Образовательная программа United World Colleges (UWC), которая с 1994 года дает возможность белорусским выпускникам в течение двух лет обучаться в одном из колледжей Европы, Америки или Азии, объявляет очередной конкурс.
Сегодня по этой программе обучаются 8 белорусов в колледжах Италии, Норвегии, Индии, США, Великобритании, Голландии, Боснии и Герцеговины.
UWC — это объединенная сеть колледжей, пройти предуниверситетское обучение в которых имеют возможность представители порядка 80 стран.
Директор закрытого властями Национального лицея и председатель комиссии UWC в Беларуси Владимир Колос рассказал, что программа действует во многих странах бывшего СССР, однако не во всех: в некоторых странах программа действовала несколько лет, но потом закрывалась.
«Стабильно она работает сегодня в Беларуси, в Прибалтийских странах. Это я связываю с тем, что мы всегда отбираем достойных кандидатов, хотя, по сравнению с Польшей, где конкурс составляет и по 100 человек на место, конкурс в Беларуси, в виду того, что о нем мало известно, — максимум 10 человек на место. В среднем же — 4-5, — говорит Владимир Колос. — В Беларусь идею привез председатель польского комитета UWC Адам Мальдис».
В Беларуси конкурс проводится ежегодно и всегда — в два этапа: первый этап — написание эссе, второй — собеседование. В работе конкурсной комиссии кроме педагогов задействованы также представители посольств тех стран, на обучение в которых претендуют соискатели.
Примечательно, что в разных странах отбор участников программы UWC проводится по-разному. Где-то ученики, например, сдают специальные экзамены, где-то — проходят тестирование. В Беларуси отбор ограничивается написанием эссе на английском или белорусском языках и собеседованием. При этом участники конкурса всегда указывают шесть стран, в которых хотели бы обучаться, но куда именно поедет прошедший отбор конкурсант — решает комиссия.
В прошлом году эссе писали на тему «Демократия — это…». В этом году предлагается порассуждать, что важнее — «Книга или интернет?». Прислать эссе надо до 1 марта. Второй тур — собеседование — состоится 17 апреля.
«Мы смотрим на умение студентов не просто зазубривать, а рассуждать и интерпретировать имеющиеся у них знания, кроме того, должны быть лидерские качества и личное обаяние, — рассказывает Владимир Колос. — На собеседовании определяется общий уровень образования — гуманитарные знания в таких отраслях как литература, история, культура и др. Для комиссии важно понять, насколько ученик знает другие культуры и в то же время свою историю, ведь это показывает, насколько он сможет креативно представить себя и Беларусь».
После окончания колледжа ребята получают сертифицированное качественное образование и могут поступать, куда угодно.
«За теми, кто имеет такое образование, в мире идет охота. Система международного бакалавриата IB, по которой проводится обучение, особенно котируется в Штатах, — говорит Владимир Колос. — Возвращаться в Беларусь с таким образованием не имеет смысла не только потому, что ребятам придется работать в рамках узкой идеологии, но и потому, что система международного бакалавриата в Беларуси не признается».
Чем особенна программа UWC?
Учебный процесс в входящих в программу UWC колледжах разделяется на четыре части: собственно учебная программа, общественная работа, спортивная и эстетико-художественная деятельность.
«В колледжах представлены как общие предметы, так и специфические — дизайн, искусство, музыкальные дисциплины, мировые религии, бизнес и менеджмент, психология, — рассказал выпускник программы UWC Егор Сурский. — Второй компонент обучения — социальная работа: помощь пожилым людям, обучение иностранным языкам детей в детских садиках, работа с беженцами и т.д. Третий компонент — спорт. Поскольку колледжи в большинстве своем имеют выход к морю, то популярны морские виды спорта, например, парусный спорт. Можно заниматься спелеологией, кататься на лыжах, можно выбирать традиционные виды спорта. И последняя часть — эстетико-художественная. Например, в Америке можно выбрать даже кузнечное дело. Можно заниматься керамикой, пением, рисованием, театральной деятельностью и т.д.».
Все учебные дисциплины делятся на блоки: например, блок иностранных языков, гуманитарных дисциплин, точных наук и т.д. Если сравнивать систему IB с белорусской, то налицо одно главное отличие: в школах Беларуси все предметы проходят на одном уровне, в IB же для каждого блока изучаемых дисциплин можно выбрать необходимый тебе уровень — низкий, средний или высший. При этом, недаром система образования — международная, каждый может выбрать для изучения родной язык.
Алесь Воробьев сейчас изучает английский, испанский и голландский языки, а также и историю и немного математику. Обучение проходит полностью на английском
Naviny.by связались с участниками программы Алесем Воробьевым, который сейчас обучается в Голландии (UWC of Maastricht), и Ольгой Сверкальцевой, которая учится в Индии (Mahindra UWC of India). Оба они отмечают: учеба по UWC — очень полезный перерыв между школой и университетом, который помогает четко понять, что действительно нужно от жизни.
Алесь также рассказал, что живет в интернате вместе с еще 52 школьниками из 45 стран. Из Беларуси он там один. Кстати, ребята получают каждый месяц по 50 евро. «Это не слишком много, но у нас — бесплатное проживание, библиотека большая, что-то вроде ресторана, где нас бесплатно кормят. Поэтому 50 евро в данном случае очень даже неплохо!» — считает он.
«Преподаватели у нас отовсюду: из Индии, Конго, Америки, Австралии, Англии, Голландии, — рассказывает Алесь. — Их система обучения и поведение с учениками совершенно отличаются от привычного нам. Если в Беларуси ты учишь всё по учебникам, а потом все выученное рассказываешь, то здесь все занятия проходят в форме обычного диалога: 10 минут — лекция, потом — свободное обсуждение, с учителем или между собой. Кстати, у одного моего учителя из Австралии есть мечта съездить в Беларусь. Ему нравится наша культура, люди, которых он встречал».
В среднем у ребят по 6-7 уроков в день. Помимо этого, Алесь углубленно занимается музыкой.
«Мы играем музыку, изучаем ее как теорию и пробуем анализировать. Например, нам дают композицию Моцарта и нужно написать ее анализ. При этом сама композиция — 15 страниц, а на анализ уходит все 25. Или нужно взять двух композиторов или два музыкальных жанра и найти между ними какое-то сходство. Например, показать, какое влияние оказала музыка Моцарт на творчество Боба Марли. Опять же, это отличается от того, что у меня было в музыкальной школе в Беларуси», — рассказал Алесь.
Выбирая для себя социальную работу, Алесь снова выбрал музыку. Только на этот раз обучают не его, а в роли учителя выступает он сам: раз в неделю он с ребятами ездит на другой конец города к детям и учит их музыке.
К тому же, отмечает Алесь, Голландия — страна велосипедов, люди очень любят это средство передвижения, поэтому по приезду в колледж им сразу выдали велосипеды, и каждый день ребята не менее 40 минут на них катаются.
Ольга Сверкальцева сейчас учится и живет на западном побережье Индии в четырех часах езды от Мумбаи. Там расположен большой студенческий кампус, со всех сторон окруженный горами.
«Я до сих пор точно не знаю, что хочу изучать, — признается Оля. — Из предметов изучаю белорусский и английский. Скоро начнем изучать хинди. Индия интересна тем, что в каждом штате — разный язык, по крайней мере — разное наречие, которое кардинально отличается от хинди. Пока мы прошли только небольшой курс местного наречия. Дополнительно изучаю немецкий. Для углубленного изучения я выбрала биологию и психологию».
В рамках социальной работы Оля ездит в соседнюю деревню в детский дом и два часа в неделю проводит с детьми, учит их английскому, иногда дети сами приезжают к студентам. «Вместо спорта я выбрала болливудские танцы. Индийские фильмы полны музыки и танцев в определенном стиле, я изучаю этот стиль».
Отмечая особенности обучения в их колледже, Оля говорит: у них нет системы обязательного домашнего задания на каждый день, как это есть в Беларуси. По ее словам, домашние задания дают на какой-то определенный промежуток времени. При этом между студентом и учителем устанавливаются довольно близкие отношения: совершенно нормально подойти к учителю и высказывать то, что думаешь по поводу его уроков, что нравится, а чего, наоборот, не хватает.
В будущем Алесь Воробьев планирует, скорее всего, изучать лингвистику. После окончания голландского колледжа думает продолжить образование в США. «Система обучения там отличается от европейской, она мне больше нравится, — говорит он. — Там можно подавать документы в 10 разных колледжей и смотреть, куда тебя приняли». Вернется ли в Беларусь, Алесь еще не знает.
Оля Сверкальцева тоже планирует ехать в Америку, но надеется, что после получения всевозможных «образований» сможет успешно применять их в Беларуси.
Владимир Колос отмечает, что программу UWC, как, в принципе, и любую международную образовательную программу, можно обвинить в способствовании утечке мозгов.
«Но мы себя успокаиваем тем, что «мозги», если они есть и если они захотят, все равно «утекут» — не этим, так другим способом. К тому же, если потом где-нибудь в американском конгрессе появится белорусское лобби, это будет довольно неплохо», — говорит он.
Екатерина Синюк
Белорусские новости
24 января 2011
UWC — это объединенная сеть колледжей, пройти предуниверситетское обучение в которых имеют возможность представители порядка 80 стран.
Директор закрытого властями Национального лицея и председатель комиссии UWC в Беларуси Владимир Колос рассказал, что программа действует во многих странах бывшего СССР, однако не во всех: в некоторых странах программа действовала несколько лет, но потом закрывалась.
«Стабильно она работает сегодня в Беларуси, в Прибалтийских странах. Это я связываю с тем, что мы всегда отбираем достойных кандидатов, хотя, по сравнению с Польшей, где конкурс составляет и по 100 человек на место, конкурс в Беларуси, в виду того, что о нем мало известно, — максимум 10 человек на место. В среднем же — 4-5, — говорит Владимир Колос. — В Беларусь идею привез председатель польского комитета UWC Адам Мальдис».
В Беларуси конкурс проводится ежегодно и всегда — в два этапа: первый этап — написание эссе, второй — собеседование. В работе конкурсной комиссии кроме педагогов задействованы также представители посольств тех стран, на обучение в которых претендуют соискатели.
Примечательно, что в разных странах отбор участников программы UWC проводится по-разному. Где-то ученики, например, сдают специальные экзамены, где-то — проходят тестирование. В Беларуси отбор ограничивается написанием эссе на английском или белорусском языках и собеседованием. При этом участники конкурса всегда указывают шесть стран, в которых хотели бы обучаться, но куда именно поедет прошедший отбор конкурсант — решает комиссия.
В прошлом году эссе писали на тему «Демократия — это…». В этом году предлагается порассуждать, что важнее — «Книга или интернет?». Прислать эссе надо до 1 марта. Второй тур — собеседование — состоится 17 апреля.
«Мы смотрим на умение студентов не просто зазубривать, а рассуждать и интерпретировать имеющиеся у них знания, кроме того, должны быть лидерские качества и личное обаяние, — рассказывает Владимир Колос. — На собеседовании определяется общий уровень образования — гуманитарные знания в таких отраслях как литература, история, культура и др. Для комиссии важно понять, насколько ученик знает другие культуры и в то же время свою историю, ведь это показывает, насколько он сможет креативно представить себя и Беларусь».
После окончания колледжа ребята получают сертифицированное качественное образование и могут поступать, куда угодно.
«За теми, кто имеет такое образование, в мире идет охота. Система международного бакалавриата IB, по которой проводится обучение, особенно котируется в Штатах, — говорит Владимир Колос. — Возвращаться в Беларусь с таким образованием не имеет смысла не только потому, что ребятам придется работать в рамках узкой идеологии, но и потому, что система международного бакалавриата в Беларуси не признается».
Чем особенна программа UWC?
Учебный процесс в входящих в программу UWC колледжах разделяется на четыре части: собственно учебная программа, общественная работа, спортивная и эстетико-художественная деятельность.
«В колледжах представлены как общие предметы, так и специфические — дизайн, искусство, музыкальные дисциплины, мировые религии, бизнес и менеджмент, психология, — рассказал выпускник программы UWC Егор Сурский. — Второй компонент обучения — социальная работа: помощь пожилым людям, обучение иностранным языкам детей в детских садиках, работа с беженцами и т.д. Третий компонент — спорт. Поскольку колледжи в большинстве своем имеют выход к морю, то популярны морские виды спорта, например, парусный спорт. Можно заниматься спелеологией, кататься на лыжах, можно выбирать традиционные виды спорта. И последняя часть — эстетико-художественная. Например, в Америке можно выбрать даже кузнечное дело. Можно заниматься керамикой, пением, рисованием, театральной деятельностью и т.д.».
Все учебные дисциплины делятся на блоки: например, блок иностранных языков, гуманитарных дисциплин, точных наук и т.д. Если сравнивать систему IB с белорусской, то налицо одно главное отличие: в школах Беларуси все предметы проходят на одном уровне, в IB же для каждого блока изучаемых дисциплин можно выбрать необходимый тебе уровень — низкий, средний или высший. При этом, недаром система образования — международная, каждый может выбрать для изучения родной язык.
Алесь Воробьев сейчас изучает английский, испанский и голландский языки, а также и историю и немного математику. Обучение проходит полностью на английском
Naviny.by связались с участниками программы Алесем Воробьевым, который сейчас обучается в Голландии (UWC of Maastricht), и Ольгой Сверкальцевой, которая учится в Индии (Mahindra UWC of India). Оба они отмечают: учеба по UWC — очень полезный перерыв между школой и университетом, который помогает четко понять, что действительно нужно от жизни.
Алесь также рассказал, что живет в интернате вместе с еще 52 школьниками из 45 стран. Из Беларуси он там один. Кстати, ребята получают каждый месяц по 50 евро. «Это не слишком много, но у нас — бесплатное проживание, библиотека большая, что-то вроде ресторана, где нас бесплатно кормят. Поэтому 50 евро в данном случае очень даже неплохо!» — считает он.
«Преподаватели у нас отовсюду: из Индии, Конго, Америки, Австралии, Англии, Голландии, — рассказывает Алесь. — Их система обучения и поведение с учениками совершенно отличаются от привычного нам. Если в Беларуси ты учишь всё по учебникам, а потом все выученное рассказываешь, то здесь все занятия проходят в форме обычного диалога: 10 минут — лекция, потом — свободное обсуждение, с учителем или между собой. Кстати, у одного моего учителя из Австралии есть мечта съездить в Беларусь. Ему нравится наша культура, люди, которых он встречал».
В среднем у ребят по 6-7 уроков в день. Помимо этого, Алесь углубленно занимается музыкой.
«Мы играем музыку, изучаем ее как теорию и пробуем анализировать. Например, нам дают композицию Моцарта и нужно написать ее анализ. При этом сама композиция — 15 страниц, а на анализ уходит все 25. Или нужно взять двух композиторов или два музыкальных жанра и найти между ними какое-то сходство. Например, показать, какое влияние оказала музыка Моцарт на творчество Боба Марли. Опять же, это отличается от того, что у меня было в музыкальной школе в Беларуси», — рассказал Алесь.
Выбирая для себя социальную работу, Алесь снова выбрал музыку. Только на этот раз обучают не его, а в роли учителя выступает он сам: раз в неделю он с ребятами ездит на другой конец города к детям и учит их музыке.
К тому же, отмечает Алесь, Голландия — страна велосипедов, люди очень любят это средство передвижения, поэтому по приезду в колледж им сразу выдали велосипеды, и каждый день ребята не менее 40 минут на них катаются.
Ольга Сверкальцева сейчас учится и живет на западном побережье Индии в четырех часах езды от Мумбаи. Там расположен большой студенческий кампус, со всех сторон окруженный горами.
«Я до сих пор точно не знаю, что хочу изучать, — признается Оля. — Из предметов изучаю белорусский и английский. Скоро начнем изучать хинди. Индия интересна тем, что в каждом штате — разный язык, по крайней мере — разное наречие, которое кардинально отличается от хинди. Пока мы прошли только небольшой курс местного наречия. Дополнительно изучаю немецкий. Для углубленного изучения я выбрала биологию и психологию».
В рамках социальной работы Оля ездит в соседнюю деревню в детский дом и два часа в неделю проводит с детьми, учит их английскому, иногда дети сами приезжают к студентам. «Вместо спорта я выбрала болливудские танцы. Индийские фильмы полны музыки и танцев в определенном стиле, я изучаю этот стиль».
Отмечая особенности обучения в их колледже, Оля говорит: у них нет системы обязательного домашнего задания на каждый день, как это есть в Беларуси. По ее словам, домашние задания дают на какой-то определенный промежуток времени. При этом между студентом и учителем устанавливаются довольно близкие отношения: совершенно нормально подойти к учителю и высказывать то, что думаешь по поводу его уроков, что нравится, а чего, наоборот, не хватает.
В будущем Алесь Воробьев планирует, скорее всего, изучать лингвистику. После окончания голландского колледжа думает продолжить образование в США. «Система обучения там отличается от европейской, она мне больше нравится, — говорит он. — Там можно подавать документы в 10 разных колледжей и смотреть, куда тебя приняли». Вернется ли в Беларусь, Алесь еще не знает.
Оля Сверкальцева тоже планирует ехать в Америку, но надеется, что после получения всевозможных «образований» сможет успешно применять их в Беларуси.
Владимир Колос отмечает, что программу UWC, как, в принципе, и любую международную образовательную программу, можно обвинить в способствовании утечке мозгов.
«Но мы себя успокаиваем тем, что «мозги», если они есть и если они захотят, все равно «утекут» — не этим, так другим способом. К тому же, если потом где-нибудь в американском конгрессе появится белорусское лобби, это будет довольно неплохо», — говорит он.
Екатерина Синюк
Белорусские новости
24 января 2011
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/11/34/3942
Текущая дата: 15.11.2024