Белорусский портал в Казахстане

Почему белорусы не хотят учить своих детей на родном языке?



Каковы бы ни были глубинные причины отказа от родного языка, факт остается фактом — из наших душ вытравили белорусский язык. Его изучение сделали невостребованным. В результате белорусская школа — это большей частью русскоязычная школа.



Это еще раз подтвердил 13 августа во время онлайн-конференции на сайте Белтелерадиокомпании заместитель министра образования Беларуси Казимир Фарино. Он пояснил, что соотношение в целом по стране таково: 44% школ — с русским языком обучения, 53% — с белорусским языком и около 3% — двуязычные школы. На съезде белорусов мира 19 июля прошлого года представитель Министерства образования Надежда Ганущенко сообщала, что в Минске на белорусском языке обучаются около 3% школьников.

Вообще же в прошлом учебном году примерно 57% общеобразовательных учреждений страны работали на белорусском языке, еще в 4,7% преподавание велось на двух языках. При этом число белорусскоязычных школ оставалось таким же, как годом ранее.

По данным Минобразования, на начало 2008 года в белорусскоязычных школах обучалось 195 592 учащихся (18,4%), в том числе 14 712 первоклассников (16,7%). В городах этот показатель составляет всего 1,9%.

Получается, что когда мы говорим о значительном количестве школ с обучением на белорусском языке, то это прежде всего небольшие сельские школы. В городах русский язык доминирует и в быту, и в системе образования. При этом, по мнению чиновников, на власти нечего пенять.

Замминистра образования Казимир Фарино объяснил ситуацию в столице: «Количество школ и язык обучения определяется местными органами власти по запросу родителей. (…) решение принимает Минский горисполком, по предложениям райисполкома. Если такая необходимость есть, значит, школа должна открываться. Здесь насильственных методов давления на родителей, на детей быть не должно в плане выбора языка обучения. Это может быть русский язык, может быть белорусский».

Но на практике не все так благостно. Председатель «Таварыства беларускай мовы імя Францішка Скарыны» (ТБМ) Олег Трусов сказал «Белорусским новостям», что достаточно вспомнить историю Алексея и Светланы Лапицких из Жодино, которые обратились в Генеральную прокуратуру, а также к министру образования Александру Радькову с заявлением о бездействии местных властей. Обращение связано с тем, что администрация гимназии № 1 и города не обеспечили условия для обучения на белорусском языке их сына, 14-летнего Янки Лапицкого.

«Пока история не закончилась в пользу ребенка. Мальчику лишь предложили посещать среднюю школу в деревне недалеко от города, где преподавание ведется на белорусском языке», — сказал Трусов.

Очевидно, что не все родители будут так ревностно бороться за права своего ребенка. Большинство отдадут в ту школу, которая ближе к дому. Она окажется, скорее всего, русскоязычной.

Замминистра подчеркнул, что у нас есть школы с белорусским языком обучения, с русским языком и с двумя языками. Все учебно-методическое обеспечение подготовлено, для того чтобы качественно реализовать учебный процесс, считает он.

В Министерстве, судя по всему, не видят проблемы в том, что белорусский язык занимает явно не лидирующую роль в обучении: «Тот баланс количества школ, который есть, сохранится в городе Минске. У нас пять гимназий полностью с белорусским языком обучения (это новый тип учреждения образования) и пять школ. Поэтому проблем нет».

И все же проблемы есть. С каждым годом в стране становится все меньше детей, которые обучаются на белорусском языке. Еще 10 лет назад на нем училось более 463 тысяч человек, что в два раза больше, чем ныне.

Язык — тонкая материя. В результате утраты национального языка и национальных ценностей белорусское образование осталось без национальной идеи и культурологической составляющей. Об этом говорил на заседании круглого стола «Проблемы образования Беларуси» литератор и политик Лявон Борщевский.

По его мнению, «власти успешно справились с задачей ликвидировать культурологический национальный компонент белорусского образования», а отсутствие культурологического аспекта в образовании — самая большая проблема осовремененной школы.

Олег Трусов обращает внимание на то, что положение одного из государственных языков, белорусского, в школах становится все более уязвимым. Если бы чиновники говорили на белорусском языке, отдавали своих детей в белорусскоязычные школы, он был более востребованным в обществе, подчеркнул председатель ТБМ.

Источник: Naviny.by


Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/0-410/67/1661
Текущая дата: 23.11.2024