Белорусский портал в Казахстане

Поступательно Казахстан двигается в направления облегчения процедур, связанных с развитием бизнеса.



Более трети разрешительных процедур в сфере лицензирования отменены.

В прошлом году наша страна поднялась сразу на 13 позиций в рейтинге Всемирного банка в рэнкинге «Легкость открытия бизнеса», обогнав практически все страны постсоветского пространства. Огромную роль в происходящих процессах играют инициативы президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В своих посланиях народу Казахстана из года в год он предлагает новые способы развития малого бизнеса. В одном из них, двухлетней давности, он дал задание правительству облегчить и упростить процедуры лицензирования. Обсуждение этого законопроекта продолжалось вплоть до последнего времени. В этом процессе приняли участие практически все объединения предпринимателей. Привлекли и иностранные общественные организации, к примеру, USAID. В четверг закон был подписан президентом. Более 300 лицензий из 1015 перестали существовать, они изначально были не нужны.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в четверг подписал закон, направленный на совершенствование системы лицензирования и снижение административной нагрузки на бизнес. Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования разрешительной системы» предусматривает более 300 видов лицензий (из 1000 имеющихся), которые подлежат ликвидации.

В июне сенат парламента РК на пленарном заседании согласился с предложениями согласительной комиссии по преодолению разногласий между двумя палатами по законопроекту «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования разрешительной системы» и направил его на подпись главе государства. Напомним, в рамках внесенных в законодательство поправок разработчик – Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) – предложил сузить круг предприятий, чья деятельность подлежит лицензированию. В целом поправки сократили 331 разрешительный документ из 1015 действующих.

Согласно поправкам, отменено лицензирование реализации зерна на экспорт, производства строительных материалов, изделий и конструкций, подготовки водителей, деятельности АЗС и так далее. Поправки также предусматривают лицензирование в области охраны окружающей среды исключительно для объектов I категории.

Почти три года в стенах Минэкономики бились над решением задачи по сокращению числа сфер деятельности бизнеса, подлежащих лицензированию. Соответствующее поручение об упрощении разрешительных процедур глава государства Нурсултан Назарбаев дал еще 6 февраля 2008 года в своем послании народу Казахстана, а затем в каждом своем послании ежегодно. Еще полгода назад в целом законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования разрешительной системы» был готов. Согласно этому документу, из 1000 видов деятельности, подлежащих лицензированию, почти треть освобождалась от такой необходимости.

Наряду с Министерством экономики в разработке проекта активное участие принимали специалисты проекта USAID по улучшению бизнес-среды в Казахстане и Форум предпринимателей Казахстана. Документ обсуждался на самых разных уровнях практически во всех регионах страны. Причем дискуссии не всегда получались мирными. Слишком много шероховатостей содержал законопроект. К счастью, благодаря плодотворной, пусть и длительной работе огромного круга заинтересованных лиц большую часть проблем удалось решить. Данный законопроект может служить в своем роде примером либеральности. Он действительно рожден в спорах, а не в кабинетах.

Попробуем вкратце ознакомить читателей с содержанием этого судьбоносного документа. Итак, основным посылом для его создания стало наличие множества административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности в первоначальном законе «О лицензировании», принятом в 2007 году. Причем наблюдалось это как на законодательном, так и подзаконном уровнях.

Сюда же, кстати, входят не только собственно лицензии, но и те документы, которые требуются для их получения. Некоторые из них после проведенного анализа были признаны совершенно не нужными. Вообще, действовавший ранее закон «О лицензировании» закреплял необоснованно широкий перечень лицензируемых видов деятельности, в том числе таких сфер, видов и подвидов деятельности, которые непосредственно не влияют на здоровье человека и состояние окружающей среды. Более того, по некоторым из них существовало  обязательное страхование гражданско-правовой ответственности, например, по нотариальной деятельности.

Поэтому было принято решение считать основным критерием отнесения сферы к лицензируемому виду деятельности невозможность его контроля с помощью традиционных регулятивных механизмов.
К примеру, целью реформы регулирования, которая началась в Австралии в середине девяностых годов прош-лого века, было снижение издержек регулирования для предпринимательства, а также повышение эффективности функционирования рынков для потребителей и производителей. Основным способом достижения указанной задачи была определена ответственность бизнеса в отрасли путем развития механизмов  саморегулирования.

Проведение реформы было обеспечено широкой массовой пропагандистской кампанией (которая сама по себе рассматривается современными экономистами как средство непрямого государственного регулирования). Был выдвинут лозунг «Регулировать меньше». Это стало одним из принципиальных отличий от целей аналогичных реформ в других зарубежных странах, где целью являлось «регулировать лучше».

Принимая во внимание этот опыт, нашим законопроектом предусматривается конкретизация принципов лицензирования. В частности были приняты конкретные квалификационные требования к отдельным видам деятельности, где профессионализм сотрудников бизнеса напрямую характеризует безопасность.

Также исключается необходимость заверения копий документов для получения лицензии, так как, во-первых, увеличивается время оформления документов, во-вторых, на предпринимателя возлагаются дополнительные финансовые затраты за нотариальные услуги. Достаточно лишь предоставить оригинал документов для проверки подлинности. 

На основе мирового опыта, указанных выше критериев и принципов, а также в соответствии с рекомендация-ми Экспертной группы USAID было принято решение вывести из числа лицензируемых видов и подвидов деятельности переработку минерального сырья (за исключением переработки общераспространенных полезных ископаемых), производство и ремонт измерительных приборов. Также в категорию отказников попадает предоставление социальных услуг для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов, престарелых людей в медико-социальных учреждениях, вывоз рабочей силы из Республики Казахстан за границу.
Сюда же входят таможенная консультация, импорт этилового спирта и алкогольной продукции, производство оборудования, сбор лома цветных и черных металлов, деятельность по монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств охранной сигнализации. Помимо этого от лицензирования освобождено предоставление услуг в области связи, экспорт зерна, адвокатская, нотариальная и аудиторская деятельность, а также оценка имущества, организация и проведение лотерей (кроме государственных или национальных).

В целом от принятия закона ожидается значительное снижение административных барьеров для занятия предпринимательской деятельностью и, соответственно, в будущем обеспечение социально-экономического прогресса государства.

Вместе с тем для государственных органов следствием принятия законопроекта станет уменьшение временных и трудовых ресурсов, затрачиваемых на выдачу разрешительных документов, снижение  нагрузки от избыточного государственного регулирования, а также это будет способствовать устранению издержек, связанных с обеспечением выполнения установленных правил и норм законодательства.

Для бизнеса принятие закона будет способствовать сокращению бумажного бремени, издержек, связанных с заполнением форм, отчетностью, прямых денежных расходов, в целом уменьшению затрачиваемого времени на открытие бизнеса.

Алексей Храмков, Алматы
ЛИТЕР, 23 июля 2011


Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/0-402/783/8169
Текущая дата: 18.11.2024