1 марта исполняется 15 лет со дня образования Ассамблеи народа Казахстана
В Казахстане изначально отсутствовала почва для разделения своих граждан на «большинство» и «меньшинство» - мнение эксперта
Алматы Кадыржан Смагулов КАЗИНФОРМ
Казахстан - уникальная страна, где в мире и дружбе живут представители более 100 национальностей. Одну из главных ролей в этом играет Ассамблея народа Казахстана (АНК), созданная по инициативе Главы государства - с целью укрепления мира и согласия в республике.
В этом году 1 марта исполняется 15 лет со дня образования АНК. Какую роль в построении казахстанской государственности в целом, и межнационального согласия в частности, играет данный государственный орган? На этот и другие вопросы корреспондента Казинформа ответил ведущий научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК Тимур Козырев.
- Функция Ассамблеи народа Казахстана, как и ряда других институтов, - осуществление двусторонней связи между властью и обществом. В случае с АНК речь идет о том секторе общества, который заинтересован в сохранении и развитии этнических культур, языков и традиций. Другая функция Ассамблеи - взаимное узнавание друг друга этносами Казахстана, т.к. элементарное незнание зачастую является фактором возникновения конфликтов.
- Одной из целей АНК является формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы. По Вашему мнению, каким путем достигается данная цель?
- Мероприятия, организуемые национально-культурными центрами, входящими в состав АНК, способствуют присутствию культур этносов Казахстана в публичном пространстве. Хотелось бы особо отметить как, безусловно, позитивный аспект деятельности Ассамблеи тот факт, что она объективно препятствует политизации этничности в Казахстане. Последнее, очевидно, было бы наименее желательным вариантом развития ситуации в долгосрочной перспективе.
- На Ваш взгляд, какова роль АНК в председательстве Казахстана в ОБСЕ, учитывая, что одним из приоритетов нашего председательства является укрепление межнационального и межконфессионального согласия?
- Ассамблея - явление, более понятное в контексте постсоветских реалий, с чем можно сравнить институт национально-культурных автономий (НКА) в Российской Федерации. В европейских странах аналогичные проблемы решаются в соответствии с реалиями западных обществ. На мой взгляд, несправедливы претензии к Казахстану некоторых западных экспертов, по мнению которых в нашей стране, хотя и созданы институты обеспечения культурных запросов всех этносов, но при этом недостаточно разработано законодательство в области прав меньшинств. В данном случае необходимо понимать, что особенности каждого общества определяются пройденным им историческим путем.
Так, например, страны Европы пришли к своей нынешней чувствительности к правам национальных меньшинств ценой многих жестоких уроков истории - в том числе страшного опыта двух мировых войн, фашизма, нацизма и геноцида в ХХ столетии. Именно этим обусловлена четкая определенность и разграниченность в европейском сознании целого ряда понятий - таких, как «национальное меньшинство», «диаспора», «права меньшинств» и т.д.
Напротив, в Казахстане изначально отсутствовала почва для такого рода жесткого разделения своих граждан на «большинство» и «меньшинство», на «своих» и «чужих». Именно поэтому в нашем законодательстве не отражены такие понятия, и можно задаться резонным вопросом о том, нужно ли нам слепое следование чуждым шаблонам, сформировавшимся в совершенно иных условиях - иначе говоря, нужно ли нам искусственно развивать дискурс, отражающий изначально не наши реалии?
В то же время укрепление межнационального и межконфессионального согласия действительно является одним из приоритетов нашего председательства в ОБСЕ, и позитивная роль Ассамблеи народа Казахстана в этом процессе очевидна.
- Если в годы СССР толерантность казахского народа была в общем русле советского интернационализма, то с приобретением независимости она стала более очевидной. Как Вы думаете, можно ли говорить об уникальности данного явления? С чем это связано?
- Казахскому народу свойственна большая доброта и мудрая любовь к жизни - просто так, за то, что она прекрасна. Например, западный человек перед тем, как создавать семью, сначала стремится «твердо встать на ноги», сделать карьеру, создать материальную базу будущего семейного благополучия. В результате семья создается многими ближе к 40 годам. У нас реалии рыночной экономики, безусловно, внесли свои коррективы, но до сих пор во многих казахских семьях могут сказать сыну: «Ты, главное, женись, работу - найдешь». Иначе говоря, «твоя главная и святая обязанность - продолжить род, материальные проблемы не освобождают тебя от первой святой обязанности». Позиция, на первый взгляд, далекая от прагматизма, но свидетельствующая о могучей жизненной силе с глубокими корнями - историческими, психологическими. Выражаясь более возвышенным слогом, казахское древо - не засохнет. В принципе, можно сказать, что это качество - общее у всех казахстанцев, и это вселяет оптимизм.
- Толерантность приобретает сегодня научное звучание, так как стирание границ государств, унификация мира заставляют научные сообщества искать новые модели дружеских отношений между народами. Что нового может предложить казахстанская наука в этом вопросе?
- Теория нации - к каковой относится и проблематика толерантности, в советское время не развивалась в бывших республиках СССР по идеологическим причинам. По меткому выражению А.Миллера, одного из крупнейших российских специалистов по данному вопросу, «само лексическое поле, в котором могла бы идти дискуссия о национализме, было оккупировано и деформировано идеологией настолько, что на русский язык было трудно переводить западные тексты по национальной проблематике».
Между тем на Западе теория нации давно уже представляет собой развитую отрасль социальной науки. К сожалению, по сей день на русский язык переведены только труды Э.Геллнера, а на казахский язык переводов нет. Между тем, для научного сообщества таких молодых государств, как Казахстан, в настоящий момент формирующих свою идентичность, потребность в научных знаниях по теории нации весьма велика. И наши ученые стремительно осваивают данную область знаний.
Самое главное, как всегда, при заимствовании полезных идей избегать догматизма. Например, принимая конструктивистский подход к феномену нации, не впадать в крайности волюнтаризма - тем более, что у нас за плечами горький опыт волюнтаристской социальной инженерии ХХ века. В целом, считаю, что знания, уже накопленные мировой наукой, в сочетании с нашим уникальным опытом, дадут богатые плоды на казахстанской почве.
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/1-0/277/250
Текущая дата: 23.11.2024