Главный муфтий Таджикистана Сайидмукаррам Абдукодирзода призвал правоверных мусульман страны отказаться от празднования григорианского Нового года.
В Таджикистане по-прежнему празднуют Новый год, но не так масштабно, как в советское время
По мнению священнослужителя, новогодний праздник противоречит канонам ислама, а также не соответствует национальным традициям таджиков.
"Мусульмане должны придерживаться своих обычаев, - заявил муфтий. - Украшение новогодней елки, танцы, игры не являются частью нашей культуры. Празднование григорианского Нового года, имеющего религиозные корни, не только противоречит законам ислама, но и традициям таджиков. У нас есть много своих хороших праздников".
Кроме того, богослов напомнил верующим не только о религиозном характере новогодних торжеств, но и о связанных с ними традициях: распитии спиртных напитков и употреблении большого количества еды. Ислам же осуждает употребление спиртного и чревоугодие.
Муфтий - высшее духовное лицо у мусульман, он наделен правом выносить решения по религиозным вопросам и давать разъяснения по применению шариата.
Наставления богословов носят рекомендательный характер и не имеют юридической силы. Однако учитывая растущее влияние ислама в Таджикистане, призывы священнослужителей имеют огромное значение для верующих страны.
Торжеств все меньше
Празднование новогодних торжеств в Таджикистане стало традицией, к которой нужно относиться очень осторожно, считает политолог Шокирджон Хакимов.
"В стране немало граждан, которые выступают за отмену Нового года, но есть огромное количество людей, считающих это торжество своим. Ущемлять их права нельзя", - отметил Хакимов.
Между тем, в последние несколько лет таджикская общественность активно обсуждает возможность отмены новогодних торжеств. В таджикском сегменте социальной сети Facebook можно прочесть сотни комментариев сторонников и оппонентов Нового года.
"Новый год - это лишний повод собраться с семьей и близкими людьми и подвести итоги прошедшего года, понять, что достигнуто и как жить дальше", - пишет один из пользователей, отвечая на вопрос о необходимости празднования наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января.
"Мы мусульмане? Новый год наш праздник? Откуда он взялся? У нас есть свой Новый год? Почему мы не задаемся этими вопросами? И почему не хотим узнать правду о нашей истории?", - задается вопросом другой.
Несмотря на продолжающиеся споры, таджикские власти разрешили проведение на главной площади страны праздничного представления, хотя время, отведенное для праздника, было сокращено. По словам Шавката Саидова - пресс-секретаря мэра Душанбе - это сделано по соображениям безопасности и экономии бюджетных средств.
"Ни о какой отмене Нового года речи не идет. Мы живем по григорианскому календарю. И пока планов менять его у властей не было", - подчеркнул Шавкат Саидов.
"Время торжеств сократили потому, что на улице минусовая температура. Артисты выступают в легких сценических костюмах на улице, а публике потом еще нужно добраться до дома. Для удобства тех и других мы приняли решение сократить праздничную программу", - пояснил он.
"Празднуйте, но потише"
Однако в последние годы новогодние мероприятия отмечают в стране не так торжественно и пышно, как это делалось в советские времена и в первые годы после независимости.
Чиновники связывают это с принятием закона, согласно которому запрещается справлять праздники, в том числе и Новый год, чересчур громко. Он был принят из соображений экономии бюджетных средств.
Тем же, кто хочет громко и вкусно отметить наступление Нового года, власти предлагают это сделать не 31 декабря, а 21 марта, то есть в день весеннего равноденствия, когда на востоке отмечается праздник Навруз.
В мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного.
В период становления ислама пророк Мухаммед запретил своим последователям отмечать немусульманские праздники и принимать в них участие.
Исламская традиция предлагает отмечать наступление нового года по Хиджре, то есть по времени переселения Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622 года. Этот год позже был объявлен началом мусульманского летосчисления.
Впрочем, первый день мусульманского лунного календаря не включен в число исламских праздников, и в большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в светском понимании.
Анора Саркорова
Русская служба ВВС, Душанбе
30 декабря 2011
По мнению священнослужителя, новогодний праздник противоречит канонам ислама, а также не соответствует национальным традициям таджиков.
"Мусульмане должны придерживаться своих обычаев, - заявил муфтий. - Украшение новогодней елки, танцы, игры не являются частью нашей культуры. Празднование григорианского Нового года, имеющего религиозные корни, не только противоречит законам ислама, но и традициям таджиков. У нас есть много своих хороших праздников".
Кроме того, богослов напомнил верующим не только о религиозном характере новогодних торжеств, но и о связанных с ними традициях: распитии спиртных напитков и употреблении большого количества еды. Ислам же осуждает употребление спиртного и чревоугодие.
Муфтий - высшее духовное лицо у мусульман, он наделен правом выносить решения по религиозным вопросам и давать разъяснения по применению шариата.
Наставления богословов носят рекомендательный характер и не имеют юридической силы. Однако учитывая растущее влияние ислама в Таджикистане, призывы священнослужителей имеют огромное значение для верующих страны.
Торжеств все меньше
Празднование новогодних торжеств в Таджикистане стало традицией, к которой нужно относиться очень осторожно, считает политолог Шокирджон Хакимов.
"В стране немало граждан, которые выступают за отмену Нового года, но есть огромное количество людей, считающих это торжество своим. Ущемлять их права нельзя", - отметил Хакимов.
Между тем, в последние несколько лет таджикская общественность активно обсуждает возможность отмены новогодних торжеств. В таджикском сегменте социальной сети Facebook можно прочесть сотни комментариев сторонников и оппонентов Нового года.
"Новый год - это лишний повод собраться с семьей и близкими людьми и подвести итоги прошедшего года, понять, что достигнуто и как жить дальше", - пишет один из пользователей, отвечая на вопрос о необходимости празднования наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января.
"Мы мусульмане? Новый год наш праздник? Откуда он взялся? У нас есть свой Новый год? Почему мы не задаемся этими вопросами? И почему не хотим узнать правду о нашей истории?", - задается вопросом другой.
Несмотря на продолжающиеся споры, таджикские власти разрешили проведение на главной площади страны праздничного представления, хотя время, отведенное для праздника, было сокращено. По словам Шавката Саидова - пресс-секретаря мэра Душанбе - это сделано по соображениям безопасности и экономии бюджетных средств.
"Ни о какой отмене Нового года речи не идет. Мы живем по григорианскому календарю. И пока планов менять его у властей не было", - подчеркнул Шавкат Саидов.
"Время торжеств сократили потому, что на улице минусовая температура. Артисты выступают в легких сценических костюмах на улице, а публике потом еще нужно добраться до дома. Для удобства тех и других мы приняли решение сократить праздничную программу", - пояснил он.
"Празднуйте, но потише"
Однако в последние годы новогодние мероприятия отмечают в стране не так торжественно и пышно, как это делалось в советские времена и в первые годы после независимости.
Чиновники связывают это с принятием закона, согласно которому запрещается справлять праздники, в том числе и Новый год, чересчур громко. Он был принят из соображений экономии бюджетных средств.
Тем же, кто хочет громко и вкусно отметить наступление Нового года, власти предлагают это сделать не 31 декабря, а 21 марта, то есть в день весеннего равноденствия, когда на востоке отмечается праздник Навруз.
В мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного.
В период становления ислама пророк Мухаммед запретил своим последователям отмечать немусульманские праздники и принимать в них участие.
Исламская традиция предлагает отмечать наступление нового года по Хиджре, то есть по времени переселения Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622 года. Этот год позже был объявлен началом мусульманского летосчисления.
Впрочем, первый день мусульманского лунного календаря не включен в число исламских праздников, и в большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в светском понимании.
Анора Саркорова
Русская служба ВВС, Душанбе
30 декабря 2011
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/0-3/866/11464
Текущая дата: 17.11.2024