Белорусский портал в Казахстане

Fitch подтвердило суверенные рейтинги Казахстана "BBB", прогноз - "стабильный"



Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Казахстана в национальной и иностранной валютах на уровне "BBB", прогноз - "стабильный", говорится в сообщении агентства.

Также Fitch подтвердило краткосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной и национальной валюте на уровне "F2", страновой потолок подтвержден на уровне "BBB+", долгосрочный приоритетный необеспеченный рейтинг - на уровне "BBB".

"РДЭ Казахстана "ВВВ", с одной стороны, отражают сильный государственный и внешний балансы, которые подкрепляются значительными государственными сбережениями и существенными чистыми иностранными активами государства, а с другой стороны принимают во внимание высокую зависимость от сырьевого сектора, слабый банковский сектор, а также более низкие индикаторы Всемирного банка по качеству управления и показатель ВВП на душу населения относительно медианы для рейтингов "BBB" и более высокую инфляцию, чем у сопоставимых стран", - говорится в сообщении.

В целом аналитики Fitch ожидают преемственности проводимой политики после недавней смены руководителя страны, первой в истории независимого Казахстана, которая была обусловлена отставкой бывшего президента Нурсултана Назарбаева в марте.

"Транзит власти носил упорядоченный характер, осуществлялся в соответствии с предписанными институциональными процедурами и не создавал угрозы для социальной и политической стабильности", - говорится в информации.

В то же время Fitch полагает, что Назарбаев сохранит существенное влияние в качестве главы Совета безопасности и председателя правящей партии "Нур Отан".

"Мы ожидаем, что Токаев (нынешний президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев - ИФ) сохранит основные приоритеты экономической политики своего предшественника, включая структурные реформы и, в последнее время, увеличение социальных расходов", - отмечается в сообщении.

Fitch ожидает, что общегосударственный бюджет будет иметь небольшой профицит на уровне 0,3% ВВП в 2019 году по сравнению с 2,6% в 2018 году (дефицит в 1,9% ВВП для текущей медианы стран с рейтингом "BBB"), а затем станет дефицитным в 2020-2021 годах ввиду более низких прогнозируемых цен на нефть и "более экспансионистской фискальной позиции в соответствии с приоритетами проводимой политики".

Расходы бюджета увеличатся на 1,4 процентного пункта (п.п.) ВВП в 2019 году, отражая повышение минимальной заработной платы и заработной платы в госсекторе, а также социальных льгот, сокращение налога на доходы физических лиц и принятие программы по облегчению долгового бремени для заемщиков с низкими доходами. В своем послании народу страны президент Токаев объявил о дополнительных социальных мерах, налоговых льготах и повышении заработной платы, а также о планах сокращения численности госслужащих.

"Валовой общегосударственный долг Казахстана благоприятно смотрится в сравнении с сопоставимыми странами и в 2019 году, по прогнозам, будет на уровне 19,1% от ВВП в сравнении с текущей медианой для рейтингов "BBB" в 39,4%", - отмечают аналитики агентства.

Fitch расценивает проводимую бюджетную политику в Казахстане как более слабую относительно стран с сопоставимыми рейтингами ввиду регулярных пересмотров бюджетных целевых ориентиров и отхода от бюджетных правил, принятых в 2016 году.

"Пересмотренный национальный бюджет на 2019-2021 годы и последние макроориентиры на 2020-2022 годы предполагают увеличение ненефтяного дефицита бюджета до 7,4% ВВП (в сравнении с первоначальным целевым уровнем в 5,8%). Трансферты из Национального фонда Казахстана в бюджет увеличатся до 3,07 трлн тенге в 2019 году (+18% по сравнению с 2018 годом) и до 2,7 трлн тенге в 2020-2021 годы в сравнении с планировавшимся сокращением до 2 трлн тенге к 2020 году в соответствии с бюджетными правилами 2016 года", - отмечает агентство.

Инфляция прогнозируется на уровне 5,7% в 2019 году, выше текущей медианы для рейтингов "BBB" в 2,7%, хотя она по-прежнему находится в пределах целевого диапазона Нацбанка в 4-6%, уточняет Fitch.

"Мы ожидаем, что инфляция станет более умеренной и составит 5% в 2020 году и 4,4% в 2021 году на фоне снижения темпов инфляции в России, что должно обусловить более низкие импортные цены. Центральный банк сохранил процентные ставки на неизменном уровне в июне и июле ввиду растущих инфляционных рисков (после сокращения на 25 б.п. в апреле)", - говорится в сообщении.

Аналитики Fitch ожидают, что активы Нацфонда Казахстана, в котором аккумулируются доходы государства от реализации нефтегазовых проектов, достигнут $63 млрд (33,3% ВВП) к 2021 году относительно прогнозируемых $58,5 млрд (35,3% ВВП) в 2019 году.

Fitch прогнозирует, что дефицит счета текущих операций платежного баланса немного увеличится - до 0,5% ВВП в 2019 году относительно нулевого уровня в 2018 году (текущая медиана для стран с рейтингом "BBB" - 1,4%) ввиду роста импорта потребительских товаров и импорта, связанного с инвестициями (чему способствует сильный внутренний спрос) и сдержанного экспорта сырьевых товаров.

"Дефицит (счета текущих операций платежного баланса - ИФ) увеличится в среднем до 0,8% ВВП в 2020-2021 годы, по мере того как более низкие прогнозируемые цены на нефть будут сказываться на экспортных поступлениях, а крупные инвестиции в энергетический и горнодобывающий секторы будут оказывать давление на импорт. В то же время меньший торговый профицит будет частично компенсироваться сокращением дефицита по счету первичных доходов, поскольку более низкие цены на сырьевые товары будут обуславливать уменьшение выплат", - отмечается в информации.

По оценке Fitch, к улучшению рейтинга могут привести: улучшение индикаторов качества управления и укрепление проводимой политики с целью повышения ее прогнозируемости и эффективности; устойчивое улучшение ситуации в банковском секторе; улучшение устойчивости экономики и государственных финансов к шокам по сырьевым товарам.

К негативному рейтинговому действию могут привести политика, которая привела бы к увеличению бюджетного дефицита или негативно сказалась бы на доверии к монетарной политике; материализация существенных дополнительных условных обязательств для баланса государственного сектора со стороны банковской системы.

Интерфакс-Запад, 9 сентября 2019

Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/10-/119/49795
Текущая дата: 27.11.2024