Казахстанское зерно не менее важный, чем нефть и газ, экспортный товар страны. Созревшее под жарким солнцем в казахстанской степи, оно приобретает такое качество, которое высоко ценится на мировом рынке.
Но, тем не менее, по данным специалистов, сегодня для казахстанского зерна оказались закрытыми рынки Ирана и Египта, а при выходе на многообещающий рынок Китая возникли проблемы. О том, с какими трудностями столкнулся вопрос экспорта нашего зерна и почему внутренние цены оказались выше мировых, «Литеру» рассказал управляющий директор национальной зерновой компании «АО «Продкорпорация» Даулет Увашев.
Интернет – друг фермера
Парадоксально, но факт: рыночные цены на зерно на внутреннем рынке Казахстана, который считается крупным производителем зерна, выше, чем на международных биржах.
Так, сегодня рыночная цена на пшеницу на любом казахстанском элеваторе составила примерно 35 тысяч тенге за тонну, а до Нового года она была на уровне 42 тысяч тенге.
Казахстанцам беспокоиться на этот счет не стоит, так как зерно, предназначенное для внутренних потребностей, отпускается мукомолам по установленной правительством цене в 26 500 тенге (примерно 180 долларов). А все, что в излишках, продается намного дороже.
Согласно официальной информации Министерства сельского хозяйства Казахстана, на начало года в республике в наличии имеется 9,3 млн тонн зерна. Из них 2,6 млн тонн – это зерно стабилизационного фонда, которое реализуется сегодня мукомольным предприятиям по фиксированным ценам.
По словам министра сельского хозяйства Акылбека Куришбаева, данного объема вполне достаточно для полного обеспечения внутренних потребностей страны в хлебе до нового урожая и для поставок на экспортные рынки в ранее запланированных объемах.
«АО «Продкорпорация» в нынешнем маркетинговом году не ставит перед собой задачу выхода с зерном на мировые рынки, в тот же Иран, Азербайджан, Среднюю Азию», – сказал Даулет Увашев.
Он пояснил, что перед национальной зерновой компанией республики стоит задача – в первую очередь обеспечить внутренний рынок зерном.
Как говорилось выше, только по фиксированной цене в 26 500 тенге за тонну нацкомпания может реализовывать зерно мукомолам. В то же время, по словам Даулета Увашева, частные зерновые компании имеют право экспортировать зерно в любом направлении.
– Мы не намерены допускать ситуацию 2007 года, когда и коммерческие структуры, и «Продкорпорация» экспортировали зерно, хотя тогда был рекордный урожай, – отметил управляющий директор.
Но всех сегодня волнует вопрос, почему так высоко взлетели рыночные цены на зерно как на мировом, так и на внутреннем рынке и действительно ли миру грозит продовольственный кризис, о чем постоянно пишут СМИ.
– Сегодня помимо известных всем причин: производство, переходящий запас и потребление, влияющих на ценообразование, появилась новая – это Интернет, – сказал Увашев.
По его словам, если пять лет назад фермеры в крестьянских хозяйствах не знали, что творится на рынке, то сегодня они через Всемирную паутину четко отслеживают ситуацию в мире: где было засушливым лето и выдался неурожай, а где, напротив, было сильное наводнение.
Так что, получая общую картину с мест и с зерновых бирж посредством Интернета, крестьяне знают, что пшеницу, пусть выращенную в малом объеме, можно будет продать подороже. Вот и получается ситуация, когда цены на зерно на внутреннем рынке моментально реагируют на цены мировых рынков и тут же дотягиваются до их уровня, подчеркнул представитель компании.
В страну пирамид путь пока закрыт
Такая ценовая реакция повлияла на то, что казахстанское зерно в настоящее время не может выйти на рынок стран Северной Африки. Хотя в 2009 году Казахстан поставлял свое зерно в Египет, который проявлял повышенный интерес к нашей пшенице. Эта страна на севере Африки является крупнейшим потребителем зерна и ежегодно закупает до 8 млн тонн пшеницы. Однако в прошлом году поставки казахстанского зерна на такой выгодный, казалось бы, для нас рынок прекратились.
По словам специалистов, причина в том, что внутренняя казахстанская цена на зерно выше мировой.
– Так как наша цена на любом казахстанском элеваторе несколько выше, чем на мировом рынке, соответственно, мы неконкурентоспособны на египетском и саудовском рынках, – сказал управляющий директор.
По его подсчетам, сегодня для казахстанского зерна расходы по доставке очень высокие. И свои доводы он подкрепил следующими выкладками. Так, с января текущего года наблюдается рост тарифов за перевозки по российской железной дороге и расходы за транспортировку на одну тонну выросли до 18 долларов. С учетом этого доставка нашего зерна до Черноморских портов сегодня обходится в 110–120 долларов за тонну. И получается, что при цене на зерно в 270 долларов на любом казахстанском элеваторе, учитывая расходы за доставку, коммерсанты должны продавать его в том же Египте по цене 400 долларов, тогда как американская пшеница продается по цене 308 долларов за тонну, а французская – по цене 333 доллара.
По его словам, сегодня на проводимых Египтом тендерах выигрывают французы и американцы, потому что казахстанцы со своим товаром неконкурентоспособны.
– Говорить о том, что мы можем спокойно выйти на рынок стран Северной Африки, сегодня еще рано, и сможем ли выйти в будущем – тоже вопрос, так как наши цены внутреннего рынка быстро растут за мировыми, – повторил он.
Помимо египетского, иранский рынок тоже оказался в этом году закрыт для казахстанской пшеницы.
– Пятидесятипроцентная пошлина, которую Иран ввел на импорт зерна, не дает выйти казахстанскому зерну в полном объеме на иранский рынок. Поэтому в настоящее время наше зерно не грузится в сторону Ирана ни морским, ни железнодорожным путем, – сказал Даулет Увашев.
По его словам, Иран ввел пошлину на ввоз зерна по причине того, что насытил собственный рынок. До июня прошлого года власти этой страны усиленно закупали российскую, украинскую и казахстанскую пшеницу. Кроме этого, Иран собрал собственный большой урожай, и у него образовался большой избыток, и он даже позволил себе экспортировать небольшой объем зерна через Персидский залив.
В связи с чем построенный Казахстаном в прошлом году совместно с иранскими партнерами зерновой терминал в порту Амирабад работает пока не на полную мощность.
Китай
С учетом того, что доставка на дальние рынки снижает наш экспортный потенциал, казахстанские зерновики все больше смотрят в сторону соседнего Китая. По словам Даулета Увашаева, с начала прошлого года «Продкорпорация» начала освоение незнакомого для себя китайского рынка. В январе 2010 года в эту страну были поставлены первые 7 тысяч тонн казахстанской пшеницы.
– Китай мы рассматриваем для себя не только как рынок сбыта, но и как транзитную страну для выхода на страны Юго-Восточной Азии, – отметил он.
По его информации, всего за прошлый год объем поставок казахстанской пшеницы на китайский рынок составил порядка 30 тысяч тонн, хотя перед нами стоит задача – довести объем экспорта в этом направлении до трех миллионов тонн в год.
– 30 тысяч тонн, конечно же, капля в море, так как сам Китай производит до 114 млн тонн пшеницы, но это, как говорится, первый шаг к освоению нами нового рынка, – отметил он.
Открытым остается вопрос с нашими поставками и в этом году. Причина в том, что китайская сторона предъявляет ряд требований казахстанским зерновикам. В первую очередь, процент клейковины должен быть не менее 28 процентов, что, в принципе, вполне осуществимо.
– Вторая проблема, которая возникла сегодня, – это затаривание в мешки. Китай требует отгружать им наше зерно не насыпью, что удобно и по времени, и по объемам, а в мешки. Это создает дополнительные трудности, – пояснил Увашев.
Свое требование расфасовывать зерно в мешки китайцы объясняют тем, что вместе с нашим зерном могут быть завезены различные болезни. Но это, скорее всего, по мнению наших специалистов, лишь отговорка, чтобы защитить своего отечественного производителя. Судите сами, 50 процентов в экономике Китая занимает аграрный сектор, а потому властям важно поддержать своих зерновиков.
Вот почему в настоящее время «Продкорпорация» ведет переговоры с потенциальными партнерами по строительству терминала на границе с Китаем, на территории международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос». Здесь наше зерно можно будет переработать и уже в виде муки экспортировать в глубь Поднебесной.
– «Продкорпорация» ищет такую компанию-партнера, которая, как в Азербайджане и Иране, сможет пойти с нами на слияние и построить совместными усилиями зерновой терминал, – сказал Даулет Увашев.
По его информации, в данный момент идет работа с будущими партнерами, и после того, как будет принято окончательное решение, начнется непосредственно работа по реализации инвестпроекта по строительству нового зернового терминала на границе Казахстана с Китаем.
– Строительство зернового терминала значится в планах наших инвестпроектов, рассчитанных на 2011–2013 годы. То есть мы ищем того, кто реально пойдет с нами в кооперацию усилий, – сказал управляющий директор.
Он также отметил, что «Продкорпорация» рассматривает в качестве такого партнера китайскую корпорацию COFCO, с которой в начале прошлого года был подписан меморандум о сотрудничестве.
– Мы рассматриваем государственного оператора с мощной господдержкой и сильной финансовой базой, как COFCO, как самый предпочтительный для нас вариант, – отметил он.
Баку – город хлебный
Однако, по его мнению, Казахстан, несмотря на столь жесткую ситуацию с ценами на зерно на внутреннем рынке, сможет в течение текущего года поставить на уже отработанный им маршрут в Азербайджан до 800 тысяч тонн зерна.
– Пока я не могу сказать точно, но при благоприятном раскладе мы сможем удовлетворить потребности Азербайджана в зерне, – сказал он.
Увашев напомнил, что Азербайджан ежегодно импортирует в среднем до 800 тысяч тонн зерна.
– Основными поставщиками зерна в Азербайджан являются Южный федеральный округ России – это Ставрополье и Краснодар, а также Казахстан. Но из-за засухи прошлым летом в России и с последующим запретом на вывоз зерна Ставрополье и Краснодар отрезаны от Азербайджана, – отметил Увашев.
Он также напомнил, что такая ситуация заставила власти Азербайджана отменить 18 процентов НДС на ввозимое зерно.
– Бакинский зерновой терминал, который мы построили на паритетной основе с азербайджанской стороной, в настоящее время работает на старых запасах зерна, – сказал он.
В то же время, по его информации, сейчас продукция мукомольной мельницы, которая заработала при зерновом терминале в прошлом году, дает муку высокого качества.
– На мукомольной мельнице мы использовали казахстанское зерно с высоким уровнем клейковины – 28 процентов, и сейчас наша продукция – мука – вышла, пусть и в небольших объемах, на азербайджанский рынок, – отметил Увашев.
По его словам, Казахстан попытается сохранить в этом году за собой и соседний центральноазиатский рынок. С 1 января Россия, которая является нашим конкурентом, сняла запрет на вывоз муки, а потому это подстегнет наши компании быть более сговорчивыми в цене.
Кульпаш Конырова, Астана
ЛИТЕР 4 февраля 2011
Интернет – друг фермера
Парадоксально, но факт: рыночные цены на зерно на внутреннем рынке Казахстана, который считается крупным производителем зерна, выше, чем на международных биржах.
Так, сегодня рыночная цена на пшеницу на любом казахстанском элеваторе составила примерно 35 тысяч тенге за тонну, а до Нового года она была на уровне 42 тысяч тенге.
Казахстанцам беспокоиться на этот счет не стоит, так как зерно, предназначенное для внутренних потребностей, отпускается мукомолам по установленной правительством цене в 26 500 тенге (примерно 180 долларов). А все, что в излишках, продается намного дороже.
Согласно официальной информации Министерства сельского хозяйства Казахстана, на начало года в республике в наличии имеется 9,3 млн тонн зерна. Из них 2,6 млн тонн – это зерно стабилизационного фонда, которое реализуется сегодня мукомольным предприятиям по фиксированным ценам.
По словам министра сельского хозяйства Акылбека Куришбаева, данного объема вполне достаточно для полного обеспечения внутренних потребностей страны в хлебе до нового урожая и для поставок на экспортные рынки в ранее запланированных объемах.
«АО «Продкорпорация» в нынешнем маркетинговом году не ставит перед собой задачу выхода с зерном на мировые рынки, в тот же Иран, Азербайджан, Среднюю Азию», – сказал Даулет Увашев.
Он пояснил, что перед национальной зерновой компанией республики стоит задача – в первую очередь обеспечить внутренний рынок зерном.
Как говорилось выше, только по фиксированной цене в 26 500 тенге за тонну нацкомпания может реализовывать зерно мукомолам. В то же время, по словам Даулета Увашева, частные зерновые компании имеют право экспортировать зерно в любом направлении.
– Мы не намерены допускать ситуацию 2007 года, когда и коммерческие структуры, и «Продкорпорация» экспортировали зерно, хотя тогда был рекордный урожай, – отметил управляющий директор.
Но всех сегодня волнует вопрос, почему так высоко взлетели рыночные цены на зерно как на мировом, так и на внутреннем рынке и действительно ли миру грозит продовольственный кризис, о чем постоянно пишут СМИ.
– Сегодня помимо известных всем причин: производство, переходящий запас и потребление, влияющих на ценообразование, появилась новая – это Интернет, – сказал Увашев.
По его словам, если пять лет назад фермеры в крестьянских хозяйствах не знали, что творится на рынке, то сегодня они через Всемирную паутину четко отслеживают ситуацию в мире: где было засушливым лето и выдался неурожай, а где, напротив, было сильное наводнение.
Так что, получая общую картину с мест и с зерновых бирж посредством Интернета, крестьяне знают, что пшеницу, пусть выращенную в малом объеме, можно будет продать подороже. Вот и получается ситуация, когда цены на зерно на внутреннем рынке моментально реагируют на цены мировых рынков и тут же дотягиваются до их уровня, подчеркнул представитель компании.
В страну пирамид путь пока закрыт
Такая ценовая реакция повлияла на то, что казахстанское зерно в настоящее время не может выйти на рынок стран Северной Африки. Хотя в 2009 году Казахстан поставлял свое зерно в Египет, который проявлял повышенный интерес к нашей пшенице. Эта страна на севере Африки является крупнейшим потребителем зерна и ежегодно закупает до 8 млн тонн пшеницы. Однако в прошлом году поставки казахстанского зерна на такой выгодный, казалось бы, для нас рынок прекратились.
По словам специалистов, причина в том, что внутренняя казахстанская цена на зерно выше мировой.
– Так как наша цена на любом казахстанском элеваторе несколько выше, чем на мировом рынке, соответственно, мы неконкурентоспособны на египетском и саудовском рынках, – сказал управляющий директор.
По его подсчетам, сегодня для казахстанского зерна расходы по доставке очень высокие. И свои доводы он подкрепил следующими выкладками. Так, с января текущего года наблюдается рост тарифов за перевозки по российской железной дороге и расходы за транспортировку на одну тонну выросли до 18 долларов. С учетом этого доставка нашего зерна до Черноморских портов сегодня обходится в 110–120 долларов за тонну. И получается, что при цене на зерно в 270 долларов на любом казахстанском элеваторе, учитывая расходы за доставку, коммерсанты должны продавать его в том же Египте по цене 400 долларов, тогда как американская пшеница продается по цене 308 долларов за тонну, а французская – по цене 333 доллара.
По его словам, сегодня на проводимых Египтом тендерах выигрывают французы и американцы, потому что казахстанцы со своим товаром неконкурентоспособны.
– Говорить о том, что мы можем спокойно выйти на рынок стран Северной Африки, сегодня еще рано, и сможем ли выйти в будущем – тоже вопрос, так как наши цены внутреннего рынка быстро растут за мировыми, – повторил он.
Помимо египетского, иранский рынок тоже оказался в этом году закрыт для казахстанской пшеницы.
– Пятидесятипроцентная пошлина, которую Иран ввел на импорт зерна, не дает выйти казахстанскому зерну в полном объеме на иранский рынок. Поэтому в настоящее время наше зерно не грузится в сторону Ирана ни морским, ни железнодорожным путем, – сказал Даулет Увашев.
По его словам, Иран ввел пошлину на ввоз зерна по причине того, что насытил собственный рынок. До июня прошлого года власти этой страны усиленно закупали российскую, украинскую и казахстанскую пшеницу. Кроме этого, Иран собрал собственный большой урожай, и у него образовался большой избыток, и он даже позволил себе экспортировать небольшой объем зерна через Персидский залив.
В связи с чем построенный Казахстаном в прошлом году совместно с иранскими партнерами зерновой терминал в порту Амирабад работает пока не на полную мощность.
Китай
С учетом того, что доставка на дальние рынки снижает наш экспортный потенциал, казахстанские зерновики все больше смотрят в сторону соседнего Китая. По словам Даулета Увашаева, с начала прошлого года «Продкорпорация» начала освоение незнакомого для себя китайского рынка. В январе 2010 года в эту страну были поставлены первые 7 тысяч тонн казахстанской пшеницы.
– Китай мы рассматриваем для себя не только как рынок сбыта, но и как транзитную страну для выхода на страны Юго-Восточной Азии, – отметил он.
По его информации, всего за прошлый год объем поставок казахстанской пшеницы на китайский рынок составил порядка 30 тысяч тонн, хотя перед нами стоит задача – довести объем экспорта в этом направлении до трех миллионов тонн в год.
– 30 тысяч тонн, конечно же, капля в море, так как сам Китай производит до 114 млн тонн пшеницы, но это, как говорится, первый шаг к освоению нами нового рынка, – отметил он.
Открытым остается вопрос с нашими поставками и в этом году. Причина в том, что китайская сторона предъявляет ряд требований казахстанским зерновикам. В первую очередь, процент клейковины должен быть не менее 28 процентов, что, в принципе, вполне осуществимо.
– Вторая проблема, которая возникла сегодня, – это затаривание в мешки. Китай требует отгружать им наше зерно не насыпью, что удобно и по времени, и по объемам, а в мешки. Это создает дополнительные трудности, – пояснил Увашев.
Свое требование расфасовывать зерно в мешки китайцы объясняют тем, что вместе с нашим зерном могут быть завезены различные болезни. Но это, скорее всего, по мнению наших специалистов, лишь отговорка, чтобы защитить своего отечественного производителя. Судите сами, 50 процентов в экономике Китая занимает аграрный сектор, а потому властям важно поддержать своих зерновиков.
Вот почему в настоящее время «Продкорпорация» ведет переговоры с потенциальными партнерами по строительству терминала на границе с Китаем, на территории международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС) «Хоргос». Здесь наше зерно можно будет переработать и уже в виде муки экспортировать в глубь Поднебесной.
– «Продкорпорация» ищет такую компанию-партнера, которая, как в Азербайджане и Иране, сможет пойти с нами на слияние и построить совместными усилиями зерновой терминал, – сказал Даулет Увашев.
По его информации, в данный момент идет работа с будущими партнерами, и после того, как будет принято окончательное решение, начнется непосредственно работа по реализации инвестпроекта по строительству нового зернового терминала на границе Казахстана с Китаем.
– Строительство зернового терминала значится в планах наших инвестпроектов, рассчитанных на 2011–2013 годы. То есть мы ищем того, кто реально пойдет с нами в кооперацию усилий, – сказал управляющий директор.
Он также отметил, что «Продкорпорация» рассматривает в качестве такого партнера китайскую корпорацию COFCO, с которой в начале прошлого года был подписан меморандум о сотрудничестве.
– Мы рассматриваем государственного оператора с мощной господдержкой и сильной финансовой базой, как COFCO, как самый предпочтительный для нас вариант, – отметил он.
Баку – город хлебный
Однако, по его мнению, Казахстан, несмотря на столь жесткую ситуацию с ценами на зерно на внутреннем рынке, сможет в течение текущего года поставить на уже отработанный им маршрут в Азербайджан до 800 тысяч тонн зерна.
– Пока я не могу сказать точно, но при благоприятном раскладе мы сможем удовлетворить потребности Азербайджана в зерне, – сказал он.
Увашев напомнил, что Азербайджан ежегодно импортирует в среднем до 800 тысяч тонн зерна.
– Основными поставщиками зерна в Азербайджан являются Южный федеральный округ России – это Ставрополье и Краснодар, а также Казахстан. Но из-за засухи прошлым летом в России и с последующим запретом на вывоз зерна Ставрополье и Краснодар отрезаны от Азербайджана, – отметил Увашев.
Он также напомнил, что такая ситуация заставила власти Азербайджана отменить 18 процентов НДС на ввозимое зерно.
– Бакинский зерновой терминал, который мы построили на паритетной основе с азербайджанской стороной, в настоящее время работает на старых запасах зерна, – сказал он.
В то же время, по его информации, сейчас продукция мукомольной мельницы, которая заработала при зерновом терминале в прошлом году, дает муку высокого качества.
– На мукомольной мельнице мы использовали казахстанское зерно с высоким уровнем клейковины – 28 процентов, и сейчас наша продукция – мука – вышла, пусть и в небольших объемах, на азербайджанский рынок, – отметил Увашев.
По его словам, Казахстан попытается сохранить в этом году за собой и соседний центральноазиатский рынок. С 1 января Россия, которая является нашим конкурентом, сняла запрет на вывоз муки, а потому это подстегнет наши компании быть более сговорчивыми в цене.
Кульпаш Конырова, Астана
ЛИТЕР 4 февраля 2011
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/0-402/845/4240
Текущая дата: 16.11.2024