Национальный банк Беларуси полностью исключает возможность проведения разовой существенной корректировки обменного курса белорусского рубля. Об этом сообщили в управлении информации Национального банка Беларуси.
В связи со снижением суверенных кредитных рейтингов Республики Беларусь, а также принятием Национальным банком ряда мер на внутреннем валютном рынке в адрес органов денежно-кредитного регулирования поступают вопросы от иностранных инвесторов, основных торговых партнеров страны и ведущих международных страховых организаций, касающиеся экономической ситуации в Республике Беларусь.
В этой связи Национальный банк Беларуси сообщил, что в целях стабилизации ситуации в экономике и сокращения отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса с начала 2011 года продолжается курс на существенное ужесточение денежно-кредитной политики и ограничение совокупного внутреннего спроса. Для этого используются все имеющиеся инструменты.
В области денежно-кредитной политики в январе-марте 2011 года был предпринят ряд мер. В частности, повышены на 1,5 процентного пункта ставка рефинансирования Национального банка (до 12% годовых), на 2 процентных пункта процентные ставки по постоянно доступным инструментам поддержки ликвидности (до 18% годовых), ставки по аукционным операциям поддержки ликвидности (до 16,5% годовых) и двусторонним сделкам своп (до 17% годовых).
Также увеличен норматив обязательных резервов от привлеченных средств юридических лиц в национальной валюте и привлеченных средств в иностранной валюте с 6% до 9%.
Снижен курс белорусского рубля к корзине иностранных валют, состоящей из доллара США, евро и российского рубля, с начала года на 6,17%. На 2011 год коридор изменения стоимости корзины иностранных валют составляет плюс/минус 8% от центрального значения, сложившегося к началу года. Курс белорусского рубля к доллару и евро будет определяться с учетом взаимных колебаний валют на мировых рынках.
При необходимости Национальный банк готов рассматривать и реализовывать иные меры, которые позволят скорректировать внешний дисбаланс и обеспечить устойчивость внешних позиций в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Относительно текущего состояния золотовалютных резервов в Нацбанке отметили, что по итогам февраля их объем в национальном определении снизился на $68 млн. и на 1 марта 2011 года составил $5511,5 млн. При этом в феврале Беларусь в полном объеме и в срок осуществила платежи по внешнему долгу, в том числе выплатила первый купон по суверенным еврооблигациям.
В определении ССРД МВФ уровень золотовалютных резервов снизился на $319,4 млн. и на 1 марта 2011 года составил $4023,6 млн. Более значительное снижение резервов в определении ССРД МВФ по сравнению с резервами в национальном определении связано с методикой расчета показателя в международном определении, а именно особенностями включения в его состав отдельных активов в драгоценных металлах.
При этом в начале марта экономика республики столкнулась с резким увеличением спроса на иностранную валюту со стороны населения и субъектов хозяйствования, спровоцированным опасениями относительно возможной разовой девальвации национальной валюты.
В связи с этим Национальным банком был предпринят ряд оперативных мер, направленных на стабилизацию ситуации и предотвращение развития негативных тенденций на внутреннем валютном рынке, в том числе спекулятивного давления на курс белорусского рубля.
Так, с 1 апреля на Белорусской валютно-фондовой бирже вводится временный порядок покупки иностранной валюты, в соответствии с которым в приоритетном порядке будут удовлетворяться заявки предприятий и банков на оплату импортных контрактов на покупку медикаментов, природного газа, погашение кредитов в иностранной валюте и для иных целей.
При этом у субъектов хозяйствования и банков по-прежнему сохраняется возможность свободной покупки иностранной валюты на внебиржевом рынке, на котором может перераспределяться более 70% поступающей в страну валютной выручки. Таким образом, внебиржевой рынок будет удовлетворять основной объем потребностей субъектов хозяйствования экономики Беларуси в иностранной валюте.
В целях повышения эффективности механизмов рыночного регулирования спроса и предложения Национальный банк увеличил границы колебания курса белорусского рубля на межбанковском рынке до 10%. Таким образом, Национальный банк делает упор на функционирование внебиржевого рынка как наиболее рыночно-ориентированного сегмента валютного рынка.
Указанные меры направлены на обеспечение первоочередного и безусловного удовлетворения спроса на иностранную валюту для критических целей, выполнение резидентами Республики Беларусь своих обязательств перед иностранными контрагентами, а также сохранение золотовалютных резервов государства для реализации долговой политики государства, согласно которой в Республике Беларусь на законодательном уровне закреплен принцип приоритетности обслуживания и погашения внешнего государственного долга. Стратегия управления внешним государственным долгом строится на принципах обеспечения потребности государства в финансовых ресурсах при минимально возможной стоимости заимствований, сохранения объемов внешнего государственного долга на экономически безопасном уровне, минимизации годовых затрат на обслуживание госдолга, обеспечении исполнения обязательств в полном объеме.
По мере стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь и привлечения необходимых объемов внешнего финансирования Национальный банк осуществит отмену ранее введенных мер регулирования операций покупки-продажи иностранной валюты и обеспечит полную конвертируемость белорусского рубля по текущим операциям.
В связи с этим 31 марта 2011 года правлением Национального банка Беларуси принято решение не применять дополнительные ограничительные меры в сфере валютного регулирования и валютного контроля.
Для поддержания платежного баланса страны в устойчивом состоянии правительство Республики Беларусь обратилось к Российской Федерации и Антикризисному фонду ЕврАзЭС за предоставлением стабилизационных кредитов на общую сумму около $3 млрд.
Одновременно для достижения сбалансированности экономики и снижения отрицательного сальдо внешней торговли правительством и Национальным банком Беларуси в настоящее время разрабатываются программы экономических мер и структурные реформы, предусматривающие проведение приватизации государственной собственности.
В целях планируемого сокращения дефицита бюджета сектора органов государственного управления с 3% до 1,5% ВВП проводится работа по увеличению доходной и сокращению расходной частей бюджета.
Кроме того, в текущем году ожидается поступление прямых иностранных инвестиций в объеме $6,2-6,4 млрд. При этом главной задачей, которая поставлена Президентом Республики Беларусь перед Национальным банком и правительством, является недопущение дальнейшего снижения государственных золотовалютных резервов и наращивание их к концу 2011 года до величины, соответствующей трехмесячному среднему импорту ($9-10 млрд.), что обеспечивает необходимый уровень экономической безопасности страны.
Фактическое достижение достаточного уровня золотовалютных резервов станет отправной точкой для проведения работы с международными рейтинговыми агентствами по повышению суверенного рейтинга Республики Беларусь на качественно новый уровень.
31 марта 2011, Минск
БЕЛТА
В этой связи Национальный банк Беларуси сообщил, что в целях стабилизации ситуации в экономике и сокращения отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса с начала 2011 года продолжается курс на существенное ужесточение денежно-кредитной политики и ограничение совокупного внутреннего спроса. Для этого используются все имеющиеся инструменты.
В области денежно-кредитной политики в январе-марте 2011 года был предпринят ряд мер. В частности, повышены на 1,5 процентного пункта ставка рефинансирования Национального банка (до 12% годовых), на 2 процентных пункта процентные ставки по постоянно доступным инструментам поддержки ликвидности (до 18% годовых), ставки по аукционным операциям поддержки ликвидности (до 16,5% годовых) и двусторонним сделкам своп (до 17% годовых).
Также увеличен норматив обязательных резервов от привлеченных средств юридических лиц в национальной валюте и привлеченных средств в иностранной валюте с 6% до 9%.
Снижен курс белорусского рубля к корзине иностранных валют, состоящей из доллара США, евро и российского рубля, с начала года на 6,17%. На 2011 год коридор изменения стоимости корзины иностранных валют составляет плюс/минус 8% от центрального значения, сложившегося к началу года. Курс белорусского рубля к доллару и евро будет определяться с учетом взаимных колебаний валют на мировых рынках.
При необходимости Национальный банк готов рассматривать и реализовывать иные меры, которые позволят скорректировать внешний дисбаланс и обеспечить устойчивость внешних позиций в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Относительно текущего состояния золотовалютных резервов в Нацбанке отметили, что по итогам февраля их объем в национальном определении снизился на $68 млн. и на 1 марта 2011 года составил $5511,5 млн. При этом в феврале Беларусь в полном объеме и в срок осуществила платежи по внешнему долгу, в том числе выплатила первый купон по суверенным еврооблигациям.
В определении ССРД МВФ уровень золотовалютных резервов снизился на $319,4 млн. и на 1 марта 2011 года составил $4023,6 млн. Более значительное снижение резервов в определении ССРД МВФ по сравнению с резервами в национальном определении связано с методикой расчета показателя в международном определении, а именно особенностями включения в его состав отдельных активов в драгоценных металлах.
При этом в начале марта экономика республики столкнулась с резким увеличением спроса на иностранную валюту со стороны населения и субъектов хозяйствования, спровоцированным опасениями относительно возможной разовой девальвации национальной валюты.
В связи с этим Национальным банком был предпринят ряд оперативных мер, направленных на стабилизацию ситуации и предотвращение развития негативных тенденций на внутреннем валютном рынке, в том числе спекулятивного давления на курс белорусского рубля.
Так, с 1 апреля на Белорусской валютно-фондовой бирже вводится временный порядок покупки иностранной валюты, в соответствии с которым в приоритетном порядке будут удовлетворяться заявки предприятий и банков на оплату импортных контрактов на покупку медикаментов, природного газа, погашение кредитов в иностранной валюте и для иных целей.
При этом у субъектов хозяйствования и банков по-прежнему сохраняется возможность свободной покупки иностранной валюты на внебиржевом рынке, на котором может перераспределяться более 70% поступающей в страну валютной выручки. Таким образом, внебиржевой рынок будет удовлетворять основной объем потребностей субъектов хозяйствования экономики Беларуси в иностранной валюте.
В целях повышения эффективности механизмов рыночного регулирования спроса и предложения Национальный банк увеличил границы колебания курса белорусского рубля на межбанковском рынке до 10%. Таким образом, Национальный банк делает упор на функционирование внебиржевого рынка как наиболее рыночно-ориентированного сегмента валютного рынка.
Указанные меры направлены на обеспечение первоочередного и безусловного удовлетворения спроса на иностранную валюту для критических целей, выполнение резидентами Республики Беларусь своих обязательств перед иностранными контрагентами, а также сохранение золотовалютных резервов государства для реализации долговой политики государства, согласно которой в Республике Беларусь на законодательном уровне закреплен принцип приоритетности обслуживания и погашения внешнего государственного долга. Стратегия управления внешним государственным долгом строится на принципах обеспечения потребности государства в финансовых ресурсах при минимально возможной стоимости заимствований, сохранения объемов внешнего государственного долга на экономически безопасном уровне, минимизации годовых затрат на обслуживание госдолга, обеспечении исполнения обязательств в полном объеме.
По мере стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь и привлечения необходимых объемов внешнего финансирования Национальный банк осуществит отмену ранее введенных мер регулирования операций покупки-продажи иностранной валюты и обеспечит полную конвертируемость белорусского рубля по текущим операциям.
В связи с этим 31 марта 2011 года правлением Национального банка Беларуси принято решение не применять дополнительные ограничительные меры в сфере валютного регулирования и валютного контроля.
Для поддержания платежного баланса страны в устойчивом состоянии правительство Республики Беларусь обратилось к Российской Федерации и Антикризисному фонду ЕврАзЭС за предоставлением стабилизационных кредитов на общую сумму около $3 млрд.
Одновременно для достижения сбалансированности экономики и снижения отрицательного сальдо внешней торговли правительством и Национальным банком Беларуси в настоящее время разрабатываются программы экономических мер и структурные реформы, предусматривающие проведение приватизации государственной собственности.
В целях планируемого сокращения дефицита бюджета сектора органов государственного управления с 3% до 1,5% ВВП проводится работа по увеличению доходной и сокращению расходной частей бюджета.
Кроме того, в текущем году ожидается поступление прямых иностранных инвестиций в объеме $6,2-6,4 млрд. При этом главной задачей, которая поставлена Президентом Республики Беларусь перед Национальным банком и правительством, является недопущение дальнейшего снижения государственных золотовалютных резервов и наращивание их к концу 2011 года до величины, соответствующей трехмесячному среднему импорту ($9-10 млрд.), что обеспечивает необходимый уровень экономической безопасности страны.
Фактическое достижение достаточного уровня золотовалютных резервов станет отправной точкой для проведения работы с международными рейтинговыми агентствами по повышению суверенного рейтинга Республики Беларусь на качественно новый уровень.
31 марта 2011, Минск
БЕЛТА
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/0-402/827/5592
Текущая дата: 16.11.2024