Экономический суд СНГ (ЭС СНГ) продолжит 22 июня подготовку дела к судебному разбирательству по иску Беларуси к России по пошлинам на нефтепродукты в рамках распорядительного заседания. Первое заседание по иску ЭС СНГ провел 21 апреля
Министерство юстиции Беларуси 25 марта обратилось в ЭС СНГ с исковым заявлением по вопросу, касающемуся правомерности взимания вывозных таможенных пошлин на продукты переработки нефти и нефтехимическое сырье, поставляемые из России в Беларусь. С 1 января 2010 года на основании телетайпограммы первого заместителя руководителя Федеральной таможенной службы России продукты переработки нефти, в том числе нефтехимическое сырье, поставляемые из России в Беларусь, облагаются вывозной таможенной пошлиной. Суть искового заявления заключается в том, что заключенные международные договоры в рамках СНГ и ЕврАзЭС, а также соответствующие международные договоры между Беларусью и Россией предусматривают беспошлинную торговлю в рамках режима свободной торговли. Например, соглашением между правительством Беларуси и правительством России о свободной торговле от 13 ноября 1992 года и протоколом о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Беларусью и Россией от 6 января 1995 года установлено, что стороны не применяют пошлины во взаимной торговле. Единственным исключением из режима беспошлинной торговли является сырая нефть, часть которой облагается экспортной пошлиной в соответствии со специальным двусторонним соглашением. Взаимная торговля всеми остальными товарами должна осуществляться беспошлинно.
Первое заседание по иску ЭС СНГ провел 21 апреля. Тогда было решено принять к рассмотрению исковое заявление правительства Беларуси к правительству России о нарушении положений действующих договоров о свободной торговле и Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС в связи с введением пошлин на нефтепродукты, вывозимые с территории России в Беларусь.
На втором заседании суда, прошедшем 18-19 мая, решались вопросы об уточнении требований заявления правительства Беларуси, необходимости получения отзыва правительства России, представлении необходимых дополнительных материалов с указанием сроков совершения этих действий и т.д. Минюст Беларуси 24 мая заявил о безосновательном затягивании судебного процесса, выразив категорическое несогласие с продолжением процесса подготовки дела к судебному разбирательству. Минюст отметил, что в соответствии с пунктом 61 регламента коллегия суда не позднее тридцати дней после принятия дела к производству проводит распорядительное заседание, по результатам которого выносит определение, в котором должно быть указано, помимо прочего, время основного заседания суда. Заявление правительства Беларуси было принято к производству 21 апреля. Таким образом, суд обязан был до 21 мая текущего года назначить дату проведения первого заседания для рассмотрения дела по существу. Минюст направил соответствующее обращение в суд с просьбой вернуться к рассмотрению вопроса о дате основного заседания.
Накануне второго заседания Минюст Беларуси получил от суда доступ к материалам дела. Ознакомившись с ними, ведомство заявило о том, что назначение гражданина России Юрия Мишальченко генеральным советником по нефтяному иску в ЭС СНГ может противоречить принципам равенства сторон и справедливости, при этом отметив, что решение о назначении генсоветника формально не противоречит регламенту суда. Минюст обратил внимание, что Юрий Мишальченко, кроме того, что является гражданином одной из сторон по делу, работает на профессорских должностях в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов и Северо-Западной академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Эти учебные заведения имеют прямые организационно-структурные связи с высшими органами управления России, в том числе с правительством РФ, которое проходит ответчиком по делу, а также является учредителем Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Кроме того, в соответствии с указом Президента РФ от 10 ноября 2006 года №1264, деятельность Северо-Западной академии государственной службы координирует Российская академия государственной службы при Президенте РФ, учредитель которой тоже правительство.
В начале июня белорусская сторона, реализуя свое право, предусмотренное пунктом 40 регламента ЭС СНГ, выступило с ходатайством о применении меры обеспечительного характера к российской стороне. В качестве такой меры суду предложено запретить Российской Федерации взимать вывозную таможенную пошлину на нефтепродукты, поставляемые из России в Беларусь, до принятия окончательного судебного решения по данному вопросу. Вынесение судом решения о временном запрете взимания пошлины на нефтепродукты позволило бы сохранить кооперационные связи между предприятиями, повысить конкурентоспособность продукции предприятий России и Беларуси на мировом рынке.
Экономический суд СНГ выполняет функции экономического суда ЕврАзЭС, а с 1 июля 2010 года должен начать выполнять функции суда Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Участниками Соглашения о статусе Экономического суда СНГ являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Россия и Узбекистан.
21 июня 2010 Минск БЕЛТА
Первое заседание по иску ЭС СНГ провел 21 апреля. Тогда было решено принять к рассмотрению исковое заявление правительства Беларуси к правительству России о нарушении положений действующих договоров о свободной торговле и Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС в связи с введением пошлин на нефтепродукты, вывозимые с территории России в Беларусь.
На втором заседании суда, прошедшем 18-19 мая, решались вопросы об уточнении требований заявления правительства Беларуси, необходимости получения отзыва правительства России, представлении необходимых дополнительных материалов с указанием сроков совершения этих действий и т.д. Минюст Беларуси 24 мая заявил о безосновательном затягивании судебного процесса, выразив категорическое несогласие с продолжением процесса подготовки дела к судебному разбирательству. Минюст отметил, что в соответствии с пунктом 61 регламента коллегия суда не позднее тридцати дней после принятия дела к производству проводит распорядительное заседание, по результатам которого выносит определение, в котором должно быть указано, помимо прочего, время основного заседания суда. Заявление правительства Беларуси было принято к производству 21 апреля. Таким образом, суд обязан был до 21 мая текущего года назначить дату проведения первого заседания для рассмотрения дела по существу. Минюст направил соответствующее обращение в суд с просьбой вернуться к рассмотрению вопроса о дате основного заседания.
Накануне второго заседания Минюст Беларуси получил от суда доступ к материалам дела. Ознакомившись с ними, ведомство заявило о том, что назначение гражданина России Юрия Мишальченко генеральным советником по нефтяному иску в ЭС СНГ может противоречить принципам равенства сторон и справедливости, при этом отметив, что решение о назначении генсоветника формально не противоречит регламенту суда. Минюст обратил внимание, что Юрий Мишальченко, кроме того, что является гражданином одной из сторон по делу, работает на профессорских должностях в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов и Северо-Западной академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Эти учебные заведения имеют прямые организационно-структурные связи с высшими органами управления России, в том числе с правительством РФ, которое проходит ответчиком по делу, а также является учредителем Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Кроме того, в соответствии с указом Президента РФ от 10 ноября 2006 года №1264, деятельность Северо-Западной академии государственной службы координирует Российская академия государственной службы при Президенте РФ, учредитель которой тоже правительство.
В начале июня белорусская сторона, реализуя свое право, предусмотренное пунктом 40 регламента ЭС СНГ, выступило с ходатайством о применении меры обеспечительного характера к российской стороне. В качестве такой меры суду предложено запретить Российской Федерации взимать вывозную таможенную пошлину на нефтепродукты, поставляемые из России в Беларусь, до принятия окончательного судебного решения по данному вопросу. Вынесение судом решения о временном запрете взимания пошлины на нефтепродукты позволило бы сохранить кооперационные связи между предприятиями, повысить конкурентоспособность продукции предприятий России и Беларуси на мировом рынке.
Экономический суд СНГ выполняет функции экономического суда ЕврАзЭС, а с 1 июля 2010 года должен начать выполнять функции суда Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Участниками Соглашения о статусе Экономического суда СНГ являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Россия и Узбекистан.
21 июня 2010 Минск БЕЛТА
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/0-1/1414/1127
Текущая дата: 31.10.2024