Белорусский портал в Казахстане

«Наследие Астаны» не будет забыто



Инициативы казахстанского председательства получат развитие в дальнейшей работе ОБСЕ и других международных организаций.

Новый министр иностранных дел Казахстана Ержан Казыханов –  человек весьма известный в зарубежных дипломатических кругах.

За плечами – работа в Организации Объединенных Наций, европейских международных организациях. Возможно, скромность, возможно, занятость стали причинами того, что казахстанцы  знают не очень много о главе отечественного внешнеполитического ведомства. Но представление Ержана Казыханова своим читателям «Литер» решил  начать с острых и актуальных вопросов, которые сегодня не обсуждают только ленивые. Ультиматум «Талибана», китайская угроза – об этом и не только читайте в эксклюзивном интервью министра иностранных дел Казахстана.

– Прежде всего поясните ситуацию, связанную с предупреждением движения «Талибан» в адрес нашей страны. Действительно ли причиной стало решение Казахстана направить в Афганистан наших военнослужащих?


– К сожалению, определенные силы сегодня пытаются спекулировать на этой теме, заработать некий политический капитал, обрушиваясь с критикой на парламент, правительство. Тем не менее ситуация не такова, какой ее пытаются представить. Есть решение о направлении в Кабул четырех офицеров, и в предыдущие годы такая практика у нас была. Никакой сенсации. После того, как Казахстан присоединился к антитеррористической коалиции, наши саперы были направлены в Ирак,  кроме того казахстанские офицеры были командированы в штаб центрального командования,  располагавшийся в Тампе (штат Флорида, США). То есть казахстанские военные в течение длительного времени участвовали в планировании совместных военных операций.

Главная задача четырех офицеров, которых решено направить в Афганистан, – оказать содействие правительству страны в подготовке к мирной жизни. В частности, один из наших офицеров в Кабуле будет заниматься тыловым обеспечением, один – медицинскими вопросами. Особо отмечу, что мандат Международных сил содействия безопасности (МССБ) выдан Организацией Объединенных Наций и продлевается каждые полгода. То есть говорить о том, что мы действуем вне мандата ООН, совершенно некорректно.

Вообще, это решение напрямую связано с тем, что члены коалиции уже начали вывод своих контингентов из Афганистана, к 2014 году страну покинет самый крупный из них –  американский. К этому времени афганские военные и полицейские должны научиться самостоятельно обеспечивать безопасность мирных граждан.

Что же касается шумихи вокруг этого рядового события, она, на мой взгляд, возникла, во-первых, из-за формулировки «контингент» в принятом законодательном решении.  Это слово сбило с толку некоторых экспертов, которые, вероятно, по советскому опыту под словом «контингент» представили батальоны солдат. Ничего этого на самом деле нет. Мы не собираемся воевать, наши основные усилия сосредоточены на экономической помощи Афганистану. Строятся дороги, мосты, больницы. Сейчас наш малый и средний бизнес заинтересовался афганским направлением. Казахстан постоянно направляет в страну гуманитарную помощь.

Но основной наш приоритет – борьба с производством и оборотом наркотиков, которые идут из Афганистана. Поэтому, кстати, в числе специальностей, которым Казахстан за собственные средства обучает афганскую молодежь (на это выделено 50 млн долларов), есть и полицейские. Уверен, что война в Афганистане прекратится, она не может продолжаться вечно, и Казахстан сегодня активно участвует в формировании основ будущей мирной жизни этого многострадального народа.

Во-вторых, я считаю откровенной спекуляцией попытки увязать пока еще непроверенное заявление движения «Талибан» с событиями в Актобе и Астане опять-таки неясного характера. Преждевременно говорить о терроризме, пока следствие и суд не вынесли окончательного вердикта. Казахстан всегда был и по-прежнему остается генератором стабильности и безопасности. За двадцать лет независимости, благодаря мудрости нашего президента и его последовательной политике, на территории Казахстана не было никаких этнических или социальных конфликтов. Их и не будет – мы этого не допустим. Поэтому спекуляции на этой теме я рассматриваю как способ зарабатывания сомнительного политического капитала.

– А если гипотетически предположить, что мы вообще не участвуем в антитеррористической коалиции. В этом случае мы были бы надежно защищены от талибского гнева и распространения агентов радикальных исламских движений на территории страны?


– Надо исходить из понимания, что Афганистан является источником нестабильности на всем пространстве Центрально-Азиатского региона. Поэтому Казахстан, как ответственный член сообщества наций, поддерживает все международные усилия, направленные на то, чтобы добиться стабильности в этой стране. Военным путем эту проблему решить невозможно. Необходима воля всех заинтересованных сторон  и максимальное международное содействие в экономическом оздоров-лении страны. Когда афганцы будут в состоянии сами обеспечивать стабильность в своей стране,  усилится безопасность всех стран региона, включая и нашу.

– ОСДП «Азат» получила разрешение на проведение митинга против «китайской экспансии» в экономику страны. Как отреагировали на это ваши китайские коллеги? Каково ваше отношение к планируемой акции?


– Китайская сторона не комментировала, и официальных заявлений на этот счет не было. Наши соседи прекрасно понимают ситуацию. Понимаем ее и мы.

Все в мире развивается по законам рынка, и мировая экономика представляет собой симбиоз национальных  экономик, которые не могут и не должны быть изолированными. Наибольшие темпы развития – в тех странах, которые в большей степени вовлечены в международную экономическую кооперацию. К примеру, самым большим  должником Китая являются США, но там никто не проводит демонстраций против китайской экспансии. И никому не придет в голову заявлять о продаже американских национальных интересов. Там все понимают, что КНР – едва ли не единственная страна в мире, которая сегодня имеет возможность масштабно инвестировать в мировую экономику.

Что же касается Казахстана, объективная ситуация такова. Наш главный экономический партнер – Европейский союз, объем торговли с которым достигает 40 млрд долларов, с Россией – около 20 миллиардов. Что же касается Китая, мы лишь недавно вышли на такой же уровень. Поэтому выбор Китая в качестве мишени для критики  просто методологически неверен.

Доля Китая незначительна и в других секторах. Если говорить о нефтегазовом, то 16 процентов всех разведанных и разрабатываемых на Каспии запасов нефти и газа принадлежит американцам. В совокупности с британским капиталом эта цифра достигает 50 процентов. Почему же в таком случае организаторы не выступают против глобального «засилья» американо-британских компаний?

Экономический рост в Казахстане напрямую обусловлен приходом в нашу страну транснациональных компаний, и, кстати, для многих соседей это осталось лишь мечтой. Недальновидно и даже спекулятивно ставить вопрос о защите национальной экономики от тех, без кого она попросту не могла бы состояться. В конце концов никто нашу землю не заберет и с собой не унесет, она останется нашим детям и потомкам.

Так что, на мой взгляд, такого рода акции основаны на чистом популизме. Определенные силы пытаются заработать политический капитал, и надо внимательно посмотреть, кому это на руку.

– Было ли для вас неожиданным недавнее высокое назначение? Что, на ваш взгляд, повлияло на решение главы государства – успешное председательство Казахстана в ОБСЕ или прежние заслуги? Намерены ли вы, как новый министр и представитель молодой команды управленцев, внести свой вклад в совершенствование деятельности МИД? Есть ли у вас своя программа либо пожелания главы государства, которые он высказал, назначая вас на эту должность?

– Безусловно, успешное председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году – это фактор и результат последовательного и сбалансированного внешнеполитического курса страны, который определяет глава государства – президент Нурсултан Назарбаев.

Что касается моего назначения. Несомненно, это и огромное доверие президента, и в то же время серьезная ответственность. Вслед за годом председательства Казахстана в ОБСЕ текущий 2011 год для отечественных дипломатов является не менее важным и насыщенным в плане международных событий – председательства в ШОС и ОИК, 20-летие независимости и 20-я годовщина со дня закрытия ядерного полигона в Семипалатинске.

Не скрою, 20-летний опыт работы в МИДе придает уверенности на новом посту. МИД – это система, которая должна работать отлаженно. Поэтому главная задача в моей работе – организовать деятельность министерства таким образом, чтобы все работало оперативно и без сбоев. Новые задачи по укреплению международных связей и авторитета Казахстана, по привлечению высоких технологий в наше страну, поставленные президентом, ставят перед нами новые ориентиры, и мы намерены приложить все усилия для их достижения.

– Председательство в ОБСЕ стало для Казахстана историческим событием. За прошедший год нашей страной было выдвинуто немало инициатив глобального характера, в частности в ходе саммита в Астане. Какова их судьба? Готова ли организация их реализовать? Не будут ли они забыты или забюрокрачены следующими председательствующими странами, которые вряд ли будут отличаться такой активность, как Казахстан?


– За скоротечный год председательства в ОБСЕ Казахстан смог лишь обозначить проблемные узлы, предложить методы их решения, но ни в коем случае не преодолеть все те внутренние противоречия, которые, к сожалению, не первый год негативно влияют на эффективность работы этой авторитетной организации.

В последующий период мы твердо настроены на методичную работу по закреплению «наследия Астаны», в том числе важных инициатив президента Нурсултана Назарбаева и других лидеров, выдвинутых ими на Астанинском саммите. Многие эти инициативы уже стали предметом самого активного и заинтересованного обсуждения как на экспертном, так и политическом уровне. Их практическая значимость очевидна, в том смысле, что они направлены на усиление ОБСЕ, повышение эффективности ее деятельности, предупреждение и оперативное разрешение конфликтных ситуаций.

Относительно того, что провозглашенные в прошлом году инициативы могут быть «забыты» или «забюрокрачены», могу сказать, что отечественная дипломатия делает все возможное, чтобы не допустить этого.

К сожалению, в связи с завершением председательства у Казахстана уже не так много политических и правовых рычагов в рамках ОБСЕ. В этой связи нами избрана пошаговая тактика, учитывающая существующие реалии и направленная, во-первых, на создание политической основы для продвижения инициатив и, во-вторых, на их обеспечение необходимыми ресурсами. Одним из важных инструментов решения задачи претворения в жизнь духа и буквы Астанинской декларации является участие Казахстана в работе «тройки» ОБСЕ в течение этого года. Кроме того, в третьем триместре 2011 года мы будем председательствовать в Форуме по сотрудничеству в области безопасности ОБСЕ.

Со своей стороны литовское председательство, насколько мне известно, концентрирует свою деятельность на дальнейшем продвижении достигнутых в 2010 году результатов.

Именно вопросы обеспечения преемственности в рамках ОБСЕ находились в центре внимания в ходе прошедших в январе этого года в Астане переговоров с Действующим председателем ОБСЕ, министром иностранных дел Литвы Аудронюсом Ажубалисом. Мы признательны нашим литовским партнерам за инициирование так называемого «Диалога от В до В» (от Вены до Вильнюса) в целях реализации Астанинской декларации и продолжения «процесса Корфу». Так, в период до сентября 2011 года запланирована серия встреч на экспертном уровне по каждому сегменту конфликтного цикла – от раннего предупреждения до ранних действий и постконфликтной реабилитации.

Казахстан поддерживает приоритеты литовского председательства, среди которых решение затяжных конфликтов, кибербезопасность, оказание содействия партнерам по сотрудничеству, в первую очередь Тунису и Египту, укрепление программ по контролю над границами в Центральной Азии и Афганистане, гендерное равенство. Отмечая важность перехода от дискуссий к конкретным действиям, хочу пожелать литовской стороне успеха на посту председателя ОБСЕ.

Вместе с тем никто не отменял правила консенсуса в рамках ОБСЕ. Учитывая весьма разношерстный характер ее членского состава и порой диаметрально разные позиции, это превращает любую работу в весьма трудный процесс.

Отвечая на ваш вопрос, не могу согласиться с тезисом о пониженной активности следующих председательств. Мой литовский коллега, к примеру, проявляет в качестве Действующего председателя завидную энергию и дипломатические способности, что, конечно же, мы всячески приветствуем.

– Как известно, накануне обнародования новости об убийстве Усамы бен Ладена президент США Барак Обама провел телефонные переговоры с президентом Нурсултаном Назарбаевым. Официальное содержание их известно. И тем не менее можете ли вы дать более подробный комментарий? Случайно ли прозвучало пожелание успешного председательства в Организации Исламская конференция?

– Это уже второй телефонный разговор лидеров Казахстана и США, инициированный президентом Обамой. Тематика разговора охватывала проблему ядерной безопасности, поднятую на саммите в Вашингтоне 12 апреля 2010 г., и вклад нашей страны в укреп-ление режима нераспространения и ядерного разоружения. Обсуждены ситуация в Центральной Азии, вопросы сотрудничества между странами в урегулировании ситуации  в Афганистане, осуществления экономических и политических преобразований в нашей стране в контексте послания президента и его инаугурационной речи по итогам выборов.

В целом хочу особо обратить внимание на позитивную тональность разговора, настрой лидеров расширять и укреплять стратегическое партнерство между странами.
Поскольку 38-й СМИД ОИК в Астане в июне будет первым мероприятием такого уровня, в котором примут участие министры исламских стран, после начала событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке, президенты затронули и эту тему. Обама также пожелал нашему президенту успешного председательства в ОИК.

– Многие эксперты считают, что после ликвидации «международного террориста № 1» угроза мирового терроризма значительно возрастет. Вы разделяете такие прогнозы? Каковы реальные возможности Организации Исламская конференция и председательствующей в ней страны влиять на ситуацию? Есть ли инструменты для сглаживания противостояния между известной частью исламского мира и Запада?

– Успешное проведение операции по уничтожению Усамы бен Ладена – это серьезный удар, нанесенный международному терроризму. Казахстан решительно осуждает любые формы терроризма, поэтому мы убеждены, что эта борьба не должна быть прекращена до полной победы над международным терроризмом во всех его проявлениях.

В выстраивании стратегии противостояния терроризму и другим вызовам времени Казахстан исходит из понимания необходимости коллективных усилий мирового сообщества по решению проблем адекватного противодействия терроризму.

Казахстан поддерживает разработку Глобальной контртеррористической стратегии ООН, в которой все страны мира согласовали общий подход к борьбе с терроризмом, а также выступает за дальнейшее совершенствование антитеррористических договорных механизмов и принятие Всеобъемлющей конвенции по борьбе с международным терроризмом.

Казахстан высоко оценивает деятельность таких международных институтов, как ОБСЕ, ШОС, СВМДА, ОДКБ, которые играют значительную роль в развитии регионального и субрегионального сотрудничества в данной сфере.

Выдвигая Казахстан на передовые позиции в исламском мире в рамках своего председательства в ОИК, мы намерены усилить свою роль в качестве связующего моста между уммой и Западом. Наши усилия будут направлены на налаживание и развитие открытого диалога между мусульманскими государствами и Западом, основанного на взаимном понимании и уважении.

– Какие задачи ставит перед собой Казахстан в качестве председателя ОИК? Существует ли соответствующий план действий?

– 28-30 июня с.г. в рамках 38-й сессии Совета министров иностранных дел ОИК в Астане Казахстан примет эстафету руководства в важнейшем политическом органе данной организации. Традиционно председатель СМИД занимается вопросами координации его работы и выдвигает инициативы, определяя, при наличии консенсуса, новые направления взаимодействия в рамках ОИК.

На сегодняшний день нами разработана концепция и программа председательства, предусматривающие наиболее приоритетные направления сотрудничества государств-членов. В связи с чем повестка дня предстоящей встречи министров иностранных дел охватывает широкий спектр вопросов текущего взаимодействия в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах. По итогам ожидается принятие более 90 резолюций, многие из которых будут содержать и наши предложения.

В целом наше председательство будет активно работать в целях укреп-ления международной и региональной безопасности, содействия развитию и решению социальных проблем, продвижения межцивилизационного диалога, противодействия исламофобии и др. Мы также будем добиваться повышения международного авторитета этой организации через реализацию положений 10-летнего Плана действий и активизации сотрудничества стран ОИК для эффективного противодействия современным вызовам и угрозам.

В контексте углубления регионального сотрудничества, в рамках министерской встречи планируем провести встречу высокого уровня по обсуждению Плана действий ОИК по сотрудничеству с Центральной Азией.

Не менее важной является деятельность по продвижению  конструктивного диалога между мусульманским миром и Западом.

В целом предстоящее  председательство в СМИД ОИК призвано продолжить традицию успешных внешнеполитических инициатив Казахстана на международной арене, став качественным продолжением отечественной дипломатии вслед за председательством в ОБСЕ. Уверен, что Астана наполнит новым духом Организацию Исламская конференция, закрепив в ней неизменные, общецивилизационные приоритеты, отраженные в нашем слогане – «Мир, сотрудничество и развитие».

– Не считаете ли вы, что в ходе председательства в двух солидных международных организациях недостаточно активно проводилось лоббирование проекта СВМДА, который идеально подходит для разрядки текущей военно-политической напряженности в мире?

– Глава государства как-то отметил:  «СВМДА – это молодой форум... Оптимальные решения вырабатываются в процессе диалога». Именно посредством налаживания диалога мы продвигали и продвигаем инициативу СВМДА как в ходе прошедшего председательства в ОБСЕ, так и текущего председательства в ШОС, и планируем продолжить данные усилия и в рамках предстоящего председательства в ОИК.

Организация Исламская конференция последовательно поддерживает продвижение международных инициатив Казахстана. Мы высоко ценим поддержку государств-членов в развитии СВМДА, в частности процесс развития СВМДА находит все большую поддержку со стороны мусульманских государств. С момента провозглашения идеи о созыве Совещания ОИК были приняты резолюции, поддерживающие данный процесс. За последние три года четыре мусульманские страны, а именно Иордания, ОАЭ, Ирак и Бахрейн, стали полноправными членами СВМДА.

Кроме того, наши усилия направлены также на сближение организаций, в которых Казахстан принимал председательство или председательствует в данный момент, между собой.

Убежден, что тесное взаимодействие региональных и международных организаций по вопросам глобального характера является выигрышным в любом виде.

– Казахстан председательствует в Шанхайской организации сотрудничества. Каковы наши приоритеты на данном направлении?


– Председательство в ШОС в преддверии десятой годовщины образования организации накладывает на нас особую ответственность, поэтому работы у наших дипломатов много.

Специально созданной под руководством МИД межведомственной комиссией разработан и утвержден План действий ШОС на 2010–2011 гг., в котором как раз и закреплены приоритеты организации на период нашего председательства. Подобный документ в рамках ШОС был принят и реализован впервые.

В ходе текущей деятельности на посту председателя мы не акцентируем внимание на узконациональных приоритетах, а концентрируем свои усилия на общих для всех стран ШОС вопросах. Мы убеждены, что успех деятельности организации может быть обеспечен только при условии совпадения интересов всех ее участников. Поэтому главным приоритетом для нас является укрепление механизмов координации ШОС, углубление взаимовыгодного сотрудничества на всех направлениях, а также дальнейший рост авторитета нашей организации на международной арене.

Что касается вопроса вступления в члены ШОС других государств, в ходе недавно состоявшейся в Алматы встречи министров иностранных дел государств ШОС я и мои коллеги согласовали ряд документов, готовящихся к подписанию в ходе Саммита ШОС в Астане 15 июня, одним из которых стал типовой меморандум об обязательствах государства-заявителя для получения статуса государства–члена ШОС.

При этом рассмотрение заявок на вступление в организацию таких кандидатов, как, к примеру, Индия и Пакистан, может стать одним из вопросов обсуждения для глав государств–членов ШОС в перспективе.

Хотелось бы также надеяться, что в ходе саммита все государства–члены ШОС поддержат заявку Афганистана на получение статуса наблюдателя в организации, как это уже сделали Казахстан, Китай и Россия.

– В результате ряда происшествий, в которых прозвучали фамилии казахстанских дипломатов, вы заявили о необходимости более тщательного отбора кандидатов на длительные заграничные командировки. Тем не менее в составе работников МИД, в особенности работающих за рубежом, довольно много «однофамильцев» высокопоставленных чиновников и их родственников. Какими принципами и требованиями руководствуется МИД в рамках своей кадровой политики?

– Да, действительно, ряд неприятных инцидентов, к сожалению, имел место. Они, конечно, не являются типичными, но, несомненно, негативно отражаются на имидже МИД. Поэтому меры были приняты. В их числе – объявление «нулевой терпимости», то есть абсолютной нетерпимости к любым видам нарушений со стороны сотрудников министерства.

Что касается приема на работу в Министерство иностранных дел, подбор кадров осуществляется со всей тщательностью в соответствии  с законодательством о государственной и дипломатической службах.

Кадровая политика нацелена на привлечение, закрепление  и адекватное использование квалифицированных специалистов, создание условий для применения ими своего потенциала для успешной  и эффективной реализации внешней политики.

На сегодняшний день в системе внешнеполитического ведомства работает более 80 процентов сотрудников, имеющих квалификацию специалистов  в области международных отношений. Отбор кандидатов проводится на конкурсной основе с целью выбрать лучших и сформировать такой кадровый потенциал, который позволял бы обеспечить эффективное функционирование и развитие МИД, качественную и своевременную реализацию внешней политики президента.

В целом мы считаем, что на работу в МИД должны приходить люди, прошедшие серьезную подготовку в соответствующих вузах как Казахстана, так и зарубежья, а также в Институте дипломатии при Академии государственного управления. Наши высокие требования к кадрам объясняются как высокой ответственностью МИДа, так и тем фактом, что в наше динамичное время и в нашем глобализированном мире от наших сотрудников нам нужна высокая отдача и нужна практически немедленно.

Петр Караваев, Астана
ЛИТЕР, 28 мая 2011

Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/1-0/270/6727
Текущая дата: 15.11.2024