В России готовится вступить в действие новый налоговый режим для нефтяников. Экспортировать сырую нефть станет дешевле, темные нефтепродукты - дороже. Выиграют от нововведения, по мнению экспертов, крупные корпорации.
1 октября российское правительство сделает долгожданный шаг в сфере налогообложения нефтяной отрасли. В стране начнет работать новая система, уже получившая название "60-66": экспортная пошлина на нефть снизится с 65 до 60 процентов, на темные нефтепродукты повысится с 47 до 66 процентов. По замыслу Кремля, это должно стимулировать компании заниматься более глубокой переработкой нефти. Эксперты опасаются, что на первом этапе новшество приведет лишь к увеличению добычи и экспорта сырой нефти.
Зачем государство меняет систему
Цель нововведения - увеличение инвестиций в глубокую переработку и производство более качественных нефтепродуктов. Прежняя система обнаружила свою несостоятельность в конце прошлого десятилетия, когда цены на нефть резко выросли и чересчур высокие налоги сделали невыгодной разработку "тяжелых" месторождений в Западной Сибири. Тогда же стало понятно, что у российских нефтяников нет никакого стимула, чтобы производить качественные, светлые нефтепродукты, к которым относятся, в частности, бензин и керосин.
Выгоднее было ограничиться первичной переработкой до стадии темных - мазута, битума, масел и кокса - и экспортировать их в Европу для дальнейшей переработки.
"Повышение экспортной пошлины на темные нефтепродукты должно подвигнуть нефтяников повышать уровень переработки, потому что им станет невыгодно их экспортировать, а внутри страны они не очень нужны", - заявил Deutsche Welle президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
По его мнению, к росту цен на топливо внутри России нововведение не приведет. Не совсем уверен в этом содиректор аналитического отдела "Инвесткафе" Григорий Бирг. По его словам, "ручное" регулирование цен на бензин, в том числе и с помощью пошлин не остановит рост цен на топливо.
"С начала года, цены на бензин в России в среднем увеличились более чем на 15 процентов и до конца года рост составит, как минимум, пять процентов", - сообщил он Deutsche Welle. По его мнению, государство, желая избежать новой дестабилизации на рынке нефтепродуктов, решило оставить экспортную пошлину на бензин в размере 90 процентов от пошлины на нефть. Так как при высоких ценах на нее (около 100 долларов за баррель) и отсутствии заградительной экспортной пошлины поставки за рубеж простых нефтепродуктов останутся привлекательными для компаний.
Мазут подорожает, нефти станет больше
Основным следствием внедрения системы "60-66" станет значительный рост экспортных пошлин на мазут. "При текущих ценах величина пошлины может вырасти более чем в полтора раза. Ранее на экспорт шло более 70 процентов мазута, который потом в Европе с помощью вторичных процессов перерабатывался в светлые нефтепродукты. Поэтому после введения новой системы покупатели российского мазута могут пострадать", - высказывает опасение заместитель начальника аналитического отдела инвестиционной компании "Грандис Капитал" Тимур Хайруллин.
По его прогнозу, объемы экспорта снизятся, а цены вырастут. Что касается светлых нефтепродуктов, то "кардинального изменения цен на них на европейских и постсоветских рынках не произойдет", - сказал эксперт Deutsche Welle. Снижение пошлин для них составит лишь около пяти долларов за баррель, а объемы экспорта дизеля и бензина из России невелики.
Впрочем, положительный эффект от введения нового налогового режима иностранные государства все же получат. Очевидно, что "за счет снижения пошлин Россия увеличит экспорт сырой нефти, которая впоследствии будет переработана на европейских НПЗ", - отмечает Григорий Бирг. В то же самое время, по его мнению, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что правительство России оставило за собой право выборочно снижать экспортную пошлину, исходя из действий нефтяных компаний.
Кто больше добывает, тот и выигрывает
Эксперты уже создали своеобразный рейтинг российских нефтяных компаний, в зависимости от того, какой эффект они получат от нововведения. В однозначном выигрыше, по словам специалистов, окажутся те, кто имеет наибольшую добычу и при этом отправляет на первичную переработку незначительную долю добываемых объемов. "Это, прежде всего, "Роснефть", "Лукойл" и ТНК-ВР", - заявил Deutsche Welle аналитик Дмитрий Лютягин.
По его словам, приложить усилия для получения положительного эффекта придется "Сургутнефтегазу", у которого переработка составляет более трети добычи, при этом в основном производятся темные нефтепродукты. Компания имеет значительные свободные средства для модернизации, что позволит ей нарастить выпуск светлых нефтепродуктов, которые экспортируются с меньшей пошлиной. Хуже дела обстоят у "Газпром нефти", которая почти не увеличивает добычу и при этом перерабатывает около 60 процентов добываемого сырья. Компании тоже придется потрудиться над увеличением выпуска светлых нефтепродуктов и модернизировать Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ). Наконец, минусовой эффект получит "Башнефть", у которой добыча до сих пор существенно отстает от переработки.
Автор: Евлалия Самедова, Москва
Редактор: Наталья Позднякова
Deutsche Welle
23 сентября 2011
Зачем государство меняет систему
Цель нововведения - увеличение инвестиций в глубокую переработку и производство более качественных нефтепродуктов. Прежняя система обнаружила свою несостоятельность в конце прошлого десятилетия, когда цены на нефть резко выросли и чересчур высокие налоги сделали невыгодной разработку "тяжелых" месторождений в Западной Сибири. Тогда же стало понятно, что у российских нефтяников нет никакого стимула, чтобы производить качественные, светлые нефтепродукты, к которым относятся, в частности, бензин и керосин.
Выгоднее было ограничиться первичной переработкой до стадии темных - мазута, битума, масел и кокса - и экспортировать их в Европу для дальнейшей переработки.
"Повышение экспортной пошлины на темные нефтепродукты должно подвигнуть нефтяников повышать уровень переработки, потому что им станет невыгодно их экспортировать, а внутри страны они не очень нужны", - заявил Deutsche Welle президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
По его мнению, к росту цен на топливо внутри России нововведение не приведет. Не совсем уверен в этом содиректор аналитического отдела "Инвесткафе" Григорий Бирг. По его словам, "ручное" регулирование цен на бензин, в том числе и с помощью пошлин не остановит рост цен на топливо.
"С начала года, цены на бензин в России в среднем увеличились более чем на 15 процентов и до конца года рост составит, как минимум, пять процентов", - сообщил он Deutsche Welle. По его мнению, государство, желая избежать новой дестабилизации на рынке нефтепродуктов, решило оставить экспортную пошлину на бензин в размере 90 процентов от пошлины на нефть. Так как при высоких ценах на нее (около 100 долларов за баррель) и отсутствии заградительной экспортной пошлины поставки за рубеж простых нефтепродуктов останутся привлекательными для компаний.
Мазут подорожает, нефти станет больше
Основным следствием внедрения системы "60-66" станет значительный рост экспортных пошлин на мазут. "При текущих ценах величина пошлины может вырасти более чем в полтора раза. Ранее на экспорт шло более 70 процентов мазута, который потом в Европе с помощью вторичных процессов перерабатывался в светлые нефтепродукты. Поэтому после введения новой системы покупатели российского мазута могут пострадать", - высказывает опасение заместитель начальника аналитического отдела инвестиционной компании "Грандис Капитал" Тимур Хайруллин.
По его прогнозу, объемы экспорта снизятся, а цены вырастут. Что касается светлых нефтепродуктов, то "кардинального изменения цен на них на европейских и постсоветских рынках не произойдет", - сказал эксперт Deutsche Welle. Снижение пошлин для них составит лишь около пяти долларов за баррель, а объемы экспорта дизеля и бензина из России невелики.
Впрочем, положительный эффект от введения нового налогового режима иностранные государства все же получат. Очевидно, что "за счет снижения пошлин Россия увеличит экспорт сырой нефти, которая впоследствии будет переработана на европейских НПЗ", - отмечает Григорий Бирг. В то же самое время, по его мнению, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что правительство России оставило за собой право выборочно снижать экспортную пошлину, исходя из действий нефтяных компаний.
Кто больше добывает, тот и выигрывает
Эксперты уже создали своеобразный рейтинг российских нефтяных компаний, в зависимости от того, какой эффект они получат от нововведения. В однозначном выигрыше, по словам специалистов, окажутся те, кто имеет наибольшую добычу и при этом отправляет на первичную переработку незначительную долю добываемых объемов. "Это, прежде всего, "Роснефть", "Лукойл" и ТНК-ВР", - заявил Deutsche Welle аналитик Дмитрий Лютягин.
По его словам, приложить усилия для получения положительного эффекта придется "Сургутнефтегазу", у которого переработка составляет более трети добычи, при этом в основном производятся темные нефтепродукты. Компания имеет значительные свободные средства для модернизации, что позволит ей нарастить выпуск светлых нефтепродуктов, которые экспортируются с меньшей пошлиной. Хуже дела обстоят у "Газпром нефти", которая почти не увеличивает добычу и при этом перерабатывает около 60 процентов добываемого сырья. Компании тоже придется потрудиться над увеличением выпуска светлых нефтепродуктов и модернизировать Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ). Наконец, минусовой эффект получит "Башнефть", у которой добыча до сих пор существенно отстает от переработки.
Автор: Евлалия Самедова, Москва
Редактор: Наталья Позднякова
Deutsche Welle
23 сентября 2011
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/10-402/229/9373
Текущая дата: 15.11.2024