Католическая церковь США намерена причислить к лику святых первую представительницу коренных жителей континента.
Катери Текаквита из племени мохок умерла более 300 лет назад, однако верующие утверждают, что она продолжает творить чудеса, последнее их которых было отмечено не далее как в 2006 году.
Иезуиты сразу смекнули, что Катери могла быть святой, и по свежим следам стали составлять ее жизнеописание для потомков. Таким образом, ее история стала самой детально задокументированной среди североамериканских индейцев.
Время сильных потрясений
Катери Текаквита из племени мохок родилась в деревне Оссерненон в 1656 году. По словам профессора Монреальского университета МакГилл Алана Грира, это было время сильных потрясений, страшных эпидемий и насилия.
Индейцы разных племен сражались друг с другом и с многочисленными колонизаторами - голландцами, французами и англичанами.
Бледнолицые привезли с собой множество болезней, в том числе оспу, к которой у индейцев не было иммунитета. Родители Катери и ее младший брат погибли от этой болезни, а сама девушка, хотя и выжила, покрылась шрамами и почти потеряла зрение. Собственно имя "Текаквита" на языке мохоков означает "та, которая движется на ощупь".
Ответственность за гибель соплеменников от неизвестных ранее болезней мохоки возложили на французских миссионеров-иезуитов, многие из которых поплатились за это жизнью (некоторые из них впоследствии были канонизированы).
Однако вскоре индейцы заключили мир с французами и даже разрешили им жить бок о бок.
"Мохоки осторожно выбирали себе союзников, так, чтобы не попасть к ним в зависимость. Это был своего рода дипломатический альянс", - поясняет профессор Грир.
Вопросы религии волновали индейцев в меньшей степени, во всяком случае долгое время считалось, что Катери была единственным членом своей общины, которую крестили на Пасху 1676 года и обратили в католическую веру.
Как полагает Алан Грир, на самом деле половина индейцев в ее деревне были крещеными.
Религиозный пыл
Однако Катери поплатилась за веру. Ее дядя, вождь деревни, был недоволен тем, что девушка обратилась в католическую веру и отказалась выходить замуж за индейца-мохока.
Катери пришлось покинуть родную деревню и где пешком, где на каноэ добираться за 320 километров до поселка миссионеров Канаваке под Монреалем.
Там она стала образцом религиозного рвения. Катери дала обет безбрачия, босиком ходила по льду, снегу и раскаленным углям и спала на кровати из терниев.
"Она истязала себя всеми возможными способами: бессонницей, постом, холодом, огнем и веригами, которыми до крови обдирала себе плечи по нескольку раз в неделю", - вспоминал живший в Канаваке миссионер Пьер Шолене.
Даже иезуиты считали, что она порой переусердствует.
Однако по мнению исследователя Оренды Буше, которая живет среди индейцев в Канаваке, Катери Текаквита с детства была приучена к ритуалам, когда индейцы-мужчины через различные испытания закаляли себя перед битвами, поэтому ее индейские верования органично сплелись с христианской религией.
Некоторые мохоки из Канаваке равнодушны к своей знаменитой предшественнице. Многим индейцам, в культуре которых центральной фигурой является многодетная мать, непонятна идея вечной девственницы и "христовой невесты". У других Катери вызывает неприятные ассоциации с колонизаторами, потерей земель и традиций.
И все же сегодня 680 тысяч из двух с половиной миллионов коренных американцев причисляют себя к католикам. Они-то и молились за то, чтобы Катери была причислена к лику святых. И молитвы их, похоже, были услышаны.
Чудеса
Катери умерла в 24 года, и сразу после ее смерти миссионеры стали наблюдать чудеса.
У мертвой девушки разгладились шрамы на лице, а вскоре после похорон она стала являться многим верующим.
Но настоящий бум начался только в 2006 году, когда 5-летний малыш, наполовину индеец, упал во время игры в баскетбол и, поранившись, подхватил потенциально смертельную инфекцию. Тогда монахиня, сестра Катери Митчелл обратилась с призывом молиться Катери Текаквите за выздоровление мальчика, и свершилось исцеление, которое даже по меркам Ватикана можно было считать чудесным.
Люди потянулись к гробнице Катери, и истории чудесного исцеления зазвучали одна за другой. Кому-то Катери исцелила маленький ожог, кому-то помогла прозреть...
Ну а после того, как в декабре прошлого года сам Папа Бенедикт XVI объявил о намерении канонизировать Катери Текаквиту, паломники и просто любопытствующие потоком хлынули к гробнице.
"Когда я приехал сюда, это было очень тихое место, - рассказывает монах Марк Стид, настоятель базилики, где покоится прах Катери. - А потом вдруг было объявлено, что ее собираются провозгласить святой, и все словно с ума посходили".
Марк Стид против шумихи, поднятой вокруг первой индейской святой, и он очень хотел бы, чтобы усыпальница осталось местом молитв, а не "балаганом".
"В этом месте явно витает святой дух, ведь Катери была тверда в своей вере", - уверяет он.
Служба ВВС, 20 октября 2012
Иезуиты сразу смекнули, что Катери могла быть святой, и по свежим следам стали составлять ее жизнеописание для потомков. Таким образом, ее история стала самой детально задокументированной среди североамериканских индейцев.
Время сильных потрясений
Катери Текаквита из племени мохок родилась в деревне Оссерненон в 1656 году. По словам профессора Монреальского университета МакГилл Алана Грира, это было время сильных потрясений, страшных эпидемий и насилия.
Индейцы разных племен сражались друг с другом и с многочисленными колонизаторами - голландцами, французами и англичанами.
Бледнолицые привезли с собой множество болезней, в том числе оспу, к которой у индейцев не было иммунитета. Родители Катери и ее младший брат погибли от этой болезни, а сама девушка, хотя и выжила, покрылась шрамами и почти потеряла зрение. Собственно имя "Текаквита" на языке мохоков означает "та, которая движется на ощупь".
Ответственность за гибель соплеменников от неизвестных ранее болезней мохоки возложили на французских миссионеров-иезуитов, многие из которых поплатились за это жизнью (некоторые из них впоследствии были канонизированы).
Однако вскоре индейцы заключили мир с французами и даже разрешили им жить бок о бок.
"Мохоки осторожно выбирали себе союзников, так, чтобы не попасть к ним в зависимость. Это был своего рода дипломатический альянс", - поясняет профессор Грир.
Вопросы религии волновали индейцев в меньшей степени, во всяком случае долгое время считалось, что Катери была единственным членом своей общины, которую крестили на Пасху 1676 года и обратили в католическую веру.
Как полагает Алан Грир, на самом деле половина индейцев в ее деревне были крещеными.
Религиозный пыл
Однако Катери поплатилась за веру. Ее дядя, вождь деревни, был недоволен тем, что девушка обратилась в католическую веру и отказалась выходить замуж за индейца-мохока.
Катери пришлось покинуть родную деревню и где пешком, где на каноэ добираться за 320 километров до поселка миссионеров Канаваке под Монреалем.
Там она стала образцом религиозного рвения. Катери дала обет безбрачия, босиком ходила по льду, снегу и раскаленным углям и спала на кровати из терниев.
"Она истязала себя всеми возможными способами: бессонницей, постом, холодом, огнем и веригами, которыми до крови обдирала себе плечи по нескольку раз в неделю", - вспоминал живший в Канаваке миссионер Пьер Шолене.
Даже иезуиты считали, что она порой переусердствует.
Однако по мнению исследователя Оренды Буше, которая живет среди индейцев в Канаваке, Катери Текаквита с детства была приучена к ритуалам, когда индейцы-мужчины через различные испытания закаляли себя перед битвами, поэтому ее индейские верования органично сплелись с христианской религией.
Некоторые мохоки из Канаваке равнодушны к своей знаменитой предшественнице. Многим индейцам, в культуре которых центральной фигурой является многодетная мать, непонятна идея вечной девственницы и "христовой невесты". У других Катери вызывает неприятные ассоциации с колонизаторами, потерей земель и традиций.
И все же сегодня 680 тысяч из двух с половиной миллионов коренных американцев причисляют себя к католикам. Они-то и молились за то, чтобы Катери была причислена к лику святых. И молитвы их, похоже, были услышаны.
Чудеса
Катери умерла в 24 года, и сразу после ее смерти миссионеры стали наблюдать чудеса.
У мертвой девушки разгладились шрамы на лице, а вскоре после похорон она стала являться многим верующим.
Но настоящий бум начался только в 2006 году, когда 5-летний малыш, наполовину индеец, упал во время игры в баскетбол и, поранившись, подхватил потенциально смертельную инфекцию. Тогда монахиня, сестра Катери Митчелл обратилась с призывом молиться Катери Текаквите за выздоровление мальчика, и свершилось исцеление, которое даже по меркам Ватикана можно было считать чудесным.
Люди потянулись к гробнице Катери, и истории чудесного исцеления зазвучали одна за другой. Кому-то Катери исцелила маленький ожог, кому-то помогла прозреть...
Ну а после того, как в декабре прошлого года сам Папа Бенедикт XVI объявил о намерении канонизировать Катери Текаквиту, паломники и просто любопытствующие потоком хлынули к гробнице.
"Когда я приехал сюда, это было очень тихое место, - рассказывает монах Марк Стид, настоятель базилики, где покоится прах Катери. - А потом вдруг было объявлено, что ее собираются провозгласить святой, и все словно с ума посходили".
Марк Стид против шумихи, поднятой вокруг первой индейской святой, и он очень хотел бы, чтобы усыпальница осталось местом молитв, а не "балаганом".
"В этом месте явно витает святой дух, ведь Катери была тверда в своей вере", - уверяет он.
Служба ВВС, 20 октября 2012
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/0-3/811/16977
Текущая дата: 18.11.2024