Белорусский портал в Казахстане

Безопасность общественного транспорта зависит от повышения ответственности перевозчиков и механизма подбора водителей



На этой неделе сразу в двух столицах Казахстана были отмечены дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с участием автобусов.

В одном случае подвели тормоза, которые отказали, в другом - их «отсутствие» в голове водителей, которые затеяли гонки автобусов посреди города.

Пассажиры не раз напоминали водителям, что, гонясь друг за другом, они рискуют их жизнями. Но всякий раз слышали оскорбления в свой адрес: «Не нравится, выходи из автобуса». Ведут себя водители по-хамски, и вот итог. 17-го июня в Алматы произошло ДТП, в результате которого пострадало 17 человек. Хотя могло быть и хуже. Из фотографий, выложенных в Интернете, видно, что салоны двух автобусов в буквальном смысле перевернуты. По снимкам нетрудно догадаться, что пережили люди в момент аварии.

Как говорят пассажиры, водители двух автобусов неслись с большой скоростью, пытаясь раньше приехать на остановку. В конце концов одна машина столкнулась с легковым авто, а другой автобус въехал на большой скорости «конкуренту» в заднюю часть.

По данным пресс-службы МЧС, столкновение автобусов № 85 и 65 произошло на пересечении улиц Толе би и Саина. В ДТП пострадало 17 человек, 6 пассажиров с различными травмами были госпитализированы в клинику, 11 пассажиров после оказания медицинской помощи самостоятельно ушли с места ДТП.

Любопытно, что дорожно-транспортное происшествие произошло на фоне недавних проверок водителей автобусов. Месяца не прошло после того, как представители дорожной полиции представили общественности города видеозаписи задержаний злостных нарушителей ПДД, где зафиксировано, как автобусы проезжают на запрещающие сигналы светофоров, как попало перестраиваются, останавливаются где попало и как попало. Действительно, от их манеры езды страдают не только пассажиры, но и автолюбители. Но как видно, профилактика не оказала положительного эффекта.

Резонный вопрос: почему меры, направленные на выявление правонарушений, не помогают? Проблема носит комплексный характер и показательные «засады и ловли» с участием дорожной полиции носят только профилактический характер. В то время как следует бороться с причинами подобных явлений.

По словам директора  алматинского филиала общественного объединения «Общество Содействия Автомобилистам» (ОО «ОСА») Александра Волошина, проблема накапливалась не один год и возникла из-за неправильного подхода к общественно и государственно принятым нормам порядка.

- Здесь довольно сложно сказать, почему происходит так. Самое распространенное мнение - отсутствие квалифицированных водителей. Поэтому тех, кто периодически нарушает правила дорожного движения, после увольнения вновь берут на работу. А это в корне неправильно, поскольку стремление к порядку требует человеческого подхода, - говорит Волошин.

Такая мера снижает ответственность. Поскольку наказание сильно не суровостью, а неотвратимостью. Причем последний пункт касается не только водителей, они лишь последнее звено в длинной цепочке, но и собственников автопарков. При этом эксперт обращается к советскому опыту подготовки шоферов, что в свою очередь давало хоть какие-то гарантии качества и безопасности.

- Раньше для того, чтобы получить категорию (категорию D. - Ред.), разрешающую управлять автобусом, водителю нужно было иметь стаж работы как минимум 10 лет. Сегодня за «баранками» сидят молодые парни из разных уголков Казахстана, которым максимум 25 лет, - констатирует Александр Волошин.

Сегодня слабый подход к кадрам дорого обходится гражданам, пользующимся услугами общественного транспорта. Между тем, говоря о повышении качества и прогрессе в сфере общественного транспорта, у эксперта складывается двоякое ощущение, похожее на видимость работы.

- На первый взгляд, со стороны, создается впечатление, что вроде что-то делается. Но на самом деле это все находится в зачаточном состоянии и какой-то определенной работы не видно, - говорит Волошин.

Так, по его словам, на просторах глобальной сети открылся специальный сайт «transport-almaty.kz», посвященный транспорту Алматы. Целью запуска портала является детальное изучение работы пассажирских перевозок, а поводом стали многочисленные претензии к работе водителей автобусов, троллейбусов и трамваев. Таким образом, сегодня каждый пользователь имеет возможность давать информацию о нарушениях общественного транспорта, отправлять свои жалобы и предложения. При этом Александр Волошин признался, что, следуя гражданскому долгу, лично принял участие, разместив на сайте видеоролик. Но по его заверениям, толку от подобных «сливов» нарушений пока нет.

- Все ролики, которые попадают в Сеть, в том числе и на наш сайт ОО «ОСА», не вызывают необходимой реакции как со стороны властей, так и со стороны дорожной полиции, - говорит Волошин.

Но власти все же реагируют, в том числе и на обращения от граждан. Так, согласно информации Транспортного холдинга города Алматы,  за все время (с мая по июнь этого года. - Ред.) поступило 59 обращений, а за прошлый месяц - 24. С начала действия виртуальной книги жалоб объявлено 15 выговоров, одно замечание, два предупреждения, с двумя проведен инструктаж, а четыре водителя уволены.

Между тем еженедельно в рейды по Алматы выходят мобильные группы по проверке общественного транспорта (созданные управлением пассажирского транспорта города Алматы. - Ред.), в состав которых входят представители контролирующих госорганов и общественного перевозчика.  Как правило, итоги их работы неутешительные. Число фактов нарушений перевозок в среднем превышают 100 случаев, и еще около 10 водителей лишаются работы. Тем не менее факт, как говорится, налицо. Спринтерские соревнования автобусов по дорогам Алматы продолжаются.

Отчего же так происходит? Как оказалось, суть проблемы кроется в легкомыслии перевозчиков. Они просто пренебрегают правилами дорожного движения, рассчитывая на то, что им удастся избежать наказания.

- Такая особенность водителей - нарушать, - говорит Александр Волошин. -  По своей профессии я целый день нахожусь за рулем, так вот, ежедневно я встречаю как минимум два-три автобуса, которые нарушают правила движения. Водителям выехать на встречную полосу движения, стартовать на красный свет светофора ничего не стоит. Такое впечатление, что нормы ПДД на водителей общественного транспорта не распространяются, - говорит эксперт.

Другой аспект - менталитет, когда правила соблюдаются только в том случае, когда на горизонте появляется силуэт дорожного полицейского. Известный анекдот вопрошает: что такое 90-60-90? Ответ: скорость при проезде поста ГАИ.

По словам Волошина, наши водители охотно следуют подобной схеме движения, но такая культура поведения на дорогах до добра не доводит.

- При виде дорожного полицейского поведение всех водителей, в том числе и автобусов, становится идеальным, никто не высаживает пассажиров из третьего ряда, включают указатели поворота, но как только «опасный» момент остается позади, газ в пол, ставки на победителей «байги» приняты, и все возвращается в свое прежнее русло, - резюмирует эксперт.

zakon.kz, 20 июля 2013

Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/1-0/193/22302
Текущая дата: 17.11.2024