Об этом заявил министр Евразийской экономической комиссии по торговле Андрей Слепнев на полях Петербургского международного экономического форума, комментируя принципиальные изменения во взаимной торговле стран Таможенного союза и их торговле с ключевыми партнерами.
"Ключевые изменения в динамике нашей внешней торговли сегодня - падение экспорта минеральных ресурсов в страны дальнего зарубежья и СНГ, - сказал Андрей Слепнев. - Во взаимной торговле наблюдается усиление диверсификации, сохраняется тенденция усиленного роста торговли промышленными и агропромышленными товарами. Беспокоит тот факт, что торговля стран ТС со странами СНГ падает, мы это связываем с разницей в скорости интеграционных процессов в обоих объединениях и переключением предпринимателей с торговли в СНГ на торговлю внутри ТС. Это требует серьезного осмысления и обсуждения».
В целом, в первом квартале 2013-го года суммарный объем внешней торговли товарами стран ТС по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом сократился на 2,6%, объем экспорта сократился на 6,5%, при этом объем импорта увеличился на 5,4%. Сальдо внешней торговли осталось положительным, составив $64 млрд.
В торговле со странами дальнего зарубежья экспорт снизился на 6,3%, в то время как импорт вырос на 7,5%.
«Очевидная причина - это снижение стоимостных поставок топливных и энергоресурсов, - пояснил министр. - Поскольку в экспорте, например, России такие товары занимают около 70%, то снижение стоимости сильно сказывается на общей статистике».
Снизился товарооборот со странами СНГ, не входящими в Таможенный союз, отметил Андрей Слепнев. В январе-марте снижение составило 11,5%, в том числе экспорт снизился на 8,7%, а импорт - на 16,5%. "Мы считаем, что это связано с разницей в скоростях интеграции в Таможенном союзе и в зоне свободной торговли СНГ, что влияет на стоимость издержек и вызывает переключение с торговли со странами СНГ на торговлю внутри ТС", - сказал министр. - Кроме того, на общие показатели повлияло сокращение поставок энергоресурсов в Украину".
Суммарный объем взаимной торговли товарами стран союза в январе-марте 2013-го года составил $15 млрд., что на 9,7% меньше аналогичного прошлогоднего периода. При этом экспорт Беларуси в страны ТС увеличился на 3,4%, экспорт Казахстана увеличился на 6,7%, а экспорт России снизился на 16,5%.
Наибольшая доля товаров из третьих стран во взаимной торговле стран ТС приходится на товары из Китая (около 35% общего объема взаимной торговли такими товарами). В экспорте Казахстана в Россию и Беларусь доля товаров из Китая увеличилась с 5,9% до 8,1%. "Важной отличительной чертой нашей взаимной торговли является то, что минеральные продукты имеют в ней вдвое меньший удельный вес по сравнению с экспортом в третьи страны: 37,8% против 75,4%, причем эта доля продолжает снижаться (в первом квартале 2012-го года она составляла 41,1%)", - сказал Андрей Слепнев.
Так, Казахстан в первом квартале этого года почти в 2 раза сократил поставки сырой нефти в Россию, а Россия практически прекратила поставки нефтепродуктов в Беларусь, сокращались физические объемы поставок угля и электроэнергии.
«Доля машин, оборудования и транспортных средств во взаимной торговле составила 18,4% и в 8 раз превысила долю в экспорте в третьи страны (2,3%). Хотя из общего объема экспорта указанными товарами 48,6% приходится на Россию и 45,4% - на Беларусь, Казахстан только за первый квартал 2013-го года увеличил стоимостные объемы поставок на 39,5%, например поставки средств наземного транспорта выросли в 7,4 раза в стоимостных объемах. Это очень позитивная тенденция», - подчеркнул Андрей Слепнев.
Одновременно наблюдается сокращение товарных поставок из Беларуси средств наземного транспорта и сельскохозяйственной техники. Так, поставки грузовых автомобилей снизились на 55,9%.
«Падение экспорта грузовых автомобилей связано со снижением емкости российского рынка и с введением стандарта Евро 4, по итогам 2013-го года падение экспорта белорусских грузовиков в Россию может составить 30%», - полагает Андрей Слепнев.
Казинформ, 21 июня 2013
«Падение экспорта грузовых автомобилей связано со снижением емкости российского рынка и с введением стандарта Евро 4, по итогам 2013-го года падение экспорта белорусских грузовиков в Россию может составить 30%», - полагает Андрей Слепнев.
Казинформ, 21 июня 2013
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/10-0/303/21741
Текущая дата: 15.11.2024