Белорусский портал в Казахстане

В транзитной зоне аэропорта города Алма-Аты уже почти четыре месяца живет палестинец Мухаммед Аль-Бахиш.



Его история напоминает сюжет голливудского фильма, разница только в том, что неизвестно, ждет ли его так называемый "хеппи энд".

Когда Эдвард Сноуден застрял в транзитной зоне Шереметьева, многие вспомнили смешной и грустный фильм "Терминал". Корреспондент ВВС Райхон Димитрие нашла в аэропорту Алма-Аты человека, чье положение гораздо больше напоминает судьбу героя Тома Хэнкса.

Маленькая комнатушка, в которой живет Мухаммед, находится в зале прилетов, рядом с окошком консульских услуг. Здесь нет окон и солнечного света. В углу стоит двухъярусная кровать, у стены - стол и небольшой диванчик. Комната напоминает будку какого-нибудь сторожа.

"Сотни пассажиров прилетают, проходят паспортный контроль и выходят в город, а я продолжаю тут сидеть", - сетует 26-летний палестинец.

В своем письменном ответе на запрос о положении Мухаммеда посольство Палестины в Казахстане написало: "Мухаммед Аль-Бахиш родился в Ираке и имеет статус беженца. Он не имеет палестинского паспорта, и поэтому Израиль не разрешает ему вернуться в Палестину. Как известно, в мире около 6 миллионов палестинских беженцев, и Израиль пока не желает решать данную проблему".

Только Мухаммед никогда не был в Палестине: он родился в Багдаде в семье беженцев. Сейчас он, по его собственным словам, круглый сирота.

"Братьев и сестер у меня нет. Мама умерла, когда мне было 16 лет, она болела. А отца убили. Зайдите в интернет и наберите там "палестинцы в Ираке", и вы поймете, как им там живется", - объясняет Мухаммед.

Любовь и трудности

5 лет назад Мухаммед уехал в Арабские Эмираты, в город Дубай. Выучившись на дизайнера интерьеров, работал по профессии. В прошлом году он познакомился там с 22-летней Олесей Грещенко из Казахстана.

Полюбив друг друга, молодые решили пожениться. Мухаммед называет ее нежно "Алисой".

"Я очень ее люблю, и мы хотим создать семью, жить как все нормальные люди, работать, приходить с работы домой и садиться вместе за стол кушать", - мечтает житель зоны прилета.

Когда эти мечты Мухаммеда осуществятся, пока неясно.

Впервые в Казахстан он приехал по туристической визе в сентябре 2012 года. С тех пор Олеся и Мухаммед начали собирать документы для подачи заявления в ЗАГС. По словам Олеси, им пришлось столкнуться с кучей проблем.

"В миграционной полиции, куда я обратилась для выяснения списка документов, необходимых для получения вида на жительства, мне прямым текстом сказали, что у нас тут в Казахстане своих "террористов" хватает", - говорит Олеся.

Роковая ошибка

Мухаммеду приходилось выезжать из страны для обновления визы. Выезжал он обычно в Дубай. Однако в марте этого года Мухаммед на свою беду полетел в Турцию, куда, как оказалось, ему была необходима въездная виза. Его депортировали обратно в Казахстан. И так четыре раза.

В конце концов Казахстан допустил его в транзитную зону, которая юридически не считается территорией страны.

"Я хочу жить как нормальный человек, в одной стране, и не хочу, чтобы каждый раз, когда истекала виза, мне говорили – пожалуйста, уезжайте отсюда", - жалуется палестинец.

"Я очень устал, чувствую себя подавленным, такое ощущение, что я постепенно схожу с ума", - говорит Мухаммед, который за это время сильно поправился.

Он знает по имени почти каждого работника транзитной зоны. Все это время Мухаммед питается "самолетной" едой, которую ему предоставляет авиакомпания Air Astana.

Олеся посещает его раз в неделю, приносит чистую одежду.

Надежда на ООН и Европу


В июне миграционная полиция Алма-Аты отказала Мухаммеду Аль-Бахши в статусе беженца, так как он "не подпадает под статус беженца", то есть нет угрозы его жизни и опасности преследований в стране, откуда он прибыл.

По словам Олеси, ее не допустили ни на одно слушание комиссии, рассматривавшей заявление Мухаммеда.

Сейчас его дело передано в представительство Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, но когда будет решен вопрос Мухаммеда, никто не знает.

"Я очень надеюсь, что нас примут в одну из стран Европы. В Казахстане я теперь без права въезда на 4 года", - говорит Мухаммед.

"Я просто хочу, чтобы все это поскорее закончилось. Это не жизнь. Я прошу помощи у тех, кто слышит меня. У всех есть семьи, и я хочу создать свою семью. Я скучаю по солнцу, по свежему воздуху".

Работники аэропорта выводят Мухаммеда на прогулки на летное поле, рядом с залом прилетов.

"Когда я выхожу сюда, меня это очень злит, потому что я понимаю, что у меня нет свободы", - признается палестинец, застрявший в казахстанском аэропорту.

Райхон Димитрие, Казахстан
Служба ВВС, 5 июля 2013

Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/1-/197/22108
Текущая дата: 10.01.2025