С нового учебного года из школьных программ Таджикистана исчезнет предмет "Основы ислама", введенный по предложению таджикских властей полтора года назад.
В таджикских школах основы ислама ввели год назад
В министерстве образования страны заявляют, что данное решение не имеет под собой политической подоплеки.
Однако наблюдатели полагают, что отмена школьной дисциплины по изучению азов Ислама совпала со временем начала борьбы таджикских властей с исламским радикализмом
"Отмена этой дисциплины не связана с какими-либо политическими мотивами, - заявил Би-би-си министр образования Таджикистана Абдуджабор Рахмонов. - Предмет мы сняли с учебных планов в связи с тем, что очень много уроков, большая загруженность учеников".
По словам министра, часы, отводившиеся "Основам ислама", перейдут предмету "История Таджикистана", в рамках которого будет изучаться в том числе и история ислама.
Предмет "Основы ислама" стал частью обязательной программы во всех таджикских общеобразовательных школах в 2009 году.
Тогда предложение правительства в министерстве образования страны приняли без особых возражений, несмотря на отсутствие необходимой учебной литературы по новой дисциплине и нехватке педагогов с теологическим образованием.
Основной костяк практически всех общеобразовательных заведений республики составляют старые советские кадры. Молодежь работать в школе отказывается.
Общество оказалось не готово
Появление школьной дисциплины "Основы ислама" с самого начала вызвало неоднозначную реакцию. Правозащитники заявляли о нарушении прав представителей религиозных меньшинств, проживающих в Таджикистане.
Впрочем, недовольство выказывали и мусульмане. Из-за нехватки богословов основам ислама школьников обучали филологи, историки и востоковеды, не имеющие отношения к теологии.
Политолог Парвиз Муллоджанов говорит, что в вопросе отмены предмета сыграла роль комбинация факторов, в том числе и "страх властей перед усилением роли религии в обществе".
"Сама идея борьбы с радикализмом предполагает разные подходы, у которых есть свои сторонники, - говорит эксперт. - Одна часть выступает за изучение ислама и предоставлении больших религиозных прав верующим, но при этом говорит о контроле за религиозной деятельностью. Сторонники более жестких мер настаивают на запрете предоставления верующим религиозных свобод, заявляя, что общество пока не готово к демократии в этих вопросах".
По официальным данным, 99% жителей страны исповедуют ислам. Большинство мусульман Таджикистана, за исключением небольшой общины шиитов-исмаилитов Горного Бадахшана, являются суннитами ханифитского толка.
Исламисты против вмешательства государства
В Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) уверены, что отмена школьного предмета по изучению ислама является частью принятых таджикскими властями мер по борьбе с предполагаемым исламским радикализмом. В свое время именно ПИВТ первой выступила с предложением о введении в школьную программу дополнительного обязательного урока по изучению религии.
Обучение основам ислама и знание его канонов - вопрос для ПИВТ не только религиозный. От него зависит и будущая национальная безопасность страны, уверены в исламской партии.
"В данный момент это неразумное решение. Преподавателей со знанием теологии много, - говорит заместитель председателя партии Мухаммадали Хаитов. - Многие члены исламской партии имеют высшее образование и готовы преподавать религиозный предмет, но власти этого не хотят. Более того, повсеместно дано указание министерства просвещения - всех учителей, являющихся членами исламской партии Таджикистана, найти и уволить с работы".
Обозреватели называют Исламскую партию главным оппонентом властей. На последних парламентских выборах Партия исламского возрождения Таджикистана получила, по официальным данным, около 7% голосов избирателей.
За светскую страну с религиозным образованием
Между тем, в обществе сложилось неоднозначное отношении к активизации религиозных институтов.
Несмотря на то, что подавляющее большинство жителей страны мусульмане, многие из них выступают против создания в стране исламской республики и выступают за сохранение светского строя.
Наблюдатели отмечают множество примеров нетолератного, порой агрессивного поведения со стороны религиозных деятелей, резко критикующих светский образ жизни жителей страны, в особенности женщин, которые отказываются носить хиджаб и жить по канонам шариата.
Авторитетные таджикские богословы, например, призывали мужчин разводиться с женами, брак с которыми был заключен на основе светских законов, или обвиняли в моральном разложении женщин, придерживающихся европейского образа жизни.
Однако меры, которые таджикские власти предпринимают для защиты светского государства, многие считают неоправдано жесткими, а их результат оказывается прямо противополжным и ведет к еще большей радикализации общества.
"Изучение ислама как части культуры Таджикистана сейчас актуально, - считает исламовед Фаррух Умаров. - Главный вопрос – кто будет писать книги по религии, и кем этот предмет будет преподаваться. Ведь неграмотное обучение религии может привести к расколу между самими мусульманами, например, между учениками-суннитами и шиитами. Это очень серьезная проблема".
Тем временем, таджикские власти продолжают переговоры со странами мусульманского востока о возвращении на родину таджикских студентов и школьников, обучающихся в теологических учебных заведениях. В прошлом году в Таджикистан вернулись более тысячи учащихся.
Активизация подпольных радикальных религиозных организаций в стране и серия нападений, организованных сторонниками запрещенных исламских движений, вызывает серьезную обеспокоенность властей.
Впрочем, попытки силового решения проблемы пока не приносят ощутимых результатов.
Анора Саркорова
Русская служба BBC, Душанбе
21 февраля 2011
В министерстве образования страны заявляют, что данное решение не имеет под собой политической подоплеки.
Однако наблюдатели полагают, что отмена школьной дисциплины по изучению азов Ислама совпала со временем начала борьбы таджикских властей с исламским радикализмом
"Отмена этой дисциплины не связана с какими-либо политическими мотивами, - заявил Би-би-си министр образования Таджикистана Абдуджабор Рахмонов. - Предмет мы сняли с учебных планов в связи с тем, что очень много уроков, большая загруженность учеников".
По словам министра, часы, отводившиеся "Основам ислама", перейдут предмету "История Таджикистана", в рамках которого будет изучаться в том числе и история ислама.
Предмет "Основы ислама" стал частью обязательной программы во всех таджикских общеобразовательных школах в 2009 году.
Тогда предложение правительства в министерстве образования страны приняли без особых возражений, несмотря на отсутствие необходимой учебной литературы по новой дисциплине и нехватке педагогов с теологическим образованием.
Основной костяк практически всех общеобразовательных заведений республики составляют старые советские кадры. Молодежь работать в школе отказывается.
Общество оказалось не готово
Появление школьной дисциплины "Основы ислама" с самого начала вызвало неоднозначную реакцию. Правозащитники заявляли о нарушении прав представителей религиозных меньшинств, проживающих в Таджикистане.
Впрочем, недовольство выказывали и мусульмане. Из-за нехватки богословов основам ислама школьников обучали филологи, историки и востоковеды, не имеющие отношения к теологии.
Политолог Парвиз Муллоджанов говорит, что в вопросе отмены предмета сыграла роль комбинация факторов, в том числе и "страх властей перед усилением роли религии в обществе".
"Сама идея борьбы с радикализмом предполагает разные подходы, у которых есть свои сторонники, - говорит эксперт. - Одна часть выступает за изучение ислама и предоставлении больших религиозных прав верующим, но при этом говорит о контроле за религиозной деятельностью. Сторонники более жестких мер настаивают на запрете предоставления верующим религиозных свобод, заявляя, что общество пока не готово к демократии в этих вопросах".
По официальным данным, 99% жителей страны исповедуют ислам. Большинство мусульман Таджикистана, за исключением небольшой общины шиитов-исмаилитов Горного Бадахшана, являются суннитами ханифитского толка.
Исламисты против вмешательства государства
В Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) уверены, что отмена школьного предмета по изучению ислама является частью принятых таджикскими властями мер по борьбе с предполагаемым исламским радикализмом. В свое время именно ПИВТ первой выступила с предложением о введении в школьную программу дополнительного обязательного урока по изучению религии.
Обучение основам ислама и знание его канонов - вопрос для ПИВТ не только религиозный. От него зависит и будущая национальная безопасность страны, уверены в исламской партии.
"В данный момент это неразумное решение. Преподавателей со знанием теологии много, - говорит заместитель председателя партии Мухаммадали Хаитов. - Многие члены исламской партии имеют высшее образование и готовы преподавать религиозный предмет, но власти этого не хотят. Более того, повсеместно дано указание министерства просвещения - всех учителей, являющихся членами исламской партии Таджикистана, найти и уволить с работы".
Обозреватели называют Исламскую партию главным оппонентом властей. На последних парламентских выборах Партия исламского возрождения Таджикистана получила, по официальным данным, около 7% голосов избирателей.
За светскую страну с религиозным образованием
Между тем, в обществе сложилось неоднозначное отношении к активизации религиозных институтов.
Несмотря на то, что подавляющее большинство жителей страны мусульмане, многие из них выступают против создания в стране исламской республики и выступают за сохранение светского строя.
Наблюдатели отмечают множество примеров нетолератного, порой агрессивного поведения со стороны религиозных деятелей, резко критикующих светский образ жизни жителей страны, в особенности женщин, которые отказываются носить хиджаб и жить по канонам шариата.
Авторитетные таджикские богословы, например, призывали мужчин разводиться с женами, брак с которыми был заключен на основе светских законов, или обвиняли в моральном разложении женщин, придерживающихся европейского образа жизни.
Однако меры, которые таджикские власти предпринимают для защиты светского государства, многие считают неоправдано жесткими, а их результат оказывается прямо противополжным и ведет к еще большей радикализации общества.
"Изучение ислама как части культуры Таджикистана сейчас актуально, - считает исламовед Фаррух Умаров. - Главный вопрос – кто будет писать книги по религии, и кем этот предмет будет преподаваться. Ведь неграмотное обучение религии может привести к расколу между самими мусульманами, например, между учениками-суннитами и шиитами. Это очень серьезная проблема".
Тем временем, таджикские власти продолжают переговоры со странами мусульманского востока о возвращении на родину таджикских студентов и школьников, обучающихся в теологических учебных заведениях. В прошлом году в Таджикистан вернулись более тысячи учащихся.
Активизация подпольных радикальных религиозных организаций в стране и серия нападений, организованных сторонниками запрещенных исламских движений, вызывает серьезную обеспокоенность властей.
Впрочем, попытки силового решения проблемы пока не приносят ощутимых результатов.
Анора Саркорова
Русская служба BBC, Душанбе
21 февраля 2011
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/11-/34/4597
Текущая дата: 26.12.2024