В Казахстане развернулась активная кампания в поддержку референдума по продлению полномочий президента страны Нурсултана Назарбаева до 2020 года.
За плебисцит было собрано свыше 5 млн подписей при требуемом минимуме в 200 тысяч автографов. В свою очередь парламент дважды голосовал за эту инициативу: первый раз в ее поддержку, второй – вопреки воле президента. Что это: случайность или закономерность? Это – закономерность! И об этом говорит предыдущий исторический опыт тех стран, которые прошли через модернизацию экономической и социальной сфер и сегодня оказались в группе лидеров. Крупные реформаторы – уникальное явление в мировой практике, не менее уникально и то обстоятельство, что они не уходили на заслуженный покой. Даже оставив бразды правления, они продолжали контролировать ход текущих перемен и доводили свои начинания до конца.
В Казахстане полным ходом идет кампания в поддержку проведения референдума о продлении полномочий президента Нурсултана Назарбаева до 2020 года. Ранее инициативной группе удалось собрать более 5 млн подписей в пользу плебисцита, а парламентарии дважды проголосовали за его проведение. Причем во второй раз они сделали это после того, как глава государства своим указом отклонил эту инициативу. Удивительная демонстрация политической воли. Но спрашивается, а только ли воли? Опыт других стран, прошедших через модернизацию, скорее говорит об исторической закономерности, которая сама по себе носит объективный характер и становится над схваткой субъективных мнений.
Казахстанский путь
Вряд ли кто-то станет отрицать, что за 20 лет независимости Казахстан прошел серьезный путь развития от бывшей союзной республики до современного процветающего государства. Перемены разительны, а успешность реформ заслуженно связывается с именем первого президента – Лидера Нации Нурсултана Назарбаева.
История нашей страны по-своему уникальна: за два десятилетия Казахстан превратился в успешное государство и заявил о себе как об авторитетном и ответственном игроке на карте мира, отметил в комментариях «Литеру» секретарь комитета сената по международным отношениям, обороне и безопасности Адиль Ахметов.
– Вспомните, как все начиналось. Разруха, пустые магазины, всеобщая растерянность. И было от чего: привычная жизнь, устои, казавшиеся незыблемыми, в одночасье вдруг рухнули. Те времена мы уже почти забыли. А между тем неизвестно, вступил бы Казахстан в XXI век независимым и демократическим государством или испытал бы бедствия, которые пришлось пережить другим постсоветским странам, если бы в столь драматический час не взял на себя всю ответственность за судьбу народа дальновидный политик и харизматичный лидер Нурсултан Назарбаев, – говорит сенатор.
В самые тяжелые времена наш президент не терял веры в свой народ, вспоминает Ахметов. И эта вера, по мнению депутата, вдохновляет казахстанцев на созидательный труд во благо суверенной и независимой страны.
– А в те трудные 90-е годы многие решения и инициативы президента многим казались утопическими, но их стратегическая мудрость подтвердилась реальными достижениями как во внутренней, так и во внешней политике, – продолжил сенатор. – Сегодня Казахстан показывает пример создания современного, экономически развитого, социально крепкого государства.
Сегодня казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия известна во всем мире. Каждые три года по инициативе президента в Астане проводятся съезды лидеров мировых и традиционных религий, а это уже настоящее подтверждение принятия республики в качестве диалоговой площадкой для обсуждения и решения самых сложных вопросов. В прошлом году Казахстан стал первым государством на постсоветском пространке, которое возглавило ОБСЕ. Успех очевиден.
Отдельное место в инициативах главы государства занимает идея евразийства. Востребованность великой евразийской идеи, высказанной президентом еще в 90-е годы, подтверждается временем, убежден депутат Ахметов. Большим успехом в реализации интеграционных инициатив Нурсултана Назарбаева, считает сенатор, стал прорыв в Таможенном союзе и создание Единого экономического пространства, что, в свою очередь, обеспечивает основы в контексте создания Евразийского союза.
Реформаторский потенциал
Масштаб отмеченных идей и деяний главы государства Нурсултана Назарбаева натолкнул Адиля Ахметова на рассуждения о роли политических фигур в судьбах народов.
– Тема личности в истории стара как мир. Но в конкретных обстоятельствах и на конкретных этапах истории она вновь и вновь подтверждает свою актуальность. На крутом историческом вираже нашей новейшей истории личностью, определившей дальнейший ее ход, стал Нурсултан Назарбаев. И сегодня, когда страна ставит перед собою новые, более грандиозные задачи развития, нашему президенту нет альтернативы, – заключил сенатор.
Глава государства смог провести успешные реформы в Казахстане во второй половине 90-х годов, но он не исчерпал своего политического потенциала и сегодня. Об этом говорят его послания народу Казахстана. Каждый новый документ был вызовом для страны, общества и граждан. Такое положение наблюдалось 15 лет назад, когда в стране пакетами принимались реформы, такое положение наблюдается и сегодня, когда окружающий мир оказался на пепелище глобального кризиса.
В 2010 году Казахстан продекларировал курс на индустриально-инновационное развитие. Поскольку защита экологии, улучшение человеческого потенциала и создание «умной» экономики стали главными трендами «посткризисного развития». Они будут определять характер лидерства на мировой арене в XXI столетии. И поэтому важно вскочить на подножку уходящего поезда.
О серьезности намерения говорят, конечно же, не громкие заявления, а первые результаты и озвученные оценки. С одной стороны, в 2010 году в реальном секторе экономики вводились в эксплуатацию новые предприятия, создавались дополнительные рабочие места, с другой – была произведена переоценка ситуации. Можно заметить, что в последнее время стали чаще говорить об отставании в производительности труда от развитых стран, причем не эксперты, а в правительстве. А это один из фундаментальных показателей конкурентоспособности страны на внешних рынках. Экономики с низкими индикаторами всегда будут оставаться аутсайдерами в мировой табели о рангах.
Специалисты заметили другую особенность: многие инициативы казахстанского лидера находят свое воплощение. Так было с идеей многоскоростной интеграции на пространстве Евразии. О ней президент сказал в 1994 году, а сегодня на постсоветском пространстве существует несколько организаций, призванных упростить перемещение капитала, товаров и рабочей силы. В прошлом году Россия, Казахстан и Беларусь отказались от таможенных барьеров на своих границах.
Впрочем, инициативы президента не ограничиваются только рамками бывшего Союза. Так, решения о закрытии Семипалатинского ядерного полигона и отказ от арсенала «военного атома» бывшего СССР снискали Казахстану уважение в остальном мире. Но на этом глава государства не остановился. Не так давно Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой создания Банка ядерного топлива под эгидой МАГАТЭ. В эпоху, когда атомное оружие становится доступным для развивающихся стран, предложение стало реальным вкладом в укрепление глобальной безопасности.
Сегодня Казахстан представляет особый интерес для зарубежных партнеров, с ним все хотят дружить. Республика демонстрирует потенциал роста, наращивает свой бизнес-потенциал, укрепляется на мировой арене. Все указывает на то, что Казахстан станет первым государством, продемонстрировавшим свое «экономическое чудо» в XXI веке. И в этом есть вклад казахстанского лидера, реформаторский потенциал которого не исчерпан.
Прикладная история
В мировой практике, да и в истории наблюдается любопытная закономерность. Все крупные реформаторы по сути имели бессрочный лимит на правление. Они оставались у власти столько, сколько требовала логика реформ. Буквально все лидеры, выводившие свои страны из закоулков мировой арены на центральные магистрали, доводили свои начинания до конца. Исключения если и были, то только единичные.
Достаточно вспомнить немецкого «железного канцлера» Отто Бисмарка, который «кровью и железом» (принцип его правления. – Ред.) объединил Германию и превратил ее в индустриальную державу XIX века. Как известно, успешный реформатор оставался у кормила правления государства чуть меньше 30 лет. Однако, даже оставив пост канцлера, Бисмарк не отошел от дел. Его политический опыт был востребован в стране, которая его же усилиями уже сильно изменилась.
В Соединенных Штатах, в стране, где впервые появилась работоспособная и устойчивая представительная демократия, тоже был период, когда президент занимал свой пост дольше отведенного конституцией времени. Франклин Рузвельт просидел в кресле главы Белого дома без малого четыре срока подряд, или целых 16 лет, но так и не ушел на заслуженный покой.
Президент США возглавил страну в трудный период, когда разразилась Великая депрессия. Как писали в тот период американские СМИ, если разорившиеся богатеи снимали номера в гостиницах, то отдавали предпочтение верхним этажам, чтобы наутро выброситься из окна. Франклин Рузвельт вошел в историю не только как лидер, вытащивший страну из клещей кризиса. Он заложил основы общества всеобщего благоденствия, которое компенсировало «перегибы» развитого капитализма. Благодаря 32-му президенту целое поколение граждан США выросло в новом обществе.
Вторая половина ХХ века запомнилась «экономическими чудесами», когда страны третьего мира потеснили индустриальные державы на мировых рынках. Южная Корея, Гонконг, Сингапур и другие «азиатские тигры» за короткий отрезок времени выбились из нищеты и бедности в передовые страны с «умной» экономикой. Но и здесь наблюдается общая для всех закономерность: реформаторы оставались у власти десятки лет.
Южнокорейский генерал Пак Чон Хи возглавлял страну на протяжении 18 лет. За это время государство выбралось из послевоенной разрухи, а национальные компании «чеболи» принялись покорять остальной мир. Сингапурский реформатор Ли Куан Ю стал премьер-министром в 1959 году и только 1990 году передал бразды правления новой генерации политиков. И, даже оставив государственный пост, он сохранил влияние в правительственных кулуарах. Опыт Ли Куан Ю как реформатора до сих пор востребован в этом островном государстве.
В конце ХХ века в Поднебесной началась «эпоха перемен», которую инициировал Дэн Сяопин. Как известно, «архитектор китайских реформ» начал свое дело с фразы: «Не важно, какого цвета кошка, главное – чтобы она ловила мышей». Дэн Сяопин отказался от идеологических догм, сделав ставку на эффективность. Однако он пришел к власти уже на закате своей богатой политической карьеры, и, несмотря на это, «архитектор» продолжал контролировать ход перемен до конца.
Последней страной, удивившей окружающий мир в ХХ веке, стала мусульманская Малайзия, которой на протяжении 22 лет бессменно руководил Махатхир Мохаммад. Но, даже отойдя от власти, Доктор М, как его уважительно называют в прессе, продолжал следить за состоянием своего главного подопечного – страны и в случае необходимости рекомендовал «курс лечения».
Впрочем, авторитет Махатхира Мохаммада остается сильным не только на родине, но и во всем исламском мире. Поскольку автор «малайзийского чуда» придерживался стратегии построения современного мусульманского государства. И если прежде страны «исламского пояса» в представлении специалистов ассоциировались с нестабильностью, бедностью, дворцовыми интригами и переворотами, то Махатхир Мохаммад представил им новый, конкурентоспособный проект модернизированного общества XXI века. Получается, успешные страны разные, но исторический опыт у них одинаковый: «архитекторы реформ» надолго задерживались у власти. И, что самое интересное, не по своей воле.
Опыт и воля
Почему история не отпускает реформаторов на покой? Прежде всего потому, что они демонстрируют высокие показатели. Как говорят, совершенству нет предела. Так и реформы, их можно проводить достаточно долго: добиваясь одного результата, ставить новые задачи и приоритеты. А если успех сопутствует на очередном витке развития, он только укрепляет как авторитет реформатора, так и доверие ему со стороны населения. В итоге получается система «суперлидерства», которое в общественном сознании и СМИ находит свое отражение в лаконичной фразе – «отец-основатель».
Нечто подобное наблюдается и в Казахстане. Страна выбилась в лидеры на постсоветском пространстве, стартовав из худших условий. По уровню жизни республика сегодня уступает только Беларуси, где сильно развита система социальной поддержки населения, и России, которая исторически была центром индустриализации в бывшем СССР. Но это обстоятельство нисколько не смущает нас, ведь мы оказались в рамках Таможенного союза в компании именно этих стран. Тем самым Казахстан дал понять, что не боится конкуренции со стороны партнеров и готов работать над собой.
В 1995 году в Казахстане появилась президентская форма правления, которая позволила форсировать перемены в стране, переход на рыночные рельсы. А уже в 2004 году демографы отметили положительное сальдо в миграции. Иными словами, Казахстан стал рассматриваться как страна с благоприятными условиями. На протяжении 2000-х годов республика демонстрировала стабильный рост ВВП, который составил в среднем 7–8 процентов. Казалось бы, можно было на этом и остановиться, тем более что показатель ВВП на душу населения превысил 8 тысяч долларов. Но нет, на исходе десятилетия в Казахстане стали генерировать новые цели: переход на индустриально-инновационные рельсы развития.
Возникшая в ходе реформ комфортная атмосфера внутри страны опять же усиливает позиции главы государства. По всем социологическим опросам, Нурсултан Назарбаев остается лидером «номер один» для простых людей. Речь идет не просто об авторитете главы государства среди населения, но также и о его политическом влиянии, удельный вес которого каждый раз подтверждается и усиливается за счет поддержки со стороны общества.
Бытует мнение, что продолжительное нахождение у власти реформатора связано со сложностью процесса модернизации. Дескать, их реализация требует много времени и этим фактом продиктовано политическое долгожительство. Однако это не так!
Поскольку такая медлительность свидетельствует о низком КПД лидера. Реформы можно делать быстро и молниеносно, а это значит, что конкретные результаты от них будут получены еще при жизни одного поколения граждан. И если в стране появился лидер, способный осуществить перемены быстро и безболезненно для общества, то это уже ее судьба, а она, как известно, никого не отпускает.
Екатерина Больгерт, Астана,
Замир Каражанов, Алматы
ЛИТЕР
22 января 2011
В Казахстане полным ходом идет кампания в поддержку проведения референдума о продлении полномочий президента Нурсултана Назарбаева до 2020 года. Ранее инициативной группе удалось собрать более 5 млн подписей в пользу плебисцита, а парламентарии дважды проголосовали за его проведение. Причем во второй раз они сделали это после того, как глава государства своим указом отклонил эту инициативу. Удивительная демонстрация политической воли. Но спрашивается, а только ли воли? Опыт других стран, прошедших через модернизацию, скорее говорит об исторической закономерности, которая сама по себе носит объективный характер и становится над схваткой субъективных мнений.
Казахстанский путь
Вряд ли кто-то станет отрицать, что за 20 лет независимости Казахстан прошел серьезный путь развития от бывшей союзной республики до современного процветающего государства. Перемены разительны, а успешность реформ заслуженно связывается с именем первого президента – Лидера Нации Нурсултана Назарбаева.
История нашей страны по-своему уникальна: за два десятилетия Казахстан превратился в успешное государство и заявил о себе как об авторитетном и ответственном игроке на карте мира, отметил в комментариях «Литеру» секретарь комитета сената по международным отношениям, обороне и безопасности Адиль Ахметов.
– Вспомните, как все начиналось. Разруха, пустые магазины, всеобщая растерянность. И было от чего: привычная жизнь, устои, казавшиеся незыблемыми, в одночасье вдруг рухнули. Те времена мы уже почти забыли. А между тем неизвестно, вступил бы Казахстан в XXI век независимым и демократическим государством или испытал бы бедствия, которые пришлось пережить другим постсоветским странам, если бы в столь драматический час не взял на себя всю ответственность за судьбу народа дальновидный политик и харизматичный лидер Нурсултан Назарбаев, – говорит сенатор.
В самые тяжелые времена наш президент не терял веры в свой народ, вспоминает Ахметов. И эта вера, по мнению депутата, вдохновляет казахстанцев на созидательный труд во благо суверенной и независимой страны.
– А в те трудные 90-е годы многие решения и инициативы президента многим казались утопическими, но их стратегическая мудрость подтвердилась реальными достижениями как во внутренней, так и во внешней политике, – продолжил сенатор. – Сегодня Казахстан показывает пример создания современного, экономически развитого, социально крепкого государства.
Сегодня казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия известна во всем мире. Каждые три года по инициативе президента в Астане проводятся съезды лидеров мировых и традиционных религий, а это уже настоящее подтверждение принятия республики в качестве диалоговой площадкой для обсуждения и решения самых сложных вопросов. В прошлом году Казахстан стал первым государством на постсоветском пространке, которое возглавило ОБСЕ. Успех очевиден.
Отдельное место в инициативах главы государства занимает идея евразийства. Востребованность великой евразийской идеи, высказанной президентом еще в 90-е годы, подтверждается временем, убежден депутат Ахметов. Большим успехом в реализации интеграционных инициатив Нурсултана Назарбаева, считает сенатор, стал прорыв в Таможенном союзе и создание Единого экономического пространства, что, в свою очередь, обеспечивает основы в контексте создания Евразийского союза.
Реформаторский потенциал
Масштаб отмеченных идей и деяний главы государства Нурсултана Назарбаева натолкнул Адиля Ахметова на рассуждения о роли политических фигур в судьбах народов.
– Тема личности в истории стара как мир. Но в конкретных обстоятельствах и на конкретных этапах истории она вновь и вновь подтверждает свою актуальность. На крутом историческом вираже нашей новейшей истории личностью, определившей дальнейший ее ход, стал Нурсултан Назарбаев. И сегодня, когда страна ставит перед собою новые, более грандиозные задачи развития, нашему президенту нет альтернативы, – заключил сенатор.
Глава государства смог провести успешные реформы в Казахстане во второй половине 90-х годов, но он не исчерпал своего политического потенциала и сегодня. Об этом говорят его послания народу Казахстана. Каждый новый документ был вызовом для страны, общества и граждан. Такое положение наблюдалось 15 лет назад, когда в стране пакетами принимались реформы, такое положение наблюдается и сегодня, когда окружающий мир оказался на пепелище глобального кризиса.
В 2010 году Казахстан продекларировал курс на индустриально-инновационное развитие. Поскольку защита экологии, улучшение человеческого потенциала и создание «умной» экономики стали главными трендами «посткризисного развития». Они будут определять характер лидерства на мировой арене в XXI столетии. И поэтому важно вскочить на подножку уходящего поезда.
О серьезности намерения говорят, конечно же, не громкие заявления, а первые результаты и озвученные оценки. С одной стороны, в 2010 году в реальном секторе экономики вводились в эксплуатацию новые предприятия, создавались дополнительные рабочие места, с другой – была произведена переоценка ситуации. Можно заметить, что в последнее время стали чаще говорить об отставании в производительности труда от развитых стран, причем не эксперты, а в правительстве. А это один из фундаментальных показателей конкурентоспособности страны на внешних рынках. Экономики с низкими индикаторами всегда будут оставаться аутсайдерами в мировой табели о рангах.
Специалисты заметили другую особенность: многие инициативы казахстанского лидера находят свое воплощение. Так было с идеей многоскоростной интеграции на пространстве Евразии. О ней президент сказал в 1994 году, а сегодня на постсоветском пространстве существует несколько организаций, призванных упростить перемещение капитала, товаров и рабочей силы. В прошлом году Россия, Казахстан и Беларусь отказались от таможенных барьеров на своих границах.
Впрочем, инициативы президента не ограничиваются только рамками бывшего Союза. Так, решения о закрытии Семипалатинского ядерного полигона и отказ от арсенала «военного атома» бывшего СССР снискали Казахстану уважение в остальном мире. Но на этом глава государства не остановился. Не так давно Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой создания Банка ядерного топлива под эгидой МАГАТЭ. В эпоху, когда атомное оружие становится доступным для развивающихся стран, предложение стало реальным вкладом в укрепление глобальной безопасности.
Сегодня Казахстан представляет особый интерес для зарубежных партнеров, с ним все хотят дружить. Республика демонстрирует потенциал роста, наращивает свой бизнес-потенциал, укрепляется на мировой арене. Все указывает на то, что Казахстан станет первым государством, продемонстрировавшим свое «экономическое чудо» в XXI веке. И в этом есть вклад казахстанского лидера, реформаторский потенциал которого не исчерпан.
Прикладная история
В мировой практике, да и в истории наблюдается любопытная закономерность. Все крупные реформаторы по сути имели бессрочный лимит на правление. Они оставались у власти столько, сколько требовала логика реформ. Буквально все лидеры, выводившие свои страны из закоулков мировой арены на центральные магистрали, доводили свои начинания до конца. Исключения если и были, то только единичные.
Достаточно вспомнить немецкого «железного канцлера» Отто Бисмарка, который «кровью и железом» (принцип его правления. – Ред.) объединил Германию и превратил ее в индустриальную державу XIX века. Как известно, успешный реформатор оставался у кормила правления государства чуть меньше 30 лет. Однако, даже оставив пост канцлера, Бисмарк не отошел от дел. Его политический опыт был востребован в стране, которая его же усилиями уже сильно изменилась.
В Соединенных Штатах, в стране, где впервые появилась работоспособная и устойчивая представительная демократия, тоже был период, когда президент занимал свой пост дольше отведенного конституцией времени. Франклин Рузвельт просидел в кресле главы Белого дома без малого четыре срока подряд, или целых 16 лет, но так и не ушел на заслуженный покой.
Президент США возглавил страну в трудный период, когда разразилась Великая депрессия. Как писали в тот период американские СМИ, если разорившиеся богатеи снимали номера в гостиницах, то отдавали предпочтение верхним этажам, чтобы наутро выброситься из окна. Франклин Рузвельт вошел в историю не только как лидер, вытащивший страну из клещей кризиса. Он заложил основы общества всеобщего благоденствия, которое компенсировало «перегибы» развитого капитализма. Благодаря 32-му президенту целое поколение граждан США выросло в новом обществе.
Вторая половина ХХ века запомнилась «экономическими чудесами», когда страны третьего мира потеснили индустриальные державы на мировых рынках. Южная Корея, Гонконг, Сингапур и другие «азиатские тигры» за короткий отрезок времени выбились из нищеты и бедности в передовые страны с «умной» экономикой. Но и здесь наблюдается общая для всех закономерность: реформаторы оставались у власти десятки лет.
Южнокорейский генерал Пак Чон Хи возглавлял страну на протяжении 18 лет. За это время государство выбралось из послевоенной разрухи, а национальные компании «чеболи» принялись покорять остальной мир. Сингапурский реформатор Ли Куан Ю стал премьер-министром в 1959 году и только 1990 году передал бразды правления новой генерации политиков. И, даже оставив государственный пост, он сохранил влияние в правительственных кулуарах. Опыт Ли Куан Ю как реформатора до сих пор востребован в этом островном государстве.
В конце ХХ века в Поднебесной началась «эпоха перемен», которую инициировал Дэн Сяопин. Как известно, «архитектор китайских реформ» начал свое дело с фразы: «Не важно, какого цвета кошка, главное – чтобы она ловила мышей». Дэн Сяопин отказался от идеологических догм, сделав ставку на эффективность. Однако он пришел к власти уже на закате своей богатой политической карьеры, и, несмотря на это, «архитектор» продолжал контролировать ход перемен до конца.
Последней страной, удивившей окружающий мир в ХХ веке, стала мусульманская Малайзия, которой на протяжении 22 лет бессменно руководил Махатхир Мохаммад. Но, даже отойдя от власти, Доктор М, как его уважительно называют в прессе, продолжал следить за состоянием своего главного подопечного – страны и в случае необходимости рекомендовал «курс лечения».
Впрочем, авторитет Махатхира Мохаммада остается сильным не только на родине, но и во всем исламском мире. Поскольку автор «малайзийского чуда» придерживался стратегии построения современного мусульманского государства. И если прежде страны «исламского пояса» в представлении специалистов ассоциировались с нестабильностью, бедностью, дворцовыми интригами и переворотами, то Махатхир Мохаммад представил им новый, конкурентоспособный проект модернизированного общества XXI века. Получается, успешные страны разные, но исторический опыт у них одинаковый: «архитекторы реформ» надолго задерживались у власти. И, что самое интересное, не по своей воле.
Опыт и воля
Почему история не отпускает реформаторов на покой? Прежде всего потому, что они демонстрируют высокие показатели. Как говорят, совершенству нет предела. Так и реформы, их можно проводить достаточно долго: добиваясь одного результата, ставить новые задачи и приоритеты. А если успех сопутствует на очередном витке развития, он только укрепляет как авторитет реформатора, так и доверие ему со стороны населения. В итоге получается система «суперлидерства», которое в общественном сознании и СМИ находит свое отражение в лаконичной фразе – «отец-основатель».
Нечто подобное наблюдается и в Казахстане. Страна выбилась в лидеры на постсоветском пространстве, стартовав из худших условий. По уровню жизни республика сегодня уступает только Беларуси, где сильно развита система социальной поддержки населения, и России, которая исторически была центром индустриализации в бывшем СССР. Но это обстоятельство нисколько не смущает нас, ведь мы оказались в рамках Таможенного союза в компании именно этих стран. Тем самым Казахстан дал понять, что не боится конкуренции со стороны партнеров и готов работать над собой.
В 1995 году в Казахстане появилась президентская форма правления, которая позволила форсировать перемены в стране, переход на рыночные рельсы. А уже в 2004 году демографы отметили положительное сальдо в миграции. Иными словами, Казахстан стал рассматриваться как страна с благоприятными условиями. На протяжении 2000-х годов республика демонстрировала стабильный рост ВВП, который составил в среднем 7–8 процентов. Казалось бы, можно было на этом и остановиться, тем более что показатель ВВП на душу населения превысил 8 тысяч долларов. Но нет, на исходе десятилетия в Казахстане стали генерировать новые цели: переход на индустриально-инновационные рельсы развития.
Возникшая в ходе реформ комфортная атмосфера внутри страны опять же усиливает позиции главы государства. По всем социологическим опросам, Нурсултан Назарбаев остается лидером «номер один» для простых людей. Речь идет не просто об авторитете главы государства среди населения, но также и о его политическом влиянии, удельный вес которого каждый раз подтверждается и усиливается за счет поддержки со стороны общества.
Бытует мнение, что продолжительное нахождение у власти реформатора связано со сложностью процесса модернизации. Дескать, их реализация требует много времени и этим фактом продиктовано политическое долгожительство. Однако это не так!
Поскольку такая медлительность свидетельствует о низком КПД лидера. Реформы можно делать быстро и молниеносно, а это значит, что конкретные результаты от них будут получены еще при жизни одного поколения граждан. И если в стране появился лидер, способный осуществить перемены быстро и безболезненно для общества, то это уже ее судьба, а она, как известно, никого не отпускает.
Екатерина Больгерт, Астана,
Замир Каражанов, Алматы
ЛИТЕР
22 января 2011
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/0-402/851/3934
Текущая дата: 16.11.2024