В Атырауском заповеднике «Акжайык» ученые из Болонского университета (Италия) работают над проектом под названием «Парк в дельте реки Урал», призванном сохранить уникальное биоразнообразие, а также развить экологический туризм в Прикаспийском регионе.
Если вам посчастливилось побывать на разливах дельты Урала, проехать на катере по ерикам и култукам, то наверняка вы поражались буйству зелени и обилию птиц. Здесь можно встретить большого баклана, квакву, большую и малую выпь, камышницу, лысуху, орлана-белохвоста, степную тиркушку.
На гнездовании встречаются 20 видов птиц, занесенных в Красную книгу Казахстана, и виды мировой фауны, находящиеся под угрозой исчезновения. Эти угодья – места линьки водоплавающих птиц, отличные условия для их кормежки и размножения. В береговых зарослях камыша можно встретить длинноиглого ежа, пегого путорака и европейскую норку, а также желтобрюхого и четырехполосого полозов. Среди большого разнообразия водных растений встречаются редкие и реликтовые виды. Вся эта обширная территория с сотней мелководных озер, окруженных высоким тростником, рогозом и кустарниками, именуется водно-болотистыми угодьями, входящими в заповедник «Акжайык».
На гнездовании встречаются 20 видов птиц, занесенных в Красную книгу Казахстана, и виды мировой фауны, находящиеся под угрозой исчезновения. Эти угодья – места линьки водоплавающих птиц, отличные условия для их кормежки и размножения. В береговых зарослях камыша можно встретить длинноиглого ежа, пегого путорака и европейскую норку, а также желтобрюхого и четырехполосого полозов. Среди большого разнообразия водных растений встречаются редкие и реликтовые виды. Вся эта обширная территория с сотней мелководных озер, окруженных высоким тростником, рогозом и кустарниками, именуется водно-болотистыми угодьями, входящими в заповедник «Акжайык».
Заповедник «Акжайык» в дельте Урала с прилегающим побережьем Каспийского моря имеет статус резервата с площадью в 111,5 тысячи га. Официально он начал свою работу с 6 февраля 2009 года. Его территория находится на пути Сибирско-Восточно-Африканского миграционного маршрута перелетных птиц. Это места линьки большого числа речных и нырковых уток, серых гусей и лебедей-шипунов.
В прибрежных и водных экосистемах гнездятся редкие и исчезающие виды пернатых: розовый и кудрявый пеликаны, желтая, малая и египетская цапли, колпица, каравайка и султанка. В период пролета здесь останавливаются тысячи фламинго и пеликанов. Дельта реки и морские акватории являются местами обитания каспийского тюленя, редких, исчезающих видов ихтиофауны – каспийской миноги, волжской многотычинковой сельди, не говоря уж об осетровых, лососях и нельме.
Стоит отметить, что территория резервата в 2009 году вошла в список природных зон, имеющих международное значение и охраняемых Рамсарской конвенцией. К этому международному договору Казахстан присоединился в мае 2007 года, взяв на себя обязательства сохранить для человечества международно-значимые водные угодья на своей территории. На сегодняшний день в Казахстане кроме Атырауского региона в Рамсарский список входит Тенгиз-Коргалжынская система озер, находящаяся в зоне основных сезонных миграционных путей водоплавающих птиц.
Кроме того, уже практически готов пакет документов для включения государственного природного резервата «Акжайык» в список биосферных резерватов ЮНЕСКО. Свой вклад в это внесли ученые Болонского университета, которые в течение года продвигают в Атырауской области интересный и нужный проект «Парк в дельте реки Урал». Болонский университет также взял на себя и организацию съемок видеофильма о заповеднике, который необходимо приложить к документам.
Идея же итальянцев заключается в следующем. На севере Италии есть парк дельты реки По, чья водная артерия по своим биохарактеристикам очень схожа с нашим Уралом. Та же экологически чистая атмосфера, создающая идеальные условия для обитания различных видов рыб и водоплавающих птиц. \
Разница в том, что у итальянцев парк дельты реки По доступен самым широким массам и уже давно стал излюбленным местом отдыха. То же самое, уверены болонские ученые, можно организовать и у нас. Спонсором проекта выступает итальянская компания Eni, что, впрочем, не случайно – это один из участников разработки Кашаганского месторождения.
По замыслу разработчиков проекта, помимо сохранения флоры и фауны заповедника, здесь предполагается активное участие местного населения в развитии экологического туризма, народных промыслов и образовательно-просветительских программ. Некий вариант мирного сосуществования человека и природы в условиях динамичного роста современной цивилизации.
Программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» рассматривает биосферные резерваты как территории, где устойчивое развитие достигается в результате компромисса между интересами местного населения и общества в целом. В настоящее время это отличный вариант для резервата «Акжайык», позволяющий не просто сохранить особо охраняемую природную территорию, но и использовать ее на благо людей.
Проект уже частично реализован работниками самого резервата в плане научных исследований и мониторинга. Осталось запустить экологические маршруты с созданием первичной инфраструктуры. Как отметил директор ГПР «Акжайык» Елемес Рахметов, в настоящее время ряд туристических водных, пеших, автомобильных и конных маршрутов уже готов принять как отечественных туристов, так и иностранных гостей. На днях в рамках проекта «Парк в дельте реки Урал» нефтяную столицу вновь посетили итальянские специалисты. Организаторы трехдневного мероприятия постарались не ударить в грязь лицом и провели день открытых дверей с экскурсиями для гостей по некоторым разработанным экомаршрутам.
Одно из важных направлений экологического туризма – возможность заработка для жителей поселков, граничащих с резерватом, где большая часть населения – безработные. Так, социологические исследования НПО «Глобус» на проектных территориях поселков Дамба и Амангельды дали весьма неприглядную картину.
По словам руководителя НПО Галины Черновой, из 2,5 тысячи жителей постоянной трудовой деятельностью, не считая сезонной рыбалки, заняты всего 270 человек. Это работники акимата, медики, педагоги и представители рыбацких кооперативов.
Безработные же занимаются разведением скота и овощеводством. Катастрофическая ситуация сложилась с молодежью. Если девушки еще как-то стремятся переехать в областной центр, то большинство парней занимаются браконьерством и пьянствуют.
– Им надо объяснить, что они ходят буквально по золотым слиткам. Остается лишь нагнуться и поднять, для чего надо повысить самообразование и изменить свое сознание, – говорит Чернова. – Надо разъяснить сельчанам само понятие экотуризма и научить их элементарной системе менеджмента и маркетинга, – проще говоря, зарабатывать.
Действительно, почему бы не открыть гостевые дома, мини-гостиницы, поставить юрты, возродить национальные ремесла? Приезжих туристов можно проводить конными и пешими маршрутами и даже отправить в плавание в хижине на плоту. Все это может стать прибыльным бизнесом любой семьи. Пока желающих открыть гостевые домики всего лишь двое, а в рамках дня открытых дверей гостям представили национальные игры «Аударыспак» и «Кыз куу», прокатили на лошадях, накормили национальными блюдами в юрточном городке, провели водными путями по разным уголкам заповедника.
Посетили и памятный обелиск на полуострове Пешной, где 94 года назад восставшие белоказаки расстреляли первых советских депутатов города Гурьева. Еще одна мастерица поделилась секретами создания казахского национального тканого ковра – алаши.
Кстати, перспективами экологического туризма в Атырауской области всерьез заинтересовались итальянские туроператоры. В мае следующего года в Атырау запланирован ознакомительный визит туроператоров с перспективой создания инфраструктуры экологического туризма. Для начала предполагается, что основную массу экологических туристов будут представлять иностранцы и любопытствующие из числа казахстанских работников инофирм.
Однако внедрение и развитие экологического туризма вовсе не значит, что заповедник может превратиться в проходной двор. При создании заповедника проделана большая работа по зонированию территории – это зона ядра, буферная и охранно-переходная зона.
Если в зоне ядра наиболее строгий природоохранный режим, то в буферной зоне менее жесткие ограничения природопользования, а в зоне сотрудничества (охранно-переходной) ограничения касаются только определенных форм деятельности, которые могут нанести непоправимый ущерб этому уникальному уголку природы.
Тем не менее участие нефтяной компании в сохранении биоразнообразия Прикаспийского региона не только символично, но и имеет определенные политико-экономические цели. Ратуя за придание резервату «Акжайык» статуса биосферного с занесением его в список ЮНЕСКО, Eni в случае успеха может получить неплохой инструмент воздействия на местную администрацию в случае возможных конфликтов на почве эксплуатации природных ресурсов.
Как показывает мировая практика, иногда даже крупные резерваты не в состоянии существенно повлиять на сохранение природы регионов, где есть биосферные территории. Активная эксплуатация природных ресурсов на прилегающих к резерватам территориях ставит их сохранность под вопрос.
Биосферные резерваты подвержены дополнительной нагрузке от эксплуатации природных ресурсов, а также от загрязнения атмосферы.
И эта нагрузка больше там, где площадь территории резервата меньше. Хотя зонирование отчасти помогает саморегуляции экосистемы и сохранению биоразнообразия.
И эта нагрузка больше там, где площадь территории резервата меньше. Хотя зонирование отчасти помогает саморегуляции экосистемы и сохранению биоразнообразия.
Создание биосферного резервата в зоне инфраструктуры разработки углеводородного сырья, хоть и направлено на сохранность дикой природы, но, тем не менее, смягчает ответственность компаний, работающих рядом с заповедником.
Артур Шилов
liter.kz, 11 октября 2012
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/1-0/243/16796
Текущая дата: 16.11.2024