Белорусский портал в Казахстане

В Беларуси начали промышленно выпускать «народный» напиток, название которого нельзя упоминать



На самом большом в Беларуси самогонном аппарате, расположенном в Берестовицком районе Гродненской области, выгоняют зерновой дистиллят, из которого УДП «Слонимский винзавод» производит продукт, именуемый «спиртным напитком из зернового сырья».

Новинку, суть и вкус которой хорошо известны многим поколениям белорусов, уже можно встретить в продаже. Стоит она несколько дороже традиционной 40-градусной, но и вырабатывается по иной технологии.

Следует знать, что спиртовой дистиллят — это крепкий спиртной напиток, полученный путем прямой перегонки. Примеры — виски, джин, ром. Водка же водка дистиллятом не является, поскольку производится из спирта, полученного методом ректификации — разделения однородных жидких смесей на составляющие вещества, основанном на неоднократном испарении жидкостей и конденсации паров— в специальных колонных аппаратах.

Несмотря на то, что напиток, выпускаемый в Слониме, де-факто является самогоном, де-юре назвать его так нельзя.

— У меня есть письма от концерна «Белгоспищепром» и Госстандарта с напоминанием о том, что в стране населению запрещено производить самогон, и будет не совсем корректно, если кто-то будет в промышленных масштабах выпускать этот напиток, — говорит директор Слонимского винзавода Михаил Окулик.

Действительно, до недавнего времени самогон могли производить только в небольших объемах некоторые музейные комплексы и агроусадьбы. Слонимское предприятие первым получило лицензию на изготовление данного напитка. И хотя в наименовании нет слова «самогон», знающие люди по «иносказательному» названию без труда определят, что именно скрывается в стеклянной таре.

Кстати о таре. Как это ни удивительно, но в, казалось бы, на 100% отечественной продукции есть и российская составляющая: стеклянная бутылка, по словам представителей предприятия, изготавливается в России. Зато сырье белорусское.

Как сообщила главный технолог винзавода Наталья Мирская, напиток производится из ржи и тритикале, в будущем возможно использование пшеницы.

Особых требований к зерну, по словам специалиста, не предъявляется (дистиллят, кстати, получают не в Слониме, а на Ойцовском спиртзаводе). Тем не менее, в Беларуси разработаны соответствующие ТУ для данной продукции. Так что все, как говорится, официально и под контролем.

От идеи выпуска «не-скажем-какого напитка» до начала производства прошло почти два года. Объем инвестиций в производство составил Br5 млрд. Медное оборудование для дистилляции изготовлено по заказу одной из минских компаний.

Самогонный аппарат (на снимке) позволяет перегонять до 35 литров «первача» в сутки. Предполагается, что проект начнет окупаться через три года.

В Слониме полагают, что новинка позволит поправить финансовое положение предприятия — как заявил Михаил Окулик, нынче винзавод «не испытывает счастья с прибылью». Годовая квота на изготовление напитка предусматривает выпуск 300 тыс. литров напитка. В следующем году ее, возможно, удастся увеличить. Если, конечно, будет спрос.

Пока напиток продается в основном в Гродненской области, с вхождением в минские торговые сети, по признанию руководства завода, «есть трудности». Зато первая партия отгружена в Украину, проявляют интерес к новинке в Казахстане и других государствах СНГ. Заключен договор на поставку напитка в отечественные магазины Duty free.

Производитель, разумеется, нахваливает свой новинку, уверяя, что наутро после ее употребления (в разумных пределах, конечно) «голова болеть точно не будет». Верить можно, но с оговоркой: у руководства Слонимского винзавода свой интерес — нужно наладить успешный сбыт.

И не стоит забывать, что белорусские власти в последние пару лет существенно активизировали деятельность по деалкоголизации общества. Так что с точки зрения, по крайней мере, медиков и правоохранителей любое новое производство спиртных напитков — беда. Единственное, что хоть как-то может утешить сторонников оздоровления нации: это действительно новый для белорусской промышленности «официальный» напиток, к тому же не из дешевых. Он вполне мог бы стать хорошим сувениром, преподносимым иностранным гостям и родственником за рубежом. На это, кстати, рассчитывает и сам производитель.

Александр Нестеров
Интерфакс-Запад, 16 августа 2015 

Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/10-0/243/32384
Текущая дата: 15.11.2024