Белорусский портал в Казахстане

На Майдане столкнулись две ментальности



По мнению писателя Андрея Куркова, Майдан пока не выдвинул яркого политического лидера.

На Украине вступает в силу закон об амнистии в отношении участников акций протеста. Противники действующей украинской власти начали в ночь с субботы на воскресенье освобождать захваченные ранее здания городских администраций и частично разблокировали улицу Грушевского в центре Киева, на которой происходили ожесточенные столкновения.

Освобождение занятых административных зданий было одним из условий прекращения уголовного преследования демонстрантов. Другим условием было разблокирование перекрытых улиц до понедельника.

О том, что сейчас происходит в Киеве, рассказал в программе "БибиСева" украинский писатель Андрей Курков.

Андрей Курков: Я живу в пяти минутах ходьбы от Майдана. На протяжении последних трех месяцев у нас здесь, на моей улице, происходили всяческие неприятности: сожгли одну машину, разбили окна в нескольких других, ходили какие-то темные личности - стояли в парадных, дежурили и кого-то высматривали. В последние дни этого нет.

Днем многие люди идут смотреть, гулять, общаться на Майдан, на улицу Грушевского. Вечером обстановка там немного более напряженная - когда жители Майдана, живущие в палатках, в захваченных зданиях, остаются один на один с ночью, они становятся менее приветливыми и разговорчивыми.

Но главное, что те, кто стоят на Майдане, они не знают результата, который бы они хотели увидеть. Из тех, кто думает, все понимают, что Янукович в отставку не уйдет. Многие говорят, если получится, что мы боролись все эти месяцы за то, чтобы президентом стал Яценюк или Тягнибок, либо еще кто-то – это будут просто выброшенные месяцы из жизни, потому что вряд ли они будут менять систему, а нужна перезагрузка власти.

И вот сейчас наступило такое мысленное раздорожье у многих участников и у тех, кто симпатизирует протестам. То есть они не могут понять, какой результат смог бы их удовлетворить хотя бы в качестве символического результата.

ВВС: А само протестное движение так никого и не выдвинуло?

Андрей Курков: Немного, скажем так, припоказало лица лидеров "Правого сектора". Один из них вполне вменяемый, типичный правый политик – Дмитрий Ярош. То есть, если "Правый сектор" станет партией, а мне кажется, это было бы логично, то может, и другие лидеры будут стараться выдвинуть себя.

Но яркого, молодого и энергичного, заметного, к которому бы массы стали прислушиваться, такого эти протесты не выдвинули.

ВВС: Даже если не будет никаких конкретных результатов и последствий протестов, и Янукович останется у власти, то этот протест, тем не менее, уже становится колоссальным процессом самоосознания и самоощущения, и самообразования – люди постепенно приходят к какой-то мысли, которая кристаллизуется сейчас в народных массах. Что им надо, чего они хотят?


Андрей Курков: Очень многое уже достигнуто. Сейчас, скажем так, духовно-политически Западная Украина расширилась и занимает теперь площадь в три раза большую, чем раньше. Киев тоже принял, если не идеологию, то дух Западной Украины, и полностью поддерживал и поддерживает Майдан.

Ясно, что большинство тех, кто стоит на Майдане – это представители маленьких сел и городков. Можно так сказать, что это патриоты без высшего образования. Но за два-три месяца стояния там - а ведь на Майдане работал и Открытый университет, и шли различные дискуссии – они политически подковались очень сильно. Так что началось все это как Школа революции, а может закончиться Университетом политических наук.

ВВС: Видите ли вы нынешний исход как некий цивилизованный компромисс между властью и протестным движением?

Андрей Курков: Цивилизованный компромисс подразумевает примерно одинаковый уровень цивилизованности обеих сторон. Здесь же разговаривают между собой две различные ментальности и два разных исторических опыта. Ясно, что партия власти – Партия регионов – уступать не собирается и будет стоять до последнего. Кроме того, они сильны тем, что своих не сдают, даже если свои уже погрязли и в коррупции, и в каких-то преступлениях. Потому их монолитность, с одной стороны, отличает эту силу. Когда Янукович что-нибудь говорит, они кивают и даже готовы прислушиваться, но как только Янукович меняет риторику на более жесткую, все с радостью выдыхают и заявляют, что вначале они были готовы предложить пост в правительстве оппозиции, а теперь они не пустят ее в новый кабинет министров.

С другой стороны, каждый из лидеров оппозиции понимает, что, разговаривая с властью, он теряет свой рейтинг.

Но парадокс сейчас в том, что у Януковича рейтинг укрепился и вырос на его территории – в Луганской и Донецкой областях. Там пропаганда как работала, так и работает против западноукраинского духа свободы, против Европы. Поэтому он, наверное, опять возглавил список защитников Донбаса от какой-нибудь "фашистско-украинской чумы", про которую говорят на местном телевидении, а иногда и на государственных телеканалах.

Служба ВВС, 18 февраля 2014

Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/0-3/725/25070
Текущая дата: 16.11.2024