Как окупаются космические программы – ответил экономический аналитик.
Космическая история Беларуси. Без возвышенности и по факту разбираем в единственном в стране ток-шоу, которое выходит в прямом эфире. Что нам даёт полет белоруски на МКС и стоит ли продолжать развивать высокотехнологичные проекты? На площадке ток-шоу «По существу» развернулась звездная дискуссия.
Алена Сырова, СТВ:
Какой может быть экономический эффект в пилотируемой космонавтике для Беларуси? И может ли он вообще быть, или это чисто имиджевая история?
Георгий Гриц, экономический аналитик:
Я всё-таки по возрасту ровесник 1961 года, я помню и Гагарина, и даже как он в Минск приезжал немножко позже. Мне кажется, молодое поколение сегодня более прагматичное. Той эйфории, всплеска, что всех девочек будут называть Маринами, наверное, будем откровенны, не будет. Сегодня это монетизировано, вопрос, к сожалению, становится прагматичней.
С этой точки зрения тоже можно говорить о каких-то результатах космической программы. Я не знаю, но думаю, что я прав: бизнес-плана белорусского космонавта в космосе на данный момент – такого бизнес-плана я не знаю и думаю, что его нет. Но можно проводить некие аналогии. Я бы провел с «БелКА», спутником зондирования. Мы помним, что два раза старт состоялся, в 2008-м и, по-моему, 2012 году. И вот в 2012 году Беларусь стала формально, де-факто космической державой. Спутник сам, «БелКА-2», где-то по стоимости составлял порядка 16 миллионов долларов США, сам проект запуска. Беларусь полностью брала на себя эти затраты. Через 20 лет эксплуатации (мы говорим о 2022-2023 годах) окупились эти 16 миллионов, плюс выручка стала более 20 миллионов долларов США. И притом тренд, прирост запроса на фотографии, зондирование, по мнению наших специалистов, составляет где-то 25-30% ежегодно.
Телеканал СТВ, 25 марта 2024
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/10-/12/73359
Текущая дата: 27.12.2024