Домбра - музыкальный двуструнный инструмент, который с незапамятных времён занимает очень важное место в жизни кочевников.
В 2018-м году Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев учредил Национальный день домбры, отмечаемый в первое воскресенье июля. В этом году в нашей стране его отмечают в 3-й раз.
Указ Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева об учреждении Национального дня домбры был обнародован 13-го июня 2018-го года. Елбасы не устает повторять, что домбра – это "паспорт и бренд" казаха, часть его неповторимого облика.
Традиционно в этот день проходили концерты, выступления выдающихся домбристов, выставки литературы, посвященной исполнительству на домбре и демонстрацию эволюции инструмента.
К примеру, в 2019-м году на площади у монумента Қазақ Елі в Нур-Султане больше двух тысяч человек одновременно исполняли знаменитые кюи, на праздник в столицу домбристы приехали из разных уголков республики.
К примеру, в 2019-м году на площади у монумента Қазақ Елі в Нур-Султане больше двух тысяч человек одновременно исполняли знаменитые кюи, на праздник в столицу домбристы приехали из разных уголков республики.
В этом году в связи с эпидемией коронавируса и введенным усиленным карантином празднование Национального дня домбры проходит в режиме онлайн. Казахстанцы передают друг другу видео-эстафету, играя популярные и узнаваемые в народе кюи на домбре, учреждения культуры проводят прямые эфиры в социальных сетях. Мероприятие "День домбры" можно будет посмотреть в онлайн-режиме на телеканале "Казахстан",
Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты более 2 тыс. лет назад, которые схожи с казахской домброй и могут являться её прототипом.
По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен.
В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского, гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у кипчаков. До нас дошли кюи тех лет как: Ертіс толқындары (волны Иртыша), Мұңды Қыз (печальная девушка), Тепен көк (рысь),Ақсақ қаз (хромой гусь), Бозіңген (светлая верблюдица), Желмая (одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (топот кулана), Көкейкесті (глубокое переживание) и другие.
Великие музыканты степи - Курмангазы, Даулеткерей и многие другие создали немало домбровых кюев, масштабных по замыслу. Среди них чья композиция "Адай" до сих пор популярна в Казахстане и не только.
Неслучайно среди народных инструментов фольклорист, "собиратель казахских песен и кюев" Александр Затаевич (1869-1936) отдает предпочтение домбре, допуская мысль, что она и была создана для исполнения именно кюйев. Нотная запись кюйев оказалось очень трудоемкой и сложной работой. Но Александр Викторович, постепенно приобретая определенные навыки "импровизованной стенографии", записывает и включает в свой первый сборник около 20 пьес разных авторов. Полюбив музыку кочевого народа, он мечтает развить и углубить свой труд, записав "лучших казахских домбристов, слух о которых широко разносится по степи".
Эту цель ему удается достичь, подготовив и издав в 1931-м году "500 казахских песен и кюев". В этот сборник вошли музыкальные пьесы таких замечательных кюйши, как Даулеткерей, Мусералы, Туркеш и Курмангазы.
zakon.kz, 5 июля 2020
zakon.kz, 5 июля 2020
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/1-/47/54449
Текущая дата: 25.11.2024