Арабский мир внимательно и пристрастно наблюдает за событиями в Египте и - ранее - в Тунисе. В Египте массовые демонстрации начались вскоре после того как манифестанты вынудили бежать президента Туниса. Может ли за этим последовать эффект домино, подобный тому, что изменил положение дел в Восточной Европе в 1989 году?
Египет
Потрясенный двумя с лишним неделями протестов, Египет утратил репутацию мощной и стабильной страны. Открытое неповиновение властям и призывы к отставке президента Хосни Мубарака привели к тому, что он пообещал не баллотироваться на следующих выборах, намеченных на сентябрь. Однако уходить немедленно Мубарак не собирается, а значит, протесты продолжаются. И кто окажется в выигрыше, сказать пока сложно.
Как в Тунисе, так и в Египте люди жили в сложных экономических условиях; власти были коррумпированны; у народа - очень мало способов выразить неудовлетворение политической системой.
25 января манифестанты заявили о проведении "дня революции", собравшего в центре Каира и в других городах тысячи и тысячи людей - такого количества демонстрантов страна не видела со времен "хлебных беспорядков" 1970-х. Ответ полиции - водометы и резиновые пули - вызвал гневную реакцию. Последовало несколько дней массовых стычек. Около 300 человек погибли, сотни ранены.
Многие эксперты указывают: мощь уличных протестов означает, что теперь в Египте неизбежны перемены. Однако что это будут за перемены, пока не понятно.
США призывают к "упорядоченному переходу" к более демократической системе. Западные страны опасаются, что вакуум власти и образующийся в результате хаос могут привести к расцвету военизированных исламистских группировок.
Если в стране пройдут свободные и честные выборы, консервативное исламистское "Мусульманское братство", по всей видимости, покажет впечатляющие результаты. Однако никто не может сейчас ответить на вопрос о том, добьется ли эта организация своей цели - создания государства, живущего по законам ислама, но при этом - руководствуясь демократическими принципами. И как появление "Мусульманского братства" у руля в Египте скажется на отношениях страны с США и Израилем?
Йемен
После нескольких дней протестов президент Йемена Абдулла Салех, правящий страной три десятилетия, объявил 2 февраля, что не намерен баллотироваться на очередных выборах.
Кроме того, он заявил парламенту, что не собирается передавать власть сыну, и добавил: "Никакого продления, никакого наследия, никакого возврата в исходное положение". Эти слова прозвучали за сутки до намеченных оппозицией митингов по всей стране. Салех призвал своих противников прекратить протесты, но они отвергли это предложение и заявили, что все равно проведут "день гнева".
Беспорядки в Йемене нарастали со времени "жасминовой революции" в Тунисе. 27 января десятки тысяч жителей страны вышли на демонстрацию в столице Сане с требованием отставки Салеха. Президент попытался утихомирить граждан, приказав 23 января вдвое сократить подоходный налог и взять под государственный контроль цены на базовые продукты.
Кроме того, правительство освободило 36 человек, посаженных в тюрьму ранее за участие в акциях протеста. В то же время президент увеличил зарплаты бюджетникам и служащим вооруженных сил.
Йемен - самая бедная из всех арабских стран; почти половина населения здесь живет менее чем на 2 доллара в день.
Алжир
С ростом зимних демонстраций в Тунисе в соседней стране на улицы тоже вышло множество молодых людей. Как и в Тунисе, поводом послужили экономические проблемы, в частности, резкий рост цен на продовольствие.
Алжир с 1992 года живет в условиях чрезвычайного положения, и демонстрации в столице запрещены. Время от времени в других районах страны случались акции протеста, однако в последние недели митинги проходили всюду, в том числе - впервые - и в столице.
Однако эскалации напряженности по тунисскому типу здесь не произошло. Наблюдатели говорят, что охлаждению страстей способствовали относительно спокойная реакция на происходящее со стороны сил безопасности, а также попытки властей обуздать рост цен.
Правительство Алжира располагает значительными средствами от экспорта нефти и газа; оно пытается погасить общественное недовольство программой огромных государственных трат. Однако проблемы остаются, и в их числе безработица, коррупция, бюрократия и недостаток политических реформ.
Бурная недавняя история Алжира резко отличается от тунисской. В 1990-е годы самым заметным элементом алжирской политики была борьба вооруженных сил страны с вооруженными исламистами. В 1992 году парламентские выборы выиграла одна из исламистских партий, однако результаты голосования были аннулированы, что привело к кровопролитной гражданской войне, в которой погибли более 150 тысяч человек.
Ливия
Полковник Муамар Каддафи правит страной уже 41 год - это рекорд для современной Африки и Ближнего Востока. Он же считается одним из самых автократичных лидеров региона.
Когда из соседнего Туниса бежал свергнутый президент, Каддафи сказал: "Теперь Тунис живет в страхе".
В Ливии строго запрещены любые акции протеста, однако в последнее время приходили сообщения о волнениях в портовом городе Аль-Байда.
Правительство страны недавно объявило об увеличении расходов на жилищное строительство.
Иордания
На волне массовых акций протеста, охвативших страну, король Абдалла 1 февраля отправил в отставку правительство и дал указание новому премьер-министру Маруфу Бахиту начать политические реформы.
Как и в других государствах региона, в Иордании растет недовольство бедностью и безработицей; кроме того, манифестанты требуют прямых выборов главы правительства.
Влиятельное иорданское оппозиционное движение, Фронт исламского действия, подчеркивает, что не добивается свержения короля Абдаллы, но отмечает, что недовольно назначением Бахита.
Иорданией правит королевская семья, и некоторые слои общества очень лояльны монархии. Сам король Абдалла, похоже, не является объектом народного гнева.
Марокко
Как и Тунис, Марокко сталкивается со сложными экономическими проблемами. Кроме того, руководство страны обвиняют в коррупции.
Репутация Марокко изрядно пострадала, когда сайт Wikileaks обнародовал данные о росте коррупции в этой стране, в частности, касающейся деловых связей королевской семьи и "ужасающей алчности" людей, близких к королю Мохаммеду VI.
В опубликованных Wikileaks депешах, передававшихся американским посольством в Тунисе, содержались аналогичные обвинения и в адрес близких президента этой страны бен Али.
Однако в Марокко, как в Египте или Алжире, допускается хоть и ограниченная, но все же свобода самовыражения, и властям этой страны пока удается сдерживать негодование населения.
Подобно Иордании, это монархия, в которой общество в целом весьма позитивно относится к королевской семье.
Русская служба BBC
4 февраля 2011
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/0-1/1366/4250
Текущая дата: 08.01.2025