Эксперты уверенно говорят о том, что Казахстан выиграет от референдума.
Сегодня можно с уверенностью говорить, что инициатива проведения референдума по продлению полномочий президента до 2020 года нашла единодушную поддержку не только в экспертных кругах, но и у самых различных групп населения.
Причем у некоторых это одна из немногих позиций, которая не вызывает споров. По данным Центризбиркома, инициативу о референдуме своими подписями поддержали более 5 млн казахстанцев. А согласно последним опросам, проведенным различными социологическими и исследовательскими структурами, в случае принятия положительного решения о проведении референдума 85 процентов респондентов готовы принять участие в голосовании. Инициативу о проведении референдума по продлению срока полномочий первого президента Лидера Нации Нурсултана Назарбаева до 2020 года поддерживают 93 процента опрошенных.
Сегодня вся страна, весь Казахстан живет надеждой на референдум по продлению полномочий первого президента Нурсултана Назарбаева до 2020 года. Граждане республики уповают в этом вопросе на мудрость власти: проведение референдума необходимо для дальнейшего стабильного развития государства, для нашей уверенности в завтрашнем дне.
Не станем приводить здесь всю хронологию событий начиная с 23 декабря 2010 года, поскольку она и без того хорошо известна каждому казахстанцу, напомним только, что 14 января нынешнего года на совместном заседании палат парламент единогласно принял закон «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан», который предусматривает, во-первых, возможность продления на республиканском референдуме президентских полномочий первого президента Республики Казахстан – Лидера Нации; во-вторых, конституционно закрепляет общественно-политический статус Елбасы за первым президентом Республики Казахстан в пункте 5 статьи 42 и в пункте 4 статьи 46 Конституции Республики Казахстан.
В тот же день документ был представлен на подпись главе государства. В связи с этим президент обратился в Конституционный совет с поручением рассмотреть его на соответствие Конституции.
17 января 2011 года, учитывая актуальность и общественно-политическую значимость данного закона, Конституционный совет безотлагательно рассмотрел настоящее обращение и принял его к производству. В целях обеспечения широкого представительства и анализа к данной работе привлечены наиболее квалифицированные отечественные и зарубежные эксперты. В соответствии с Конституцией возбуждение конституционного производства приостанавливает течение месячного срока, отведенного главе государства для подписания принятого парламентом закона. Согласно Конституции, совет должен рассмотреть обращение президента и вынести итоговое решение по существу в месячный срок.
К сожалению, ранее глава государства своим указом отклонил предложение парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию РК о продлении его президентских полномочий до 6 декабря 2020 года, несмотря на то, что в день регистрации ЦИКом инициативной группы ее глава Ерлан Сыдыков заявлял: глава государства Нурсултан Назарбаев не отвергнет мнение большого числа казахстанцев, поддерживающих необходимость проведения республиканского референдума.
И хотя инициативной группе нужно было предоставить 200 тысяч подписей, необходимых по законодательству для назначения республиканского референдума, в поддержку плебисцита было собрано 5 миллионов 16 тысяч автографов, или 55,2 процента от общего числа граждан Республики Казахстан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме.
Несмотря на высочайший авторитет Нурсултана Назарбаева среди казахстанцев, такого все же не ожидал никто. Эти цифры наглядно продемонстрировали, как сильно в действительности верит народ в своего лидера. Тут нужно отметить, что Нурсултан Назарбаев всегда оставался популярным политиком, стабильно обладающим очень высоким уровнем доверия граждан. По данным социологических исследований, рейтинг доверия населения Нурсултану Назарбаеву по итогам 2010 года составил 96,7 процента. При этом 93,5 процента граждан положительно оценивали деятельность главы государства на своем посту за все время его деятельности.
В то же время уровень доверия граждан к другим действующим казахстанским политикам остается крайне низким, а готовность населения голосовать за них не превышает 3 процента. Все это говорит о том, что в настоящее время процедура проведения президентских выборов в Казахстане потеряла свой изначальный смысл, поскольку в общественно-политическом пространстве страны существует только один реальный лидер – Нурсултан Назарбаев. Иными словами, сегодня для всех трезвомыслящих граждан, политиков и экспертов очевидно, что действующий глава государства не имеет реальных соперников.
Нужно заметить, что президент был тронут таким единодушием казахстанцев. 20 января в Акорде Нурсултан Назарбаев провел совещание с представителями казахстанской общественности по вопросам празднования 20-летия независимости Республики Казахстан, где также обсуждалась общенациональная инициатива, о которой мы с вами сейчас говорим. «Сегодня вы подняли еще один важный вопрос, который активно обсуждается в нашем обществе, – сказал Нурсултан Назарбаев. – Это завершение сбора подписей в поддержку общенародной инициативы по проведению референдума и изменения, внесенные парламентом в Конституцию, позволяющие проводить референдум по продлению полномочий первого президента. Хотел бы всем вам выразить искренние слова благодарности за поддержку, теплые слова, которые сегодня были высказаны. Я испытываю чувство гордости, что эта инициатива получила массовую поддержку и было собрано более 5 миллионов подписей. Общенациональная инициатива поддержана партиями, общественными объединениями, неправительственными организациями, казахстанцами по всей стране. Естественно, ни один государственный политик не может игнорировать волю народа. Но для меня этот вопрос очень важен с государственной позиции. Поэтому, взвесив все «за» и «против», учитывая исключительно интересы народа и государства, я приму нужное для народа нашей страны решение».
Руководитель Русского социально-культурного центра ВКО Михаил Панин в связи с этим особо подчеркнул: «Референдум должен состояться, потому что это воля казахстанского народа. Президент никогда не игнорировал волю казахстанцев. Это признанный в международном сообществе лидер, который своей внешней и внутренней политикой оправдал доверие народа, и мы только с ним связываем будущее нашего Казахстана».
Панина поддержали многие известные и уважаемые в Казахстане люди. Обладатель звания Қазақстанның Енбек Ері Абиш Кекильбаев отметил: «Наш президент – это наш лидер, которого мы всегда будем поддерживать».
Генерал-лейтенант Бахытжан Ертаев сказал: «Авторитет Казахстана вырос благодаря главе государства, и народ хочет видеть Казахстан единой командой, во главе которой должен всегда стоять наш лидер, наш Верховный главнокомандующий, глава нашего государства».
Председатель партии «Әділет» Максут Нарикбаев тоже высказался в поддержку референдума. Он отметил, что референдум нужен народу Казахстана для стабильного эволюционного перехода из одной системы в другую, чтобы экономические, социальные и политические процессы, инициированные Нурсултаном Назарбаевым, были продолжены.
За общенародную инициативу высказывается и председатель совета Форума предпринимателей Республики Казахстан Райымбек Баталов. «Мы в первую очередь за стабильность, – говорит он. – И эта стабильность далась нам благодаря тому, что есть очень четкая политика, которую поддерживает весь народ, которую ведет наш глава государства Нурсултан Назарбаев. И нам очень важна эта стабильность».
Такое единодушие народа Казахстана в очередной раз подтверждает, что под руководством Лидера Нации казахстанское общество готово двигаться к новым масштабным целям. В преддверии 20-летнего юбилея независимости граждане республики, инициируя идею проведения референдума, следуют идеологии политического прагматизма, ориентированного на конечный результат, демонстрируют возросший уровень политической зрелости и ответственности гражданского общества за судьбу родины. Для будущего Казахстана важнее сохранить реальность гражданского и межэтнического мира в республике, чем слепо следовать формальным предписаниям различных иностранных инструкторов по созиданию так называемого «идеального общества», будь то западный стандарт «демократического государства» или глобальный проект «исламского халифата». Предстоящий референдум создаст все условия для формирования собственной уникальной модели политического развития, ориентированной на получение практического результата – укрепление независимости Казахстана.
Интересно, что вопрос о проведении референдума по продлению полномочий президента Казахстана до 2020 года получил широкий резонанс не только внутри страны, но и за ее пределами. Большинство российских политологов сходятся во мнении, что проведение референдума для Казахстана сегодня является оптимальным решением. Российские эксперты уверены: выборы или референдум – при любом сценарии общий фон поддержки Лидера Нации населением будет одинаков.
Генеральный директор Фонда эффективной политики Кирилл Танаев считает: «Президент пользуется абсолютной поддержкой большинства населения, совершенно очевидно выигрывает любые президентские кампании, любые выборы».
Многие российские аналитики находят, что референдум – удачное решение, при котором укрепляется политическая стабильность в стране, а это повлияет в целом на обстановку в евразийском регионе, не нарушая и прав самих казахстанцев. Директор российского центра политтехнологий «Политконтакт» Андрей Медведев убежден: «Вопрос о референдуме в поддержку продления полномочий президента Казахстана Нурсултана Назарбаева до 2020 года является высшей формой проявления избирательного права населения Казахстана. Референдум как механизм прямого волеизъявления избирателей является в высшей степени проявлением демократии».
По мнению политологов, референдум консолидирует общество, что важно для воплощения в жизнь казахстанских стратегических инициатив. Довести государственные программы до конца должно то руководство, которое стояло у истоков их создания. Директор Информационно-аналитического центра МГУ Алексей Власов по этому поводу замечает: «Референдум – это мощнейший мобилизационный инструмент, безусловно, потому что перед страной стоят очень амбициозные задачи политической и экономической модернизации. В высшей лиге казахстанской политики, по большому счету, один человек. Это Нурсултан Абишевич Назарбаев».
Российские аналитики отмечают: экономическая и политическая модернизация позволит Казахстану войти в пул наиболее конкурентоспособных стран мира. По их мнению, сейчас именно та точка отсчета, когда стоит провести референдум, чтобы определить, каков будет путь модернизации по-казахстански.
Действительно, стратегическая консолидация нации вокруг своего лидера позволит Казахстану усилить позиции не только в системе международных отношений, но и закрепить успехи во внутриполитическом развитии. Референдум станет основой для выстраивания абсолютно новой политической системы, центральным элементом которой станет институт Лидера Нации, способный сформировать мощный фундамент долгосрочной общественно-политической стабильности.
Таким образом, референдум – это наш путь, наше понимание дальнейшего развития страны, сочетание нашего и мирового опыта демократии. В целом инициаторы референдума и их сторонники преследуют такие цели, как сохранение стабильности в долгосрочной перспективе, последовательность и предсказуемость государственной политики, что дает безусловную уверенность в завтрашнем дне, в успешном будущем детей.
А в разрезе международной политики сохранение преемственности проводимого курса означает, что Казахстан будет оставаться на передовом рубеже государств, выступающих за развитие межцивилизационного и межрелигиозного диалога, сохранение светского характера государства и препятствие экспансии религиозного (исламского) экстремизма. То есть такая постановка вопроса выгодна и всему мировому сообществу.
Итоги референдума станут выражением народного доверия к политике действующего главы государства и сформируют абсолютно новую реальность в политическом пространстве страны. В связи с этим проведение референдума в первой половине 2011 года глубоко символично и фокусирует внимание граждан на необходимости сохранения в стране сильного лидерства для успешного преодоления глобальных вызовов в наступающем десятилетии.
Можно быть уверенным: как еще совсем недавно мировые лидеры перенимали опыт Нурсултана Назарбаева в проведении экономических реформ и сохранении межэтнического согласия в стране, так после референдума они станут учиться у Казахстана созданию новых моделей демократического общества, актуальных и ценных – в условиях меняющегося мира.
Валентин Москвин, Астана
ЛИТЕР 28 января 2011
Причем у некоторых это одна из немногих позиций, которая не вызывает споров. По данным Центризбиркома, инициативу о референдуме своими подписями поддержали более 5 млн казахстанцев. А согласно последним опросам, проведенным различными социологическими и исследовательскими структурами, в случае принятия положительного решения о проведении референдума 85 процентов респондентов готовы принять участие в голосовании. Инициативу о проведении референдума по продлению срока полномочий первого президента Лидера Нации Нурсултана Назарбаева до 2020 года поддерживают 93 процента опрошенных.
Сегодня вся страна, весь Казахстан живет надеждой на референдум по продлению полномочий первого президента Нурсултана Назарбаева до 2020 года. Граждане республики уповают в этом вопросе на мудрость власти: проведение референдума необходимо для дальнейшего стабильного развития государства, для нашей уверенности в завтрашнем дне.
Не станем приводить здесь всю хронологию событий начиная с 23 декабря 2010 года, поскольку она и без того хорошо известна каждому казахстанцу, напомним только, что 14 января нынешнего года на совместном заседании палат парламент единогласно принял закон «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан», который предусматривает, во-первых, возможность продления на республиканском референдуме президентских полномочий первого президента Республики Казахстан – Лидера Нации; во-вторых, конституционно закрепляет общественно-политический статус Елбасы за первым президентом Республики Казахстан в пункте 5 статьи 42 и в пункте 4 статьи 46 Конституции Республики Казахстан.
В тот же день документ был представлен на подпись главе государства. В связи с этим президент обратился в Конституционный совет с поручением рассмотреть его на соответствие Конституции.
17 января 2011 года, учитывая актуальность и общественно-политическую значимость данного закона, Конституционный совет безотлагательно рассмотрел настоящее обращение и принял его к производству. В целях обеспечения широкого представительства и анализа к данной работе привлечены наиболее квалифицированные отечественные и зарубежные эксперты. В соответствии с Конституцией возбуждение конституционного производства приостанавливает течение месячного срока, отведенного главе государства для подписания принятого парламентом закона. Согласно Конституции, совет должен рассмотреть обращение президента и вынести итоговое решение по существу в месячный срок.
К сожалению, ранее глава государства своим указом отклонил предложение парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию РК о продлении его президентских полномочий до 6 декабря 2020 года, несмотря на то, что в день регистрации ЦИКом инициативной группы ее глава Ерлан Сыдыков заявлял: глава государства Нурсултан Назарбаев не отвергнет мнение большого числа казахстанцев, поддерживающих необходимость проведения республиканского референдума.
И хотя инициативной группе нужно было предоставить 200 тысяч подписей, необходимых по законодательству для назначения республиканского референдума, в поддержку плебисцита было собрано 5 миллионов 16 тысяч автографов, или 55,2 процента от общего числа граждан Республики Казахстан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме.
Несмотря на высочайший авторитет Нурсултана Назарбаева среди казахстанцев, такого все же не ожидал никто. Эти цифры наглядно продемонстрировали, как сильно в действительности верит народ в своего лидера. Тут нужно отметить, что Нурсултан Назарбаев всегда оставался популярным политиком, стабильно обладающим очень высоким уровнем доверия граждан. По данным социологических исследований, рейтинг доверия населения Нурсултану Назарбаеву по итогам 2010 года составил 96,7 процента. При этом 93,5 процента граждан положительно оценивали деятельность главы государства на своем посту за все время его деятельности.
В то же время уровень доверия граждан к другим действующим казахстанским политикам остается крайне низким, а готовность населения голосовать за них не превышает 3 процента. Все это говорит о том, что в настоящее время процедура проведения президентских выборов в Казахстане потеряла свой изначальный смысл, поскольку в общественно-политическом пространстве страны существует только один реальный лидер – Нурсултан Назарбаев. Иными словами, сегодня для всех трезвомыслящих граждан, политиков и экспертов очевидно, что действующий глава государства не имеет реальных соперников.
Нужно заметить, что президент был тронут таким единодушием казахстанцев. 20 января в Акорде Нурсултан Назарбаев провел совещание с представителями казахстанской общественности по вопросам празднования 20-летия независимости Республики Казахстан, где также обсуждалась общенациональная инициатива, о которой мы с вами сейчас говорим. «Сегодня вы подняли еще один важный вопрос, который активно обсуждается в нашем обществе, – сказал Нурсултан Назарбаев. – Это завершение сбора подписей в поддержку общенародной инициативы по проведению референдума и изменения, внесенные парламентом в Конституцию, позволяющие проводить референдум по продлению полномочий первого президента. Хотел бы всем вам выразить искренние слова благодарности за поддержку, теплые слова, которые сегодня были высказаны. Я испытываю чувство гордости, что эта инициатива получила массовую поддержку и было собрано более 5 миллионов подписей. Общенациональная инициатива поддержана партиями, общественными объединениями, неправительственными организациями, казахстанцами по всей стране. Естественно, ни один государственный политик не может игнорировать волю народа. Но для меня этот вопрос очень важен с государственной позиции. Поэтому, взвесив все «за» и «против», учитывая исключительно интересы народа и государства, я приму нужное для народа нашей страны решение».
Руководитель Русского социально-культурного центра ВКО Михаил Панин в связи с этим особо подчеркнул: «Референдум должен состояться, потому что это воля казахстанского народа. Президент никогда не игнорировал волю казахстанцев. Это признанный в международном сообществе лидер, который своей внешней и внутренней политикой оправдал доверие народа, и мы только с ним связываем будущее нашего Казахстана».
Панина поддержали многие известные и уважаемые в Казахстане люди. Обладатель звания Қазақстанның Енбек Ері Абиш Кекильбаев отметил: «Наш президент – это наш лидер, которого мы всегда будем поддерживать».
Генерал-лейтенант Бахытжан Ертаев сказал: «Авторитет Казахстана вырос благодаря главе государства, и народ хочет видеть Казахстан единой командой, во главе которой должен всегда стоять наш лидер, наш Верховный главнокомандующий, глава нашего государства».
Председатель партии «Әділет» Максут Нарикбаев тоже высказался в поддержку референдума. Он отметил, что референдум нужен народу Казахстана для стабильного эволюционного перехода из одной системы в другую, чтобы экономические, социальные и политические процессы, инициированные Нурсултаном Назарбаевым, были продолжены.
За общенародную инициативу высказывается и председатель совета Форума предпринимателей Республики Казахстан Райымбек Баталов. «Мы в первую очередь за стабильность, – говорит он. – И эта стабильность далась нам благодаря тому, что есть очень четкая политика, которую поддерживает весь народ, которую ведет наш глава государства Нурсултан Назарбаев. И нам очень важна эта стабильность».
Такое единодушие народа Казахстана в очередной раз подтверждает, что под руководством Лидера Нации казахстанское общество готово двигаться к новым масштабным целям. В преддверии 20-летнего юбилея независимости граждане республики, инициируя идею проведения референдума, следуют идеологии политического прагматизма, ориентированного на конечный результат, демонстрируют возросший уровень политической зрелости и ответственности гражданского общества за судьбу родины. Для будущего Казахстана важнее сохранить реальность гражданского и межэтнического мира в республике, чем слепо следовать формальным предписаниям различных иностранных инструкторов по созиданию так называемого «идеального общества», будь то западный стандарт «демократического государства» или глобальный проект «исламского халифата». Предстоящий референдум создаст все условия для формирования собственной уникальной модели политического развития, ориентированной на получение практического результата – укрепление независимости Казахстана.
Интересно, что вопрос о проведении референдума по продлению полномочий президента Казахстана до 2020 года получил широкий резонанс не только внутри страны, но и за ее пределами. Большинство российских политологов сходятся во мнении, что проведение референдума для Казахстана сегодня является оптимальным решением. Российские эксперты уверены: выборы или референдум – при любом сценарии общий фон поддержки Лидера Нации населением будет одинаков.
Генеральный директор Фонда эффективной политики Кирилл Танаев считает: «Президент пользуется абсолютной поддержкой большинства населения, совершенно очевидно выигрывает любые президентские кампании, любые выборы».
Многие российские аналитики находят, что референдум – удачное решение, при котором укрепляется политическая стабильность в стране, а это повлияет в целом на обстановку в евразийском регионе, не нарушая и прав самих казахстанцев. Директор российского центра политтехнологий «Политконтакт» Андрей Медведев убежден: «Вопрос о референдуме в поддержку продления полномочий президента Казахстана Нурсултана Назарбаева до 2020 года является высшей формой проявления избирательного права населения Казахстана. Референдум как механизм прямого волеизъявления избирателей является в высшей степени проявлением демократии».
По мнению политологов, референдум консолидирует общество, что важно для воплощения в жизнь казахстанских стратегических инициатив. Довести государственные программы до конца должно то руководство, которое стояло у истоков их создания. Директор Информационно-аналитического центра МГУ Алексей Власов по этому поводу замечает: «Референдум – это мощнейший мобилизационный инструмент, безусловно, потому что перед страной стоят очень амбициозные задачи политической и экономической модернизации. В высшей лиге казахстанской политики, по большому счету, один человек. Это Нурсултан Абишевич Назарбаев».
Российские аналитики отмечают: экономическая и политическая модернизация позволит Казахстану войти в пул наиболее конкурентоспособных стран мира. По их мнению, сейчас именно та точка отсчета, когда стоит провести референдум, чтобы определить, каков будет путь модернизации по-казахстански.
Действительно, стратегическая консолидация нации вокруг своего лидера позволит Казахстану усилить позиции не только в системе международных отношений, но и закрепить успехи во внутриполитическом развитии. Референдум станет основой для выстраивания абсолютно новой политической системы, центральным элементом которой станет институт Лидера Нации, способный сформировать мощный фундамент долгосрочной общественно-политической стабильности.
Таким образом, референдум – это наш путь, наше понимание дальнейшего развития страны, сочетание нашего и мирового опыта демократии. В целом инициаторы референдума и их сторонники преследуют такие цели, как сохранение стабильности в долгосрочной перспективе, последовательность и предсказуемость государственной политики, что дает безусловную уверенность в завтрашнем дне, в успешном будущем детей.
А в разрезе международной политики сохранение преемственности проводимого курса означает, что Казахстан будет оставаться на передовом рубеже государств, выступающих за развитие межцивилизационного и межрелигиозного диалога, сохранение светского характера государства и препятствие экспансии религиозного (исламского) экстремизма. То есть такая постановка вопроса выгодна и всему мировому сообществу.
Итоги референдума станут выражением народного доверия к политике действующего главы государства и сформируют абсолютно новую реальность в политическом пространстве страны. В связи с этим проведение референдума в первой половине 2011 года глубоко символично и фокусирует внимание граждан на необходимости сохранения в стране сильного лидерства для успешного преодоления глобальных вызовов в наступающем десятилетии.
Можно быть уверенным: как еще совсем недавно мировые лидеры перенимали опыт Нурсултана Назарбаева в проведении экономических реформ и сохранении межэтнического согласия в стране, так после референдума они станут учиться у Казахстана созданию новых моделей демократического общества, актуальных и ценных – в условиях меняющегося мира.
Валентин Москвин, Астана
ЛИТЕР 28 января 2011
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/1-0/274/4050
Текущая дата: 15.11.2024