В 2011 году был принят Закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», действие которого отменило государственное регулирование цен на авиакеросин.
Введение данного документа на фоне дефицита топлива на внутреннем рынке РК привело к резкому скачку цен. Отпускная цена на керосин в 2012 году выросла на 200% по сравнению с 2010 годом.
Такой рост сделал цену на авиатопливо в Казахстане одной из самых высоких в мире. Ожидается, что в т.г. затраты авиакомпании на топливо повысятся на 61% по сравнению с 2011 годом и составят 30% от общей суммы расходов компании. Убытки за январь-февраль т.г. уже составили 10,9 млн. долларов США.
«Введение топливного сбора на внутренних рейсах - вынужденная мера. Тарифы «Air Astana» оставались неизменными с 2002 года, и мы делали все возможное, чтобы оптимизировать затраты компании, продолжая вкладывать средства в обучение персонала, усовершенствование инженерно-технической базы и модификацию авиалайнеров.
Данный шаг позволит частично компенсировать рост цен на авиакеросин и оставаться приверженной высоким принципам безопасности, надежности и регулярности вылетов» - заявил президент АО «Air Astana» Питер Фостер.
Сегодня в АО «Air Astana» существует более 500 видов тарифов. Подобная практика принята и в других авиакомпаниях мира. Тарифы варьируются от минимального тарифа экономкласса до максимального тарифа бизнес-класса.
Также существуют специальные тарифы для пенсионеров и молодых людей до 25 лет и промоушн-тарифы, которые гораздо ниже обычного тарифа экономкласса. Общая стоимость билета формируется из тарифа авиакомпании, аэропортового и топливного сборов.
В целом, стоимость авиаперелета «Air Astana» на любом направлении складывается из следующих составляющих:
30% - керосин и ГСМ, 16% -персонал, 5% - расходы на пассажиров, 11% -лизинг воздушных судов и запчастей, 14% - техобслуживание судов, 1% - налоги и таможенные платежи, 4% - навигация и метеообслуживание, 12% - аэропортовое и наземное обслуживание, 6% - продажи и 1% - прочие расходы.
Алматы, 4 апреля 2012