Ученые МЧС замахнулись на диковинку. Если все пойдет, как задумано, уже к концу этого года парк тяжелой аварийно-спасательной техники впервые пополнит легкий и маневренный квадрицикл.
Шайбы, клюшки, полный привод
Не исключено, что после испытаний и доработки к 2014-му сразу несколько таких укомплектованных малюток заступят на боевое дежурство и будут обеспечивать безопасность чемпионата мира по хоккею в Минске. Базовую модель первого спасательного четырехколесника разработчики рассекретили специально для «Рэспублікі».
…На рабочем столе у начальника отдела аварийно-спасательной техники и оборудования НИИ пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС Валентина Казябо — десятки эскизов и фотографий квадрамашин из разных уголков мира. Англия, Россия, Италия, Япония — вариантов дизайна, шасси и комплектации множество, но выбрать нужно только один. Оптимальный для Беларуси.
— Впервые мы обратили внимание на подобную технику в английском Ковентри, где в прошлом году проходила специализированная выставка. Англичане оснастили обычный квадрицикл набором аварийно-спасательного оборудования: получилось очень компактно и функционально. Да и МЧС России недавно представило свою новинку — четырехколесный мотовездеход, предназначенный для использования в труднодоступных местах, где обычная техника бесполезна, — рассказывает Валентин Анатольевич. — Подумали тогда: почему бы не сделать такую же машину у нас? Только более универсальную, представляющую собой симбиоз двух концепций — внедорожной и городской.
На чем же остановились белорусы? Выбор пал на отечественного производителя — ОАО «Мотовело». Полноприводное шасси с грузовой платформой именно этого завода взято за основу для будущего аварийно-спасательного «квадри». Пилотный образец будет изготовлен уже к концу 2012-го, полевые испытания пройдут в 2013-м на полигоне МЧС в Светлой Роще, а также на одном из армейских полигонов страны.
— Квадрицикл — это машина широкого профиля, способная решать различные задачи как в городе, так и на пересеченной местности. Среди них — разведка и предупреждение лесоторфяных пожаров, ликвидация ДТП, оперативное прибытие к месту авиакатастроф, патрулирование в местах массовых мероприятий. И все это в условиях бездорожья, трудной проходимости, с минимальным расходом топлива и максимальной маневренностью, — показывает эскизы Валентин Казябо. — В полном снаряжении машина весит около 800 кг: она с легкостью прошмыгнет в любую подворотню, узкую улочку, переедет через тротуар или овраг. Представьте, сколько проблем это вызовет у 20-тонной автоцистерны с габаритами 2,5 на 9 метров… На борт полноприводный четырехколесник сможет взять до 250 кг самого необходимого оборудования. Сейчас мы работаем над тем, чтобы максимально рационально использовать данный лимит. В зависимости от того, сколько пассажиров будет в двухместной кабине, комплектация может разниться. На данный момент это мотопомпа высокого давления с пеносмесителем, ручной гидравлический инструмент, переносная осветительная светодиодная мачта, бензорез с бензопилой, комплект медоборудования, сигнальное громкоговорящее устройство и электрическая лебедка с дистанционным управлением. Планируется также предусмотреть съемные кофры для дополнительного оборудования — их можно будет установить на место пассажирского сиденья.
Непосредственную сборку этих мини-машин выполнят специалисты ОАО «Мотовело». Они же разработают пластиковые кофры-ящики для крепления на кузов необходимого аварийно-спасательного снаряжения. Последнее, к слову, будет отечественного и импортного производства.
— Компоновка квадрицикла и особенности его конструкции позволят без проблем зарегистрировать его в ГАИ и использовать в крупных городах, — считает Валентин Анатольевич. — Более того, габариты этой миниатюрной машины планируется заложить в проект тяжелого аварийно-спасательного автомобиля на базе шасси МАЗ. Четырехколесник может разместиться у него внутри, в специальном отсеке. Многотонный гигант, разработка которого идет полным ходом, позволит Беларуси участвовать в международных поисково-спасательных операциях по линии ИНСАРАГ.
Василий Матвеев
Рэспубліка, 6 марта 2012
Не исключено, что после испытаний и доработки к 2014-му сразу несколько таких укомплектованных малюток заступят на боевое дежурство и будут обеспечивать безопасность чемпионата мира по хоккею в Минске. Базовую модель первого спасательного четырехколесника разработчики рассекретили специально для «Рэспублікі».
…На рабочем столе у начальника отдела аварийно-спасательной техники и оборудования НИИ пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС Валентина Казябо — десятки эскизов и фотографий квадрамашин из разных уголков мира. Англия, Россия, Италия, Япония — вариантов дизайна, шасси и комплектации множество, но выбрать нужно только один. Оптимальный для Беларуси.
— Впервые мы обратили внимание на подобную технику в английском Ковентри, где в прошлом году проходила специализированная выставка. Англичане оснастили обычный квадрицикл набором аварийно-спасательного оборудования: получилось очень компактно и функционально. Да и МЧС России недавно представило свою новинку — четырехколесный мотовездеход, предназначенный для использования в труднодоступных местах, где обычная техника бесполезна, — рассказывает Валентин Анатольевич. — Подумали тогда: почему бы не сделать такую же машину у нас? Только более универсальную, представляющую собой симбиоз двух концепций — внедорожной и городской.
На чем же остановились белорусы? Выбор пал на отечественного производителя — ОАО «Мотовело». Полноприводное шасси с грузовой платформой именно этого завода взято за основу для будущего аварийно-спасательного «квадри». Пилотный образец будет изготовлен уже к концу 2012-го, полевые испытания пройдут в 2013-м на полигоне МЧС в Светлой Роще, а также на одном из армейских полигонов страны.
— Квадрицикл — это машина широкого профиля, способная решать различные задачи как в городе, так и на пересеченной местности. Среди них — разведка и предупреждение лесоторфяных пожаров, ликвидация ДТП, оперативное прибытие к месту авиакатастроф, патрулирование в местах массовых мероприятий. И все это в условиях бездорожья, трудной проходимости, с минимальным расходом топлива и максимальной маневренностью, — показывает эскизы Валентин Казябо. — В полном снаряжении машина весит около 800 кг: она с легкостью прошмыгнет в любую подворотню, узкую улочку, переедет через тротуар или овраг. Представьте, сколько проблем это вызовет у 20-тонной автоцистерны с габаритами 2,5 на 9 метров… На борт полноприводный четырехколесник сможет взять до 250 кг самого необходимого оборудования. Сейчас мы работаем над тем, чтобы максимально рационально использовать данный лимит. В зависимости от того, сколько пассажиров будет в двухместной кабине, комплектация может разниться. На данный момент это мотопомпа высокого давления с пеносмесителем, ручной гидравлический инструмент, переносная осветительная светодиодная мачта, бензорез с бензопилой, комплект медоборудования, сигнальное громкоговорящее устройство и электрическая лебедка с дистанционным управлением. Планируется также предусмотреть съемные кофры для дополнительного оборудования — их можно будет установить на место пассажирского сиденья.
Непосредственную сборку этих мини-машин выполнят специалисты ОАО «Мотовело». Они же разработают пластиковые кофры-ящики для крепления на кузов необходимого аварийно-спасательного снаряжения. Последнее, к слову, будет отечественного и импортного производства.
— Компоновка квадрицикла и особенности его конструкции позволят без проблем зарегистрировать его в ГАИ и использовать в крупных городах, — считает Валентин Анатольевич. — Более того, габариты этой миниатюрной машины планируется заложить в проект тяжелого аварийно-спасательного автомобиля на базе шасси МАЗ. Четырехколесник может разместиться у него внутри, в специальном отсеке. Многотонный гигант, разработка которого идет полным ходом, позволит Беларуси участвовать в международных поисково-спасательных операциях по линии ИНСАРАГ.
Василий Матвеев
Рэспубліка, 6 марта 2012
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/12/321/12652
Текущая дата: 25.12.2024