В следующем году в Беларуси будет введена обязательная сертификация бытовой техники.
Нововведение может привести к сокращению ассортимента продаваемой импортной продукции, а также не исключает дефицит и подорожание товаров.
Сертификаты для импортной техники
Белорусское правительство определило перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации в нашей стране со следующего года. Соответствующее постановление Совета министров принято 21 октября 2016 года.
Согласно документу, с 1 февраля 2017 года обязательной сертификации подлежат холодильники, морозильники, телевизоры, микроволновые печи, тостеры, кофеварки и другие товары, а с 1 сентября 2017 года — посудомоечные, стиральные и сушильные машины.
Сертификация будет распространяться на всю ввозимую в Беларусь технику, в том числе из России. По действующим законам, на территории Евразийского союза действуют сертификаты, выданные органами Беларуси, России, Казахстана, Армении и Кыргыстана.
«У нас таможенное пространство, сертификаты производятся в любом случае. И сертификат, выданный, например, в Калужской области или Москве органом, который имеет на это право, действует в Казахстане и Беларуси. А сегодня, судя по данному постановлению, требуется еще один документ, подтверждающий качество», — объясняет руководитель отдела закупок компании «Электросервис и Ко» (сеть магазинов «Электросила») Виктор Немкевич.
Сама процедура сертификации, ее сроки и стоимость еще окончательно не определены. По информации Белорусской ассоциации компаний информационных технологий, процесс проверки может занять до 25 дней, а стоимость может доходить до 7200 белорусский рублей (около 3600 долларов) за один образец.
Лоббизм белорусских производителей
Член правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского (БСПН), генеральный директор инвестиционной компании «Пиксель Инвестментс» Владимир Березин считает, что обязательная сертификация импортной техники пролоббирована белорусскими производителями, которые проигрывают конкуренцию международным производителям.
По его словам, на фоне падения покупательской способности в Беларусь начал завозиться более дешевый импортный товар, в то время как белорусские производители не могут себе позволить снизить цены на продукцию и дать скидки.
«Иностранные производители за счет больших объемов, более эффективного управления, в том числе за счет того, что они не обременены никакими обстоятельствами и в случае кризисных явлений могут сокращать персонал и уменьшать заработную плату, более гибки с точки зрения ценообразования. У наших же предприятий есть ограничения. Они хоть и увольняют, но плавно, зарплату снизить не могут. То есть, оптимизировать затраты не могут. Соответственно, они вынуждены держать цены выше. А кризис еще больше усугубил потери рынка, потому что спрос переместился в сторону более дешевых товаров», — объясняет Владимир Березин.
Кроме того, по его словам, международные производители постоянно предлагают различные дисконтные программы и рассрочку на товары и компенсируют потери в цене за счет маркетингового бюджета, поскольку понимают, что надо удержать рынок во время кризиса.
«Атлант» и «Гефест» не способны на это, потому что у них уровень менеджмента нижайший, как и у большинства государственных предприятий. Они не работают с рынком, поэтому еще больше падают продажи отечественной техники. Хотя по качеству она где-то может и хорошая, но становится неконкурентоспособной, поэтому и пытаются спасти ситуацию такими мерами», — полагает гендиректор инвестиционной компании «Пиксель Инвестментс».
Скромный выбор, дефицит и подорожание
Обязательная сертификация импортной техники может привести к нескольким неприятным последствиям как для поставщиков, так и для потребителей.
«Те, кто сможет сделать сертификацию, будут работать на белорусском рынке. Те, кто не сможет сделать сертификацию, соответственно, уйдут с рынка», — полагает Виктор Немкевич из компании «Электросервис и Ко».
При этом он не видит причин для подорожания бытовой техники.
«Данные расходы не сильно влияют на стоимостную часть. Это просто занимает время», — говорит Виктор Немкевич.
Представитель Samsung Electronics в Беларуси Алексей Голуб не исключает возникновения дефицита импортной продукции из-за обязательной сертификации.
«Пока сложно сказать, потому что процедура до конца еще не доработана. Нет четкого понимания, как выглядят ее этапы и какова стоимость. Если органы по сертификации не успеют в срок доработать все процедуры, то может быть какой-то перерыв в поставках», — говорит Алексей Голуб.
Вместе с тем он считает возможным сокращение ассортиментного перечня импортной техники.
«Первыми будут вычеркнуты те модели, продажи которых ниже пороговой черты. То есть, то, что покупают редко. Соответственно, сократится модельный ряд, предлагаемый на рынок», — считает представитель Samsung Electronics в Беларуси.
В то же время, по его мнению, изменение стоимости продукции будет зависеть от ситуации на рынке.
«Если ты сделаешь дороже, то кто это у тебя купит?! Поэтому будут оптимизироваться модельные ряды, чтобы сохранить рентабельность и объемы продаж. Просто будет сужен ассортимент, а цены определит рынок», — полагает Алексей Голуб.
Гендиректор компании «Пиксель Инвестментс» Владимир Березин более категоричен на счет последствий введения обязательной сертификации импортной техники.
«Резко сократится импортное предложение. То есть, полки опустеют, потому что большая часть товаров не производится в стране. Цены на импортный товар вырастут. Спрос еще больше упадет. Соответственно, меньше налоговых поступлений по НДС пойдет в бюджет. Бизнес еще больше начнет оптимизировать расходы. То есть, еще больше сокращать персонал и сокращать объекты. Больше будет безработных», — говорит Владимир Березин.
При этом население начнет ездить за техникой за рубеж самостоятельно, что приведет к вывозу налогов и валюты из страны. Еще больше вырастет теневой рынок.
«Появятся люди, которые будут таскать товар из России и продавать его здесь. На этом зарабатывать и не платить налоги. По сути, часть рынка уйдет в тень», — полагает член правления БСПН.
Бизнес-союз намерен обратиться к властям с просьбой отменить обязательную сертификацию импортной техники.
«Это нарушение евразийского законодательства, поэтому, скорее всего, это всё будет очень жестко приостановлено», — полагает Владимир Березин.
Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники уже написала подобное письмо на имя первого вице-премьера России Игоря Шувалова.
Александр Ярошевич
Навіны, 1 снежня 2016
Александр Ярошевич
Навіны, 1 снежня 2016
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/10-0/196/37853
Текущая дата: 17.11.2024