Спектакли в сценографии Бориса Герлована стали легендой Национального академического театра имени Янки Купалы.
Более полувека обогащает сценическое искусство Беларуси выдающийся мастер сцены, блестящий театральный художник Борис Федосеевич Герлован, лауреат Государственных премий СССР и Беларуси, премии имени Евстигнея Мировича, специальной премии Президента Республики Беларусь, обладатель "Хрустальной Павлинки".
Родился Борис Герлован в Украине в 1937 году. Еще в школе у него проявилась склонность к рисованию, и в 1952 году он отправился в Молдавию, откуда родом был его отец, учиться в художественном училище. После армии Герлован поступил в Белорусский театрально-художественный институт на отделение станковой живописи. Одновременно начал работать декоратором в Театре юного зрителя, а в 1962 году главный художник Белорусского театра имени Янки Купалы Армен Григорьянц пригласил его декоратором в Купаловский театр, с которым Борис Федосеевич и связал всю свою дальнейшую творческую жизнь. В институте он перевелся с отделения живописи на художественно-декоративное, в мастерскую Евгения Чемодурова и Павла Масленикова, а в театре под руководством Григорьянца от спектакля к спектаклю совершенствовал свое мастерство.
Борис Герлован работал со многими талантливыми режиссерами, в том числе с Борисом Эриным, Георгием Щербаковым, Владимиром Маланкиным, но большую и лучшую часть своих постановок осуществил с Валерием Раевским. В 1976 году Борис Федосеевич стал главным художником Национального академического театра имени Янки Купалы. Более 100 спектаклей поставил он на сцене этого театра, оформлял спектакли и в других городах Беларуси, а также за ее пределами - в России, Польше, Словении и Ирландии. Среди его лучших и наиболее ярких работ - спектакли "Мещанин во дворянстве" Мольера, "Последний шанс" Василя Быкова, "Мудромер" Николая Матуковского и многие другие.
Своеобразную декоративную белорусскую сюиту составили оформленные им спектакли "Разоренное гнездо" Янки Купалы, "Плач перепелки" Ивана Чигринова, "Порог" Алексея Дударева. С именем Бориса Герлована связаны лучшие достижения Купаловского театра последних десятилетий: "Ромул Великий" Фридриха Дюрренматта, "Чичиков" по поэме Николая Гоголя, "Потерянный рай" Андрея Курейчика. Безусловным успехом Бориса Герлована стали спектакли "Князь Витовт" и "Черная панна Несвижа" Алексея Дударева - праздничное путешествие в наше легендарное прошлое.
Бережно относясь к традициям национальной сцены, Борис Федосеевич Герлован творчески обрабатывает их, обращается к эксперименту, постоянно ищет новую сценическую образность. Если в спектакле "Люди на болоте" Ивана Мележа сценограф возобновил точную атмосферу жизни крестьян белорусского Полесья, то в спектакле "Буря" Уильяма Шекспира создал удивительный, феерический, неповторимый мир.
Благодаря своему таланту Герлован является полноправным соавтором драматургического произведения. Его творчество отличает яркая образность художественного мышления, метафоричность, использование необычных фактур и материалов, объемных декораций, трансформирующихся по ходу действия, гармоничное сочетание цвета, фактур и световой партитуры. Единство этих составляющих и придает сценографии Герлована яркую зрелищность и эмоциональную выразительность.
За большой личный вклад в развитие театрального искусства Борис Герлован награжден орденом и медалью Франциска Скорины.
25 декабря 2012, Минск
Анна Громыко - БЕЛТА
Родился Борис Герлован в Украине в 1937 году. Еще в школе у него проявилась склонность к рисованию, и в 1952 году он отправился в Молдавию, откуда родом был его отец, учиться в художественном училище. После армии Герлован поступил в Белорусский театрально-художественный институт на отделение станковой живописи. Одновременно начал работать декоратором в Театре юного зрителя, а в 1962 году главный художник Белорусского театра имени Янки Купалы Армен Григорьянц пригласил его декоратором в Купаловский театр, с которым Борис Федосеевич и связал всю свою дальнейшую творческую жизнь. В институте он перевелся с отделения живописи на художественно-декоративное, в мастерскую Евгения Чемодурова и Павла Масленикова, а в театре под руководством Григорьянца от спектакля к спектаклю совершенствовал свое мастерство.
Борис Герлован работал со многими талантливыми режиссерами, в том числе с Борисом Эриным, Георгием Щербаковым, Владимиром Маланкиным, но большую и лучшую часть своих постановок осуществил с Валерием Раевским. В 1976 году Борис Федосеевич стал главным художником Национального академического театра имени Янки Купалы. Более 100 спектаклей поставил он на сцене этого театра, оформлял спектакли и в других городах Беларуси, а также за ее пределами - в России, Польше, Словении и Ирландии. Среди его лучших и наиболее ярких работ - спектакли "Мещанин во дворянстве" Мольера, "Последний шанс" Василя Быкова, "Мудромер" Николая Матуковского и многие другие.
Своеобразную декоративную белорусскую сюиту составили оформленные им спектакли "Разоренное гнездо" Янки Купалы, "Плач перепелки" Ивана Чигринова, "Порог" Алексея Дударева. С именем Бориса Герлована связаны лучшие достижения Купаловского театра последних десятилетий: "Ромул Великий" Фридриха Дюрренматта, "Чичиков" по поэме Николая Гоголя, "Потерянный рай" Андрея Курейчика. Безусловным успехом Бориса Герлована стали спектакли "Князь Витовт" и "Черная панна Несвижа" Алексея Дударева - праздничное путешествие в наше легендарное прошлое.
Бережно относясь к традициям национальной сцены, Борис Федосеевич Герлован творчески обрабатывает их, обращается к эксперименту, постоянно ищет новую сценическую образность. Если в спектакле "Люди на болоте" Ивана Мележа сценограф возобновил точную атмосферу жизни крестьян белорусского Полесья, то в спектакле "Буря" Уильяма Шекспира создал удивительный, феерический, неповторимый мир.
Благодаря своему таланту Герлован является полноправным соавтором драматургического произведения. Его творчество отличает яркая образность художественного мышления, метафоричность, использование необычных фактур и материалов, объемных декораций, трансформирующихся по ходу действия, гармоничное сочетание цвета, фактур и световой партитуры. Единство этих составляющих и придает сценографии Герлована яркую зрелищность и эмоциональную выразительность.
За большой личный вклад в развитие театрального искусства Борис Герлован награжден орденом и медалью Франциска Скорины.
25 декабря 2012, Минск
Анна Громыко - БЕЛТА
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/0-3/794/18546
Текущая дата: 18.11.2024