Планы официального Киева ограничить импорт белорусского бензина могут привести к серьезному обострению торговых отношений.
Так считают эксперты BISS, выпустившие Белорусский внешнеполитический индекс, охватывающий период сентябрь-октябрь 2012 г.
Напомним, 27 сентября министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко заявил, что с 1 декабря текущего года в Украине будут введены пошлины на импортные нефтепродукты. Это означает серьезный удар в первую очередь по импорту бензина из Беларуси, который составляет 77% от всего белорусского экспорта в Украину.
Однако ясности по процедуре введения пошлины нет. Для этого предварительно должно быть проведено спецрасследование межведомственной комиссии по жалобе одного из украинских НПЗ про убыточность при текущих условиях, констатируют эксперты BISS. А входящий в состав комиссии замминистра экономики Владимир Макуха не уточнил, когда будет принято решение о проведении или отказе в проведении спецрасследования.
По мнению украинских экспертов, в такие краткие сроки комиссия просто не успеет провести расследования и ввести пошлины. Поэтому 1 декабря не может быть реальной датой повышения цен, поскольку между оглашением результатов расследования и поднятием цен должно пройти 90 дней. В то же время Макуха не исключил возможность преждевременного введения пошлин без заключения комиссии.
Украинские эксперты крайне критически восприняли инициативу правительства. Так, президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук отметил: «Последствия введения пошлин — это повышение цен на бензин, это монополизация рынка, это полная зависимость от российской нефти. Потому что конкурировать с российской нефтью по тем ценам, которые стоят на мировом рынке, невозможно. Для этого кроме газовой иглы, мы сейчас еще присядем на нефтяную иглу. И будем покупать выше европейской цены топливо».
Таким образом, заявленные Бойко планы пока нельзя считать окончательно реальными. У такого решения есть немало противников и в самом правительстве, и в серьезных бизнес-элитах. Однако в отличие от предыдущих попыток остановить импорт белорусского бензина, на этот раз за инициативой скрывается так называемая «Семья» (олигархическая группа во главе со старшим сыном президента Януковича), которая намерена взять под свой контроль украинский сектор нефтепереработки. Фактором, который может помешать осуществлению этих планов, является угроза роста социальной напряженности из-за роста розничных цен на бензин и неизбежного роста цен на другие товары широкого потребления, в себестоимость которых включаются транспортные расходы, считают эксперты BISS.
Ежедневник, 10 ноября 2012
Напомним, 27 сентября министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко заявил, что с 1 декабря текущего года в Украине будут введены пошлины на импортные нефтепродукты. Это означает серьезный удар в первую очередь по импорту бензина из Беларуси, который составляет 77% от всего белорусского экспорта в Украину.
Однако ясности по процедуре введения пошлины нет. Для этого предварительно должно быть проведено спецрасследование межведомственной комиссии по жалобе одного из украинских НПЗ про убыточность при текущих условиях, констатируют эксперты BISS. А входящий в состав комиссии замминистра экономики Владимир Макуха не уточнил, когда будет принято решение о проведении или отказе в проведении спецрасследования.
По мнению украинских экспертов, в такие краткие сроки комиссия просто не успеет провести расследования и ввести пошлины. Поэтому 1 декабря не может быть реальной датой повышения цен, поскольку между оглашением результатов расследования и поднятием цен должно пройти 90 дней. В то же время Макуха не исключил возможность преждевременного введения пошлин без заключения комиссии.
Украинские эксперты крайне критически восприняли инициативу правительства. Так, президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук отметил: «Последствия введения пошлин — это повышение цен на бензин, это монополизация рынка, это полная зависимость от российской нефти. Потому что конкурировать с российской нефтью по тем ценам, которые стоят на мировом рынке, невозможно. Для этого кроме газовой иглы, мы сейчас еще присядем на нефтяную иглу. И будем покупать выше европейской цены топливо».
Таким образом, заявленные Бойко планы пока нельзя считать окончательно реальными. У такого решения есть немало противников и в самом правительстве, и в серьезных бизнес-элитах. Однако в отличие от предыдущих попыток остановить импорт белорусского бензина, на этот раз за инициативой скрывается так называемая «Семья» (олигархическая группа во главе со старшим сыном президента Януковича), которая намерена взять под свой контроль украинский сектор нефтепереработки. Фактором, который может помешать осуществлению этих планов, является угроза роста социальной напряженности из-за роста розничных цен на бензин и неизбежного роста цен на другие товары широкого потребления, в себестоимость которых включаются транспортные расходы, считают эксперты BISS.
Ежедневник, 10 ноября 2012
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/10-402/188/17541
Текущая дата: 16.11.2024