Белорусский портал в Казахстане

Имение за одну базовую величину



В Министерстве культуры Беларуси рассматривается проект, который может разрешить продажу зданий, представляющих историко­культурную ценность, всего за 1 базовую величину

В этот перечень предлагают включать постройки, не используемые более двух лет и не проданные с аукциона.

Предполагается, что такой ход может вызвать интерес инвесторов к восстановлению старинных домов, в частности, родовых усадеб, где можно было бы принимать туристов.

Сейчас модно стало составлять родословные в надежде, что в цепочке имен и фамилий отыщется знаменитый предок. На генеалогических форумах в Интернете полно желающих отыскать корни на Могилевщине. Некто из Коми интересуется былым имением предка, который в 1858 году владел деревенькой в 8 километрах от Хотимска. А житель Израиля, к примеру, хотел бы узнать, что имели в Мстиславском районе господа Швойницкие.

— Действительно, многие сегодня интересуются своими корнями, — соглашается старший научный сотрудник областного краеведческого музея имени Романова Людмила Кондратьева. — Но, к сожалению, желающих восстанавливать имения своих предков я что-­то не припомню. Время не щадит ни дворцы, ни парки. Спасти их может только хозяйская рука. К сожалению, мы не дорожим тем, чем владеем. Несколько лет назад в Шклове сгорел деревянный особняк в стиле модерн бывшего владельца бумажной фабрики Кривошеина. А в декабре прошлого года пострадал от пожара костел Святых Петра и Павла в Бобруйске. В здание 17 века пробрались бомжи…

Есть и положительные примеры. Например, несколько лет назад удалось восстановить Потемкинский дворец в Кричеве. Сейчас сотрудники музея общаются с наследником рода Голынских, которые владели дворцом после Потемкина. Но если б не государство, которое спасло этот памятник архитектуры, он был бы обречен. У наследника рода Александра Краснолуцкого, ныне жителя Санкт­-Петербурга, нашлись деньги лишь на то, чтобы издать книгу о своих предках, один экземпляр которой он подарил музею.

Сотрудники Кричевского музея говорят, что на территории района когда­то находилась летняя резиденция первого архиепископа Могилевского Богуш­-Сестренцевича в Молятичах и народника Сергея Ковалика в Свадковичах. Но от резиденции 19 века не осталось и следа, а дом бывшего революционера сегодня используется под интернат.

— Всего в нашей области 220 объектов архитектуры, значащихся в государственном списке историко­культурных ценностей Беларуси, — говорит заместитель начальника отдела искусств управления культуры облисполкома Александр Липский. — Сохранились в основном храмы, костелы, здания гражданской постройки, жилые дома, памятники. А вот с родовыми усадьбами — не густо. Сейчас продолжается реконструкция наиболее сохранившегося дворцово­паркового ансамбля в Жиличах. По гос­программе культурного развития на 2011—2015 годы планируется восстановить усадебный комплекс графа Дмитрия Толстого в быховской Грудиновке.

От остальных родовых поместий в лучшем случае остались руины или фундамент. «Хорошо, если из 220 объектов наберется около десятка таких, которые еще можно продать, — делится Александр Николаевич. — В основном это бывшие оборонительно­ фортификационные сооружения вроде Бобруйской крепости или военных складов по улице Крупской в Могилеве. Есть здание гражданской архитектуры начала 20 века по улице Лазаренко областного центра».

«Денежных» людей эти здания больше интересуют с точки зрения бизнеса, чем как предмет старины.

Притчей во языцех стала история с постройкой конца 18 века по улице Ленинской, которую выкупил под торговый центр один могилевский коммерсант. С ремонтом дело затянулось, и старинные стены, в конце концов, рухнули. Их разобрали, построили по прежним чертежам новые, но новодел все равно пустует.

Александр Липский говорит: зачастую бизнесмены, покупая исторически значимое здание, не представляют, насколько это хлопотное дело. На восстановление уходит много времени и в несколько раз больше денег, чем на строительство нового дома. Да и сам процесс — это ювелирная работа, когда из старых полуразрушенных кирпичей надо выложить прочные стены. И делать это под непосредственным контролем научного руководителя. Недавно в Чериковском районе предприниматель выкупил почтовую станцию под придорожный бизнес, но когда столкнулся со всеми «прелестями» реставрации по науке, был в шоке.

— За последние 20 лет было продано 74 историко-­культурных объекта, включая здания и отдельные помещения, — говорит начальник управления собственности Могилевского гор­исполкома Анна Цумерова. — Покупают их не очень охотно: ведь при этом ставится условие в определенные сроки воссоздать объект и обеспечить его сохранность. Стоит же такая недвижимость недешево. Например, в прошлом году старинное здание по улице Лазаренко, 15 мы продали за 768 миллионов рублей. Периодически проверяем, в каком состоянии находятся эти постройки. Если требования законодательства не выполняются, принимаем меры. Был даже случай возврата. В 2005 году мы продали дом по улице Гражданской, 15, но он не эксплуатировался должным образом. В итоге через суд мы здание вернули и сейчас опять выставляем на аукцион.

На сегодняшний день планируется выставить на аукцион бывший военный городок по улице Крупской, где есть постройки начала 20 века, а также дома №7 и 13 по улице Лазаренко. Хочется верить, что их будущие владельцы сделают все для того, что эти здания украсили Могилев. Анна Цумерова предполагает, что если такие дома продавать за 1 базовую, то возможно, желающих приобрести хлопотный объект будет больше. А сэкономленные деньги можно вложить в реставрацию.

И все же любой инвестор прежде всего заинтересован приумножить свой капитал. А сделать «конфетку», чтобы просто ей любоваться, — это не в духе нашего времени. «Все зависит от экономических возможностей, — считает Александр Липский. — Агроэкотуризм государство поддерживает льготными кредитами. А как будет в этом случае? Те же европейцы в восстановлении наших усадеб не заинтересованы, а у россиян своих хватает, да еще в лучшей сохранности».

Несколько лет назад один могилевский предприниматель загорелся желанием воссоздать аутентичную деревню в районе Печерского лесопарка. Мотался по глухим деревням, искал крестьянские хаты начала 20 века, свозил их в одно место. Но столкнулся с такой массой сложностей, что остыл к своей затее. А сколько усадеб исчезло только потому, что не было возможности обеспечить их сохранность?! «Мало заявить объект для включения его в перечень историко­культурных ценностей, надо еще предложить план его восстановления, — говорит Александр Липский. — Неоднократно обращались в Минкультуры с предложением внести в этот перечень культовые сооружения конца 19 века в деревнях Забычанье и Каничи Костюковичского района, но из­за финансовых проблем эти попытки отклонялись. Ведь, если нет возможности обеспечить реставрацию, какой вообще смысл брать такие объекты под охрану»?

Большинство зданий, представляющих историко-­культурную ценность, находятся на балансе коммунальных служб. Например, в ЖРЭУ Ленинского района Могилева их 50. В основном это жилые и административные дома. Инженер отдела Жанна Кракалова говорит, что их обслуживание обходится предприятию в копеечку. Особенно дореволюционных построек, которые требуют серьезного ремонта.

В Черикове зданий, представляющих историческую ценность, не оказалось вовсе. Хотя на территории района когда-­то жили представители известного рода князей Оболенских. В районном музее хранится фотография княжеского имения в деревне Горки и даже его последнего владельца. Но от дома остались лишь ямы от погребов.

Старожилы выселенной после Чернобыльской аварии краснопольской деревни Осиновка по сей день добрым словом вспоминают князя Дмитрия Кропоткина, который был похоронен в начале 20 века на местном кладбище. Фамильный склеп разворован, но многотонная мраморная плита все еще лежит. Сегодня это единственное подтверждение того, что князь там жил. А на месте его усадьбы скоро вырастет лес.

— А сколько красивейших шедевров архитектурного зодчества бесследно исчезло с лица земли, — вздыхает руководитель могилевского отделения Белорусского общества охраны памятников истории и культуры Николай Борисенко. — Это и красивейший дворец Пипенберг, построенный в конце 18 века на берегу Днепра в окрестностях Буйнич, и Буйничский монастырь, от которого сегодня осталась лишь подземная его часть. Разрушается Онуфриевский монастырь в Мстиславском районе, Быховский замок, серьезно пострадавший во время пожара. Быть может, продажа таких объектов за 1 базовую величину — единственный способ спасти их от исчезновения.

Но найдутся ли меценаты, которые решатся вложить свои миллиарды в культурное наследие области, не рассчитывая при этом на дивиденды и людскую благодарность? В конце концов, как говорила мать Тереза, все, что ты делаешь, нужно не людям. Это нужно тебе и Богу.

Нелли Зигуля
Магілёўская Праўда, 17 августа 2012

Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/0-402/674/15952
Текущая дата: 18.01.2025