Масла различного промышленного назначения от новополоцкого ОАО «Нафтан» прекрасно знают далеко за пределами Беларуси.
Причем знают с самой лучшей стороны. А что тут удивляться? За более чем полувековую историю выпуска масел гигант белорусской нефтепереработки накопил настолько обширный практический опыт, имеет в своем арсенале столько передовых наработок и решений, что сотрудничать с белорусской компанией хотят представители множества стран.
Подобного признания наш производитель добивался в условиях жесткой конкуренции. Чтобы понять, как этого удалось достичь, следует поближе познакомиться с производством и получаемой продукцией.
Подобного признания наш производитель добивался в условиях жесткой конкуренции. Чтобы понять, как этого удалось достичь, следует поближе познакомиться с производством и получаемой продукцией.
Тонкости производства
ОАО «Нафтан» производит смазочные и базовые масла с 1965 года. Согласитесь, солидный срок! В ассортименте смазочных масел – базовые, моторные, трансмиссионные, индустриальные, гидравлические, компрессорные.
При этом линейка моторных масел огромна и предназначена для смазывания двухтактных бензиновых двигателей мотоциклов, моторных лодок, бензопил, для современных двигателей автомобилей, а также для железнодорожных и судовых дизелей, дизель-генераторов и других механизмов судов.
При этом линейка моторных масел огромна и предназначена для смазывания двухтактных бензиновых двигателей мотоциклов, моторных лодок, бензопил, для современных двигателей автомобилей, а также для железнодорожных и судовых дизелей, дизель-генераторов и других механизмов судов.
Масла – это продукты, получаемые из нефти. Сырье для их производства проходит несколько технологических этапов, на каждом из которых происходит выделение и преобразование целевых компонентов.
Изначально сырая нефть поступает на нефтеперерабатывающий завод ОАО «Нафтан», где подвергается первичной переработке на установке АВТ. Здесь происходит отделение от нефти посторонних примесей – воды и солей, нагрев в блоке теплообмена и технологических печах до высоких температур и разделение нефти в системе ректификационных колонн на фракции. В результате получается целый спектр компонентов, который по трубопроводам направляется на дальнейшую переработку.
Для производства масел используется самая тяжелая фракция – мазут. Он на специальной установке подвергается вакуумной разгонке – процессу разделения сырья. Участие человека в ходе производства минимально, однако за соблюдением тонкостей процесса работники «Нафтана» следят из специальных операторных помещений.
В результате вакуумной разгонки мазут разделяется на четыре вакуумных дистиллята, компонент дизельного топлива, верхний гудрон и гудрон. Чем уже масляные фракции, тем качественней конечный продукт.
В производстве масел в дальнейшем используются вакуумные дистилляты и деасфальтизат, выделенный из гудрона на установке деасфальтизации. Они подаются на установку селективной очистки. Здесь сырье в среде селективного растворителя разделяется на рафинат и экстракт. В последнем содержатся компоненты, негативно влияющие на свойства готового продукта, поэтому их удаляют из технологического процесса.
В результате выход целевого продукта составляет до 60%. И именно на данном этапе закладываются качественные характеристики масел. А далее из сырья удаляются парафины, и оно перестает бояться морозов.
В производстве масел в дальнейшем используются вакуумные дистилляты и деасфальтизат, выделенный из гудрона на установке деасфальтизации. Они подаются на установку селективной очистки. Здесь сырье в среде селективного растворителя разделяется на рафинат и экстракт. В последнем содержатся компоненты, негативно влияющие на свойства готового продукта, поэтому их удаляют из технологического процесса.
В результате выход целевого продукта составляет до 60%. И именно на данном этапе закладываются качественные характеристики масел. А далее из сырья удаляются парафины, и оно перестает бояться морозов.
Кстати, наравне с рафинатами селективной очистки депарафинизации подвергается остаток гидрокрекинга, являющийся исходным сырьем для производства уникального для Беларуси продукта – базового масла, соответствующего третьей группе по классификации Американского института нефти. Масла подобного уровня являются основой смазочных материалов, применяемых во всех современных автомобилях.
Депарифинированное масло проходит через контактное фильтрование. Оно отделяется от механических примесей, очищается от остатков растворителя и становится прозрачным, приобретает стабильность. И только тогда оно отправляется на компаундирование, где смешивается с различными присадками.
На выходе – только высококачественный продукт
Когда масло готово, его проба проходит анализ в лаборатории завода. Если продукт отвечает всем требованиям, то на него выписывается паспорт качества. После этого готовые масла отгружаются как в железнодорожные, так и в автомобильные цистерны. А часть продукции направляется через трубопроводы в цех фасовки. Кстати, тара для масел также изготавливается на «Нафтане». Заполненные паллеты отправляются на склад готовой продукции, а оттуда – в розничную сеть для конечного потребителя.
Следует отметить, что путем внедрения современных технологий для изготовления базового масла, использования высокоэффективных присадок ведущих мировых концернов современные моторные масла ОАО «Нафтан» прошли необходимые испытания и отвечают самым высоким требованиям и классификациям: API и SAE. А новые рецептуры базовых масел отличаются низким содержанием серы, улучшенными вязкостно-температурными свойствами.
Отдельно надо отметить масла для использования в современных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков — «НАФТАН ПРЕМЬЕР» и «НАФТАН ГАРАНТ» с уровнем вязкости по SAE от 5W-30 до 15W-40. А также «НАФТАН ДИЗЕЛЬ ПЛЮС Л» и «НАФТАН ДИЗЕЛЬ УЛЬТРА Л» с уровнем вязкости по SAE от 10W-40 до 15W-40 для применения в дизельных двигателях экологических классов от Евро 2 до Евро 4.
Их преимущества – высокие антиокислительные и моющие свойства, надежная защита двигателя от износа, коррозии и отложений, легкий пуск двигателя при низких температурах, обеспечение чистоты деталей силового агрегата транспортного средства в совокупности с повышением КПД двигателя и обеспечением экономии топлива.
Их преимущества – высокие антиокислительные и моющие свойства, надежная защита двигателя от износа, коррозии и отложений, легкий пуск двигателя при низких температурах, обеспечение чистоты деталей силового агрегата транспортного средства в совокупности с повышением КПД двигателя и обеспечением экономии топлива.
– Моторные масла «НАФТАН ПРЕМЬЕР» и «НАФТАН ГАРАНТ» производятся с применением пакета присадок фирмы Infineum (Англия), – говорит заместитель начальника производства МСиБ (по технологии производства масел) ОАО «Нафтан» Евгений Чуксеев. – В свою очередь «НАФТАН ДИЗЕЛЬ ПЛЮС-Л» и «НАФТАН ДИЗЕЛЬ УЛЬТРА-Л» производятся с применением пакета присадок СООО «ЛЛК-НАФТАН». Во всех вышеперечисленных маслах используются базовые масла I (собственного производства) и III групп (фирма Neste, Финляндия).
Специалист напоминает, что при выборе моторного масла для своего автомобиля необходимо выполнять указания в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Только так можно добиться максимальной отдачи. Продукция любой фирмы («НАФТАН», TOTAL, NESTE OIL и т.д.) и страны будет качественной, если соответствует определенным требованиям.
В частности, международным, которые обеспечиваются классами вязкости SAE (Общество автомобильных инженеров) и методами исследований, определяющими эксплуатационно-технические свойства, предусмотренные классификацией API (Ассоциация инженеров Американского нефтяного института). Масла из Новополоцка, как было сказано выше, всем этим требованиям соответствуют.
В частности, международным, которые обеспечиваются классами вязкости SAE (Общество автомобильных инженеров) и методами исследований, определяющими эксплуатационно-технические свойства, предусмотренные классификацией API (Ассоциация инженеров Американского нефтяного института). Масла из Новополоцка, как было сказано выше, всем этим требованиям соответствуют.
В нынешнем году было также решено продолжить сотрудничество с британской компанией Infineum. Это дает основания рассчитывать на совершенствование рецептуры товарных масел. А также на расширение ассортиментной линейки. (Попутно информация для размышления: в 2016 году маслоблок «Нафтана» выпустил 33 наименования товарных масел.)
Подведем итоги. Специалисты компании констатируют: моторное масло нафтановского производства в иномарках ведет себя наилучшим образом. Перед коллективом белорусского нефтеперерабатывающего гиганта давно стоит задача устранить последствия непростых в экономическом плане 1990-х, когда импортная продукция априори считалась «круче» отечественной.
Это не так, и с данным мнением соглашается все больше деловых партнеров ОАО «Нафтан». В компании с гордостью констатируют: белорусскими маслами (базовые, моторные, индустриальные, компрессорные, гидравлические, трансмиссионные) активно интересуются страны СНГ, ЕС и Нового Света, приглашают компанию к взаимовыгодному сотрудничеству.
Что ж, это логично. И к тому же перспективно: давно пора заявить на весь свет: продукция белорусской нефтепереработки – одна из лучших в мире.
Это не так, и с данным мнением соглашается все больше деловых партнеров ОАО «Нафтан». В компании с гордостью констатируют: белорусскими маслами (базовые, моторные, индустриальные, компрессорные, гидравлические, трансмиссионные) активно интересуются страны СНГ, ЕС и Нового Света, приглашают компанию к взаимовыгодному сотрудничеству.
Что ж, это логично. И к тому же перспективно: давно пора заявить на весь свет: продукция белорусской нефтепереработки – одна из лучших в мире.
Интерфакс-Запад, 29 июня 2017
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/10-0/175/39855
Текущая дата: 17.11.2024