В последних числах августа неподалеку от города-спутника Алматы – Талгара на уютном мини-плато в удивительном по красоте предгорье Заилийского Алатау прошел I международный фестиваль «Улы Дала Рухы» – праздник этнической культуры: музыкального искусства, спортивных игр, исторической реконструкции и ремесел.
Немного афициоза
Это масштабное мероприятие, название которого переводится на русский язык как «Дух Великой Степи», организованное в год 25-летия независимости Республики Казахстан и 1000-летия Алматы, помимо жителей южной столицы и области собрало гостей из Венгрии, Голландии, Германии, Турции, Китая, Кореи, Украины, России и Кыргызстана.
Венгерский ученый-антрополог Андраш Жолт Биро не случайно был представлен как соорганизатор фестиваля. Он является председателем Фонда «Magyar Turan», который был инициатором проведения Большого Курултая туранских народов, занесенного в Книгу рекордов Гиннеса. Концепция венгерского курултая, который в этом году посетили 250 тысяч человек, была взята за основу проведения нашего мероприятия.
Тимур Дуйсенгалиев, начальник управления туризма и внешних связей акимата Алматы, пояснил, что одной из задач фестиваля является демонстрация в формате праздника туристского потенциала республики, области и города.
Посетил фестиваль «Улы дала рухы» и аким Алматы Бауыржан Байбек, которого апашки в национальных костюмах угостили кумысом и баурсаками.
Аулы в ауле
Вид фестивального городка-аула на фоне заснеженных пиков и покрытых тянь-шанскими елями гор был великолепен. И сам он был условно разделен на «аулы»: «Шабыт» – сцена, на которой выступали этно-фольклорные исполнители, «Батыр» – площадка воинских искусств ранних кочевников, исторической постановки боев в доспехах, «Тайбурыл» –соревнования по кокпару, «Караван-сарай» – конкурс на лучший куырдак, «Алмалы» – ярмарка народных ремесел и демонстрация казахского народного обряда «тусау кесу», «Ак суйек» – соревнования по национальной игре «тогыз кумалак», «Кыран» – показательная охота с беркутами и казахской борзой тазы, «Эрхий мерген» – соревнования лучников.
То есть для гостей фестиваля были созданы все условия, чтобы они могли словно в машине времени переместиться в кочевое прошлое и почувствовать связь времен и эпох
– саков, кангюев, усуней, гуннов, скифов, сарматов, тиграхаудов, массагетов, познать долгий путь становления казахской нации, понять связь событий в развитии Великого шелкового пути, увидеть изнутри жизнь кочевников и устройство их быта, познакомиться с исторически воссозданными традициями и обрядами, узнать секреты мастерства древних ремесленников и попробовать поработать с войлоком, кожей, серебром, глиной по сохранившимся издревле технологиям.
Здесь же можно было полюбоваться мастерством профессиональных беркутчи и силой палуанов-борцов и пауэрлифтеров, джигитовкой конников и кокпаристов, поболеть на состязаниях лучников и батыров, сыграть в национальные игры и познакомиться с музыкальным наследием казахов, попробовать национальные блюда и узнать секреты их приготовления.
Стоит отметить, что костюмы участников фестиваля и музыкантов, доспехи и оружие батыров и прочее воссозданы по историческим материалам.
Почти все представители венгерского аула являли собой джигитов-каскадеров, которые могли верхом на галопирующей лошади выпустить две-три стрелы подряд и поразить цель. Они устроили зрелищное конное шоу под мерную дробь, которую выбивал на бубне маджарский шаман Золтан Шолёмфи-Наги. А их женщины были похожи на амазонок.
В некоторых аулах для самых маленьких были организованы детские площадки, проводились увлекательные мастер-классы, установлены традиционные качели алтыбакан.
По существу и по бороде
Главный координатор фестиваля венгерский антрополог Андраш Жолт Биро в 2006 году, проведя анализ Y-хромосом, доказал, что между казахским племенем мадьяр и венграми Карпатского бассейна существует не только сходство в самоназвании, но и генетическая связь.
– Венгерскими учеными доказано, что Венгрия, а правильней будет говорить «Маджаристан», является страной не финно-угорского, а тюркского по происхождению народа, – пояснил Андраш Биро в ответ на вопрос, почему центральноевропейское государство вдруг стало организатором самого большого в мире туранского курултая. – И более того, в венгерском языке сохранились архаичные тюркские значения, которые забыты в остальных алтайских языках. Например, казахи не знают этимологии слова «сакал» – борода. Потому что могут объяснить значение одной составной части слова – sach («волосы»), а что такое al вы не знаете. А мы знаем, поскольку на маджарском (венгерском) языке al – значит «подбородок».
Надо сказать, что Андраш Биро отнюдь не выглядит книжным червем. Он по своей стати больше похож на гуннского воина, в чей костюм и был облачен.
Мастера, музыканты и организаторы
Организаторами аула «Шабыт» были Асемай Бейсен, которую в народе называют шаманкой, и Абзал Арыкбаев – музыкант-мультиинструменталист, солист дуэта «Arkaiym» и этно-фольклорной группы «Туран».
Среди выступивших на концерте музыкантов также стоит отметить «Байдану» – единственную в мире рок-группу, играющую на электро-балалайках, великолепный drum-коллектив «Бугарабу» и талантливую вокалистку Венеру Уразбекову, начинающую певицу Ксюшу, этно-группу «Хазар», домбриста и композитора Сабира Гусейнова, являющегося активистом турецкого культурного центра в Ассамблее народа Казахстана, хор апашек-обаяшек и других замечательных исполнителей.
Аул под названием «Алмалы» был представлен такими мастерами-ремесленниками, как Марат Сарсембаев, Роза Сарсембаева, Айман Бекжанова и Алиаскар Мусаев, благодаря которому гости фестиваля смогли узнать, как изготавливаются прекрасные терракотовые горшки, вазы и сувениры.
Главным координатором аула «Кыран» стала Багдат Муптекекызы. Будучи исполнительным директором Федерации «Кыран», она не раз выступала в роли судьи на разных турнирах по соколиной охоте.
Основным организатором аула «Эрхий Мерген» выступил лучник Рафаэль Тулегенов, который известен в Казахстане как профессиональный изготовитель композитных луков.
Особо хотелось бы похвалить восхитительные костюмы от талантливого художника-модельера Зере Штифман, сумевшей в их фактуре, смелой форме и цвете удачно выразить глубину народного духа.
Судя по всему, устроители фестиваля – акиматы Алматы и Алматинской области, управление туризма южной столицы, туристская компания «Sky Eagle» и этно-центр «Nomad» – рассчитывали на большее количество гостей, но и без этого на мероприятии можно было увидеть немало известных личностей – казахстанских и зарубежных, не говоря уже о нашей прекрасной, в меру ворчливой, но главное – благодарной публике.
Ержан Оралбеков, Алматинская область
erzhan_ashim@mail.ru
Экспресс К, 30 августа 2016
Ержан Оралбеков, Алматинская область
erzhan_ashim@mail.ru
Экспресс К, 30 августа 2016
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/1-/101/36774
Текущая дата: 27.11.2024