Белорусский портал в Казахстане

Органические хлориды, транспортируемые вместе с нефтью по системе магистральных трубопроводов, не обладают коррозийной активностью к материалу трубопроводов, технологического оборудования и конструкциям резервуаров



Такой вывод содержится в заключении НИИ "Транснефть" по вопросу коррозийного воздействия органических хлоридов на объекты трубопроводного транспорта нефти.

Как отмечается в исследовании, органические хлориды используются в качестве реагента при добыче высоковязкой нефти: нефтедобывающие компании закачивают их в скважины для разжижения асфальто-смолистых отложений с целью увеличения отдачи пластов. Поэтому вещество попадает в трубопроводную систему только вместе с сырьем, полученным от производителей, "Транснефть" хлорорганические соединения в транспортируемую нефть не добавляет.

Органические хлориды оказывают критическое влияние на работу оборудования НПЗ, так как под воздействием температур более 150 градусов Цельсия вещества разлагаются с выделением соляной кислоты, которая приводит к значительной коррозии внутренней поверхности трубопроводов и оборудования завода, указывается в заключении.

Кроме того, при взаимодействии с аммиаком, образующимся при гидрировании соединений азота, которые присутствуют в нефти, образуется хлорид аммония - белое порошкообразное вещество, которое забивает теплообменники, трубопроводы, запорную арматуру и другое оборудования НПЗ. "Хлориды также резко снижают эффективность катализаторов", - отмечают эксперты.

Из-за проблем, связанных с выходом из строя оборудования НПЗ в 2001 году, министерство энергетики своим приказом запретило применение хлорорганических реагентов в процессе добычи нефти, однако этот запрет был отменен в 2012 году.

Проблем, связанных с воздействием хлоридов на трубопроводы "Транснефти" не выявляется, так как при температурах перекачки, принятых в монополии (5-40 градусов Цельсия), разложения органических хлоридов не происходит, и тем самым отсутствует вероятность негативного влияния на работу магистральной трубопроводной системы, поясняют исследователи.

По информации НИИ, до 2002 года в ГОСТ по качеству приема нефти в систему трубопроводного транспорта не содержал требования по ограничению содержания органических хлоридов.

"Таким образом, по большей части действующей магистральной трубопроводной системы на протяжении 20-30 лет транспортировали нефть без контроля содержания органических хлоридов, и за этот период негативных коррозионных воздействий со стороны данных химических соединений на трубопроводы и технологическое оборудование не выявлено", - говорится в заключении.

В настоящее время действует ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", который устанавливает ограничение по массовой доле органических хлоридов во фракции, выкипающей до температуры 204 градусов Цельсия, не более 10 (ppm) мкг/г.

Концерн "Белнефтехим" сообщил о поставках некондиционной нефти из РФ вечером 19 апреля. "Гомельтранснефть Дружба" 24 апреля остановил транзит "грязной" российской нефти в Европу.

Оба белорусских НПЗ - ОАО "Мозырский НПЗ" (Гомельская обл.) и ОАО "Нафтан" (Витебская обл.) - сообщили об угрозе повреждения оборудования и почти на 50% сократили объемы нефтепереработки, а также вынужденно приостановили экспорт светлых нефтепродуктов в Украину, Польшу и страны Балтии.

Минэнерго России подтвердило факт загрязнения российской нефти дихлорэтаном - токсичным веществом, используемым как растворитель жиров и парафинов, которое обладает сильными коррозийными свойствами. По утверждению "Транснефти", загрязнение произошло на участке Самара-Унеча и стало результатом умышленных действий. При Минэнерго РФ создана комиссия по расследованию ситуации.

Кондиционная российская нефть по нефтепроводу "Дружба" начала поступать на территорию Беларуси днем 2 мая, Украина возобновила транзит нефти в Европу 11 мая.

С 2019 года Беларусь импортирует нефть из РФ на новых условиях, с учетом удорожания из-за налогового маневра. В результате маневра цена беспошлинных поставок нефти в Беларусь будет ежегодно возрастать пропорционально уменьшению российской экспортной пошлины на нефть.

По оценке Минска, в связи с этим дополнительные издержки за 2019-2024 годы составят порядка $10,5 млрд, в том числе порядка $400 млн в 2019 году. Ранее белорусские власти инициировали переговоры с руководством РФ о возможной компенсации издержек, однако правительство России заявило о нецелесообразности предоставления Беларуси компенсаций в связи с изменением своей внутренней налоговой политики.

Интерфакс-Запад, 14 мая 2019

Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/10-/130/48006
Текущая дата: 27.11.2024