержки этой духовно-нравственной основы народа сохранение национальной идентичности — трудная задача. О том, может ли укрепление православного самосознания противостоять ассимиляции, наш разговор с гостями из Белостока (Польша) — журналистом, редактором журнала «Православный обзор» Михаилом Болтриком и директором польского радио «Ортодоксия» Яном Койло.
— Сталкиваются ли белорусы Белостока с какими-либо сложностями в конфессиональной жизни?
Михаил Болтрик: — Особых проблем нет. Наша деятельность регулируется законом. Мы строим церкви, в школах прививаем детям христианские ценности, в Варшаве действует Высшая духовная семинария, Христианская богословская академия. Имеем возможность издавать журнал, правда, за свой счет. Наше издание частное, поэтому и средства в его создание мы вкладываем свои.
— Известно, что Польская православная церковь — автокефальная. В Беларуси также находятся сторонники автокефалии. Некоторые создают свои приходы…
— В Беларуси и на Украине пытаются создавать церкви, якобы независимые от Московского патриархата. В конфессиональном плане одно стремление к самостоятельности, к тому, чтобы проводить службу на белорусском языке, еще не свидетельствует об обретении автокефалии, поскольку данное явление не имеет канонической основы.
Ян Койло: — Автокефальная поместная православная церковь в Польше утверждена в 1948 году с согласия глав всех автокефальных церквей, она признана Патриархом Константинопольским и Папой Римским. На сегодняшний день ее предстоятелем является Митрополит Варшавский и всей Польши Блаженнейший Савва. Наша церковь имеет нормальные евхаристические сношения со Всемирной православной церковью. В прошлом году на празднике пресвятого мученика младенца Гавриила вместе с нашими польскими епископами сослужил литургию Митрополит Минский и Слуцкий и всея Беларуси Филарет. То, что в Беларуси и на Украине называется «автокефалией», не имеет под собой основы, поскольку ее никто не признает, кроме самих учредителей. В польской православной среде есть свои проблемы, но они иного плана — духовного.
— Например?
— Существует проблема смешанных браков. Православные верующие создают семьи совместно с католиками, а в последующем под влиянием различных жизненных обстоятельств некоторые либо сами переходят в католичество, либо крестят детей в костеле. Число православных христиан постоянно уменьшается. Люди забывают свои традиции, родной язык, становятся поляками, а ведь они не поляки. В Польше почти нет православных поляков. Православные — это белорусы, украинцы, русские. Поляков, принимающих православие, очень мало.
— Но есть?
— Есть.
— Церковь помогает сохранять национальную идентичность?
— В незначительной степени. Церковь не занимается этим целенаправленно. У нас достаточно церковных дел: строительство новых храмов, развитие конфессиональной жизни. В Польше ведь тоже, правда, в значительно меньшей степени по сравнению с бывшими республиками Советского Союза, имело место давление на православие. Конечно, у нас сохранилось больше храмов. В истории польского православия не было насильственного закрытия церквей, но трудные времена пережили и мы.
— Много ли храмов в Белостоке?
— В Белостоке, где я служу, до 80-х годов прошлого века действовало только две церкви. Сейчас их уже тринадцать. Согласитесь, это большая разница. Все храмы возведены на пожертвования.
— Кто жертвователи?
— В Польше нет такого, чтобы пришел спонсор и предложил полное обеспечение финансовыми средствами. Прихожане собираются, создают комитет по строительству и мало-помалу, от человека к человеку собирают деньги на строительство. Конечно, возведение храма ведется несколько лет, но все-таки дело движется вперед.
— Вам наверняка известно, что в Беларуси уже несколько лет идет работа над законопроектом о соотечественниках. В нем отражены какие-то проблемные аспекты конфессиональной жизни белорусской диаспоры?
— Церковь не вмешивается в дела государства, государство не занимается делами церковными. Существует четкое разделение. Наша главная обеспокоенность заключается в том, что в Польше абсолютное большинство населения — католики. Мы сталкиваемся не с проблемой вмешательства государства в жизнь православной общины, а с издержками межконфессиональных отношений. Оказывается внутреннее давление. Находятся деятели, которые заявляют, что, мол, Польша — для поляков, а остальные должны уехать в другие страны. Иногда от отдельных представителей польского населения исходит такая тональность. Существуют некоторые националистические тенденции, призывающие забыть историю и традиции других народов.
— Вы говорите об отдельных частных случаях?
— Если попытаться проследить историю Польши по учебникам, можно заметить, что в них отсутствуют важные исторические факты, которые мы, белорусы, считаем важными. Например, ничего не говорится о православной конфессиональной жизни в межвоенный период, когда имело место давление на православие. В послевоенный период православных белорусов и украинцев вынуждали переезжать на западные рубежи страны, ранее принадлежавшие Германии. Людей просто собрали и в принудительном порядке переселили с Востока на Запад. Польское государство того времени планировало разрушить православие на своей территории. Но вы не найдете упоминаний об этих исторических событиях в официальных источниках. Они замалчиваются, поскольку в современной Польше говорить о государственном вмешательстве в конфессиональную жизнь не принято, неудобно, неполиткорректно. Ведь это был административный прессинг, а не воля прихожан. Сейчас это уже пережитки прошлого. Можно свободно проповедовать, преподавать в школах уроки Закона Божия как для католиков, так и для православных. Еженедельно для занятий отводится два часа. Для проведения таких уроков необходимо иметь не только педагогическое, но и богословское образование, но, тем не менее, христианские ценности прививаются.
— В целом диаспора ощущает свою этническую принадлежность к белорусскому государству?
Михаил Болтрик: — Белорусы Белостока — не диаспора, а коренное население. На этой земле жили мой дед, прадед. Я родился в Белостоке и до семи лет говорил только по-белорусски, польского языка не знал. Польскую филологию освоил значительно позже. Это наша этническая земля.

Источник: http://gate.belta.by/

 
Дата публикации:28.05.2010
Тематика:Культура, Культура
Просмотров:3667
 
Ключевые слова:
Белорусы Белорусская диаспора
 
 


Комментарии



 



Другие новости по этой теме