3-го апреля 2012 г. в Петропавловске в Ассамблее народов Казахстана состоится научная конференция посвященная белорусскому поэту, переводчику и исследователю-этнографу казахских степей — Адольфу Янушкевичу.
Регистрация участников будет проходить с 09.00 до 10.00. Среди гостей и участников конференции — научные деятели из России и сотрудники посольства Польши в РК.
_______________________________________
Удивительным образом устраивает Всевышний судьбы людей и направляет их неуемную энергию в русло созидания. Именно такая мысль пришла мне, после того как я закончил, подготовку материалов об удивительном человеке, оставившем свой яркий след в истории Казахстана — Адольфе Янушкевиче…
Родившись в далекой от бескрайних казахстанских степей Беларуси, мог ли предполагать молодой дворянин Адольф Янушкевич, что промысел Божий приведет его в Азию и на 18 лет свяжет с Казахстаном, где он познакомится с жизнью и бытом казахов, которые произведут на него неизгладимое впечатление. Именно эти впечатления и лягут в основу его, теперь уже знаменитых, рукописных трудов. Трудов, которые сегодня, в историческом смысле, оцениваются на вес золота, так как работ, по истории Казахстана XIX века, существует крайне мало.
После участия в польском восстании 1830–31 гг., Янушкевич был в сослан в Сибирь. Находясь в городе Омске, на государственной службе, он много путешествовал по Казахстану, что само по себе вызывает большое уважение. Преодолеть в XIX веке по диким степям расстояние почти в 2 000 км, было занятием не из легких, судя по историческим записям, даже для казаков Сибирского казачьего войска, привыкшим к длительным походам и лишениям. Янушкевич ездил с поручениями в «киргизские аулы», где в юртах жили честные, открытые, трудолюбивые и красивые люди, предки нынешних казахов. Иногда командировки продолжались несколько недель и сопровождались неожиданными приключениями. Видимо в этот период и произошло перевоплощение революционера и поэта Адольфа Янушкевича, в переводчика и исследователя-этнографа казахских степей.
Его записки и письма, написанные во время этих путешествий по Казахстану, легли в основу книги «Жизнь Адольфа Янушкевича и его письма из киргизских степей». Именно благодаря этой книге, опубликованной в Париже уже в 1861 году, Европа смогла лучше познакомиться с жизнью и бытом казахов того периода. Книга была переведена на несколько европейских языков, в том числе на немецкий, в Берлине в 1875 году. На русский язык она была переведена намного позже — только в 1966 году в Алма-Ате.
Книга Янушкевича содержит информацию о многих важных эпизодах истории казахов XIX века. Это, по сути, готовый сценарий для создания документального фильма об известных людях степи, о которых мы не имеем объективного представления. Здесь и присоединение казахов Старшего жуза к России, анализ социально-экономического положения, описание народных обычаев, традиций и прикладного искусства, и многое другое.
Благодаря писательскому таланту Адольфа Янушкевича современный читатель может живо представить себе реалистичные картины кочевой жизни казахского народа. А. Янушкевич прозорливо писал о казахах: «… Народ, который одарен творцом такими способностями не может остаться чуждым цивилизации: дух ее проникнет когда-нибудь в киргизские пустыни, раздует здесь искорки света, и придет время, когда кочующий сегодня номад займет почетное место среди народов…»
Но самое интересное, что Янушкевич смог увидеть и почувствовать в дикой степи XIX века, многие события будущего, которые стали реальностью наших дней. В частности он пророчески писал в письме своему брату 31 мая 1846 года: «Акмола (Астана), например, будущая столица всей степи…».
Книга была переиздана в 2005 году в Казахстане, но она еще, к сожалению, очень мало известна, как среди казахстанцев, так и среди тех, кому интересна история Казахстана. Те, кто заинтересовался книгой Адольфа Янушкевича — могут найти ее в библиотеках Петропавловска.
И не смотря на то, что пошел уже 21-й год независимости Казахстана, казахстанским историкам еще только предстоит по достоинству оценить тот вклад, который внес в эту науку Адольф Янушкевич. Я не историк, но думаю, что не ошибусь, если выскажу мнение о том, что книга Янушкевича должна быть сегодня в каждой казахстанской школе, как важный исторический источник о Казахстане XIX века.
Адольф Янушкевич, родившийся в Беларуси и проживший немалую часть своей жизни в России и Казахстане, стал сыном нескольких культур и служил делу взаимопонимания между ними… Особую роль в его биографии все же сыграла Беларусь: Адольф Янушкевич родился в Несвиже, у него беларусский «толерантный» менталитет, беларусские родовые корни, в Беларуси он и похоронен. Это его Родина — здесь начался и закончился его не простой жизненный путь. С детства Янушкевич впитал в себя все лучшее, что могла дать ему белорусская земля. Так случилось, что он, будучи по национальности поляком, ни года не жил в Польше.
Янушкевич смог преобразовать время ссылки, пусть только и под ее конец, в годы интенсивного труда на пользу не своему, а другим народам. В наши дни, только официально, его труды получили признание как вклад в белорусскую, русскую, польскую и английскую, украинскую и казахскую культуры.
Мой Петропавловск, 26 марта 2012
_______________________________________
Удивительным образом устраивает Всевышний судьбы людей и направляет их неуемную энергию в русло созидания. Именно такая мысль пришла мне, после того как я закончил, подготовку материалов об удивительном человеке, оставившем свой яркий след в истории Казахстана — Адольфе Янушкевиче…
Родившись в далекой от бескрайних казахстанских степей Беларуси, мог ли предполагать молодой дворянин Адольф Янушкевич, что промысел Божий приведет его в Азию и на 18 лет свяжет с Казахстаном, где он познакомится с жизнью и бытом казахов, которые произведут на него неизгладимое впечатление. Именно эти впечатления и лягут в основу его, теперь уже знаменитых, рукописных трудов. Трудов, которые сегодня, в историческом смысле, оцениваются на вес золота, так как работ, по истории Казахстана XIX века, существует крайне мало.
После участия в польском восстании 1830–31 гг., Янушкевич был в сослан в Сибирь. Находясь в городе Омске, на государственной службе, он много путешествовал по Казахстану, что само по себе вызывает большое уважение. Преодолеть в XIX веке по диким степям расстояние почти в 2 000 км, было занятием не из легких, судя по историческим записям, даже для казаков Сибирского казачьего войска, привыкшим к длительным походам и лишениям. Янушкевич ездил с поручениями в «киргизские аулы», где в юртах жили честные, открытые, трудолюбивые и красивые люди, предки нынешних казахов. Иногда командировки продолжались несколько недель и сопровождались неожиданными приключениями. Видимо в этот период и произошло перевоплощение революционера и поэта Адольфа Янушкевича, в переводчика и исследователя-этнографа казахских степей.
Его записки и письма, написанные во время этих путешествий по Казахстану, легли в основу книги «Жизнь Адольфа Янушкевича и его письма из киргизских степей». Именно благодаря этой книге, опубликованной в Париже уже в 1861 году, Европа смогла лучше познакомиться с жизнью и бытом казахов того периода. Книга была переведена на несколько европейских языков, в том числе на немецкий, в Берлине в 1875 году. На русский язык она была переведена намного позже — только в 1966 году в Алма-Ате.
Книга Янушкевича содержит информацию о многих важных эпизодах истории казахов XIX века. Это, по сути, готовый сценарий для создания документального фильма об известных людях степи, о которых мы не имеем объективного представления. Здесь и присоединение казахов Старшего жуза к России, анализ социально-экономического положения, описание народных обычаев, традиций и прикладного искусства, и многое другое.
Благодаря писательскому таланту Адольфа Янушкевича современный читатель может живо представить себе реалистичные картины кочевой жизни казахского народа. А. Янушкевич прозорливо писал о казахах: «… Народ, который одарен творцом такими способностями не может остаться чуждым цивилизации: дух ее проникнет когда-нибудь в киргизские пустыни, раздует здесь искорки света, и придет время, когда кочующий сегодня номад займет почетное место среди народов…»
Но самое интересное, что Янушкевич смог увидеть и почувствовать в дикой степи XIX века, многие события будущего, которые стали реальностью наших дней. В частности он пророчески писал в письме своему брату 31 мая 1846 года: «Акмола (Астана), например, будущая столица всей степи…».
Книга была переиздана в 2005 году в Казахстане, но она еще, к сожалению, очень мало известна, как среди казахстанцев, так и среди тех, кому интересна история Казахстана. Те, кто заинтересовался книгой Адольфа Янушкевича — могут найти ее в библиотеках Петропавловска.
И не смотря на то, что пошел уже 21-й год независимости Казахстана, казахстанским историкам еще только предстоит по достоинству оценить тот вклад, который внес в эту науку Адольф Янушкевич. Я не историк, но думаю, что не ошибусь, если выскажу мнение о том, что книга Янушкевича должна быть сегодня в каждой казахстанской школе, как важный исторический источник о Казахстане XIX века.
Адольф Янушкевич, родившийся в Беларуси и проживший немалую часть своей жизни в России и Казахстане, стал сыном нескольких культур и служил делу взаимопонимания между ними… Особую роль в его биографии все же сыграла Беларусь: Адольф Янушкевич родился в Несвиже, у него беларусский «толерантный» менталитет, беларусские родовые корни, в Беларуси он и похоронен. Это его Родина — здесь начался и закончился его не простой жизненный путь. С детства Янушкевич впитал в себя все лучшее, что могла дать ему белорусская земля. Так случилось, что он, будучи по национальности поляком, ни года не жил в Польше.
Янушкевич смог преобразовать время ссылки, пусть только и под ее конец, в годы интенсивного труда на пользу не своему, а другим народам. В наши дни, только официально, его труды получили признание как вклад в белорусскую, русскую, польскую и английскую, украинскую и казахскую культуры.
Мой Петропавловск, 26 марта 2012
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/1-3/86/24462
Текущая дата: 28.12.2024