Для решения проблемы изучения казахского языка большинство опрошенных казахстанцев предлагают открыть бесплатные курсы казахского языка и ввести интенсивное обучение в детских садах.
Участникам опроса, охватившего более 2000 казахстанцев, предлагалось назвать возможные причины медленного освоения казахского языка населением, а также варианты решения этой проблемы.
"Недостаточные усилия в изучении" казахского языка не владеющей им частью населения как основную причину назвали 35% опрошенных. Это мнение разделили 69% опрошенных в Северо-Казахстанской области, 58% в Кызылординской, 52% в Атырауской, по 50% в Восточно-Казхстанской и Жамбылской, а также 48% в Павлодарской областях. Меньше всего эту причину называли в Костанайской (10% респондентов) и Мангистауской (23,5% респондентов) областях и Алматы (18,5% респондентов).
"Недостаточные усилия в изучении" казахского языка не владеющей им частью населения как основную причину назвали 35% опрошенных. Это мнение разделили 69% опрошенных в Северо-Казахстанской области, 58% в Кызылординской, 52% в Атырауской, по 50% в Восточно-Казхстанской и Жамбылской, а также 48% в Павлодарской областях. Меньше всего эту причину называли в Костанайской (10% респондентов) и Мангистауской (23,5% респондентов) областях и Алматы (18,5% респондентов).
Около четверти опрошенных считает, что "значительная часть выделяемых на язык средств, возможно, расхищается". Эту версию как основную причину медленного освоения казахского языка назвали 40% респондентов из Костанайской, 31% в Южно-Казахстанской, 29,5% в Мангистауской областях, а также 33% опрошенных в Астане и 30% в Алматы.
Также сообщается, что по данным Комитета по языкам Министерства культуры и информации Казахстана, на развитие казахского языка в 2011 году было выделено 4,2 млрд. тенге, в 2012 году - 2,5 млрд. тенге.
Также сообщается, что по данным Комитета по языкам Министерства культуры и информации Казахстана, на развитие казахского языка в 2011 году было выделено 4,2 млрд. тенге, в 2012 году - 2,5 млрд. тенге.
По мнению пятой части участников опроса, "система и методика преподавания казахского языка устарели и нуждаются в обновлении, а значит, бюджетные средства направляются на уже неактуальные цели". Такое мнение разделяют 40% респондентов в Карагандинской, 32% в Актюбинской и 31% в Южно-Казахстанской областях.
Участники опроса также назвали среди причин проблемы освоения казахского языка отсутствие или недостаточность бесплатных курсов, высокие цены на учебники, сложную терминологию, недостаток профессиональных преподавателей и качественной методики и частое изменение школьных программ.
На вопрос о том, как решить проблему освоения казахского языка, 18,5% респондентов посчитали, что необходимо проверить все существующие методики преподавания казахского языка и оставить только самые результативные. По мнению 11% респондентов, нужно изучить мировой опыт по языковому обучению и внедрить его в Казахстане. Еще 7,5% высказались за внедрение общественного контроля за средствами на развитие казахского языка.
Добавим, что участники опроса предлагали сразу несколько вариантов решения проблемы с обучением казахскому языку. Так, 77% респондентов поддержали повсеместное открытие бесплатных или максимально доступных курсов по изучению казахского языка, 59% от числа всех респондентов предложили улучшить методику преподавания и ввести более интенсивное обучение казахскому языку в детских учреждениях.
В частности, респонденты были недовольны отсутствием единой системы преподавания, а также тем, что некоторые преподаватели приводят разные версии переводы некоторых слов.
В частности, респонденты были недовольны отсутствием единой системы преподавания, а также тем, что некоторые преподаватели приводят разные версии переводы некоторых слов.
Еще 58,5% опрошенных предложили изменить тактику внедрения государственного языка с агрессивно-напористой на лояльную и поэтапно-синхронную, отметив, что "желание изучать язык есть, но нет общей системы, и отбивать это желание не надо".
Также часто участники опроса просили смягчить требования по овладению казахским языком для пожилых. В то же время 21% респондентов предлагали более радикальные методы решения - от материальных (штрафы и поощрения) до увольнения и депортации.
Tengrinews.kz, 19 ноября 2012
Также часто участники опроса просили смягчить требования по овладению казахским языком для пожилых. В то же время 21% респондентов предлагали более радикальные методы решения - от материальных (штрафы и поощрения) до увольнения и депортации.
Tengrinews.kz, 19 ноября 2012
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/0-410/49/17716
Текущая дата: 24.11.2024