Белорусский портал в Казахстане

Горы превратились в мусорную свалку



Несмотря на развешенные вывески о запрете разведения костров и бережном отношении к природе, чище в наших горах, увы, не становится. Ближайшее к городу ущелье Алмаарасан и урочище Медеу загажены до такой степени, что дальше некуда!

Тревожное зрелище

Наша жемчужина - Иле-Алатауский государственный нацио­нальный природный парк - через несколько лет вполне может превратиться в мусорную свалку!

Напомним, парк, расположенный на территории Карасайского, Талгарского и Енбекшиказахского районов Алматинской области, был организован в 1996-м году.

Главная цель, которую преследовали его создатели - сохранить уникальный природный комплекс с его растительным и животным миром, а также улучшить условия для туризма и отдыха.

Однако сберегать парк с каждым годом удается все меньше. То ни с того ни с сего налетит ураган, переломав тысячи вековых тянь-шаньских елей и других деревьев, то полыхнет синим пламенем гора Мохнатка. Руководство Иле-Алатауского природного парка воскликнет, что это природные катаклизмы, с которыми человек не научился бороться. В случае с ураганом согласимся, но вот деревья и кустарники на горе Мохнатке могли быть уничтожены в результате не столько природного, сколько человеческого фактора - от случайно брошенной спички или даже преднамеренного поджога. Теперь там ежедневно пилят стволы, которые продают как дрова.

Зловонные памятники

А вот мусор никто убирать не спешит, хотя такая статья расходования средств наверняка имеется! Чтобы увидеть этот кошмар своими глазами и нанести удар по собственному обонянию, достаточно отправиться на живописное плато Кок-Жайляу.

Миновав горный источник, сверните направо, и вы сразу же увидите старую покосившуюся избушку… доверху набитую мусором! Рядом радостно жужжат жирные мухи, внутри вовсю пируют крысы. Такой вот живописный памятник бытовым отходам.

Интересуемся у местных жителей, но они лишь скромно прячут глаза. Тут у нас к руководству природного парка появляется ряд вопросов. Почему в природоохранной зоне кто-то живет? Имеют ли они на это право? Если они являются работниками парка, то почему не следят за чистотой? Между прочим, местным полисменам не мешало бы поинтересоваться происхождением этой мусорной свалки. К тому же в подобном месте очень легко спрятать все что угодно, вплоть до останков животных или даже людей.

Недалеко от зловонной избушки установлен прелюбопытный транспарант, где белым по синему написано: продадим земельные участки. Ниже - номера телефонов, по которым следует звонить. Между строк на этом щите кто-то накорябал хоть и противоречивое, по сути, воззвание, но, судя по всему, - это крик души: «Не сорите, люди, вы же не свиньи».

Видно, не нас одних достали кучи мусора в горах. И снова вопрос: разве на территории природного парка разрешено торговать земельными участками? Помнится, один из его директоров осужден за подобные фокусы.

Чуть дальше вновь натыкаемся на рваные полиэтиленовые пакеты, пустые пластиковые бутылки и консервные банки, гниющие остатки пищи! Такая картина повсюду.

Кому можно все?

Но если на Медеу можно попасть бесплатно (недавно платежные терминалы там демонтировали и плату за въезд отменили), то за посещение ущелья Алмаарасан на экологическом посту требуют по 373 тенге с человека. Но почему проезд в одну часть парка - бесплатный, а в другую - платный? Кто разрешил собирать деньги за проезд?

И неужели этих сборов недостаточно, чтобы хотя бы убрать мусор?

Наверное, алматинцы помнят, с каким шумом минувшей весной ликвидировали кафе в ущелье Алмаарасан. Но пока владельцы одних кафе разбирали свои заведения, другие открывали новые! О чем свидетельствуют радостные надписи на свежевозведенных точках общепита: «Мы открылись!».

От экологического поста до развилки мы насчитали 6 действующих кафе, свернув направо, увидели еще 6. Вверх от развилки на протяжении 5-ти км расположено еще 4 кафе. Интересно, каким критерием пользуется руководство природного парка, отказывая одним и разрешая другим?

На обочинах дороги, ведущей к источнику питьевой воды мегаполиса - Большому Алматинскому озеру, тоже лежат кучи мусора. По пути нам встретились плакаты, вместе представляющие оригинальное зрелище. На одном написано: «Берегите лес от огня!», а в пяти шагах от него указатель - «Место для кострищ и мангалов».

Видимо, автор этой композиции обладает тонким чувством юмора. Но нам как-то не до смеха. И все время не покидает вопрос: когда наконец руководство Иле-Алатауского национального природного парка очистит его от мусора?

zakon.kz, 15 сентября 2013

Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/1-0/183/23407
Текущая дата: 16.01.2025