Основным условием Таможенного союза является применение единой торговой политики в отношении третьих стран, одним из элементов которой являются единые меры нетарифного регулирования.
В этих целях, в ходе Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств, состоявшегося 27 ноября 2009 года в г. Минск, принято Решение № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».
Применение единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран определено Соглашениями:
- о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, подписанного 25 января 2008 года в г. Москва, ратифицированного Законом Республики Казахстан от 18 ноября 2008 года № 82-IV;
- о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами, подписанного 9 июня 2009 года в г. Москва, ратифицированного Законом Республики Казахстан от 24 ноября 2008 года № 207-IV;
- о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран (Москва, 9 июня 2009 года), ратифицировано Законом Республики Казахстан от 24 ноября 2009 года № 206-IV.
В целях реализации норм указанных соглашений Сторонами сформирован и утвержден решениями Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества и Комиссии таможенного союза Единый перечень товаров, в отношении которых странами-членами таможенного союза применяются нетарифные меры регулирования торговли в отношении третьих стран, в который включен также Перечень лекарственных средств и фармацевтических субстанций, ввоз которых на территорию Таможенного союза ограничен с указанием кодов Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ЕТНВЭД), к которым они отнесены.
Также разработаны положения, регламентирующие порядок применения нетарифных мер, в том числе порядок ввоза на таможенную территорию таможенного союза лекарственных средств и фармацевтических субстанций.
Применение мер регулирования, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, включенными в Единый перечень, а также применение тарифной квоты реализуется путем лицензирования экспорта и (или) импорта товаров.
На период до гармонизации законодательных актов и стандартов в сфере обращения лекарственных средств введено лицензирование импорта лекарственных средств и фармацевтических субстанций, а также экспорта/импорта органов и (или) тканей человека, крови и ее компонентов и фармацевтических субстанций.
В этой связи, в рамках Таможенного союза с 1 января 2010 года взамен письма-согласования на ввоз лекарственных средств и фармацевтических субстанций выдается лицензия, представляющая право на импорт лекарственных средств и фармацевтических субстанций, по единой форме для всех стран-участников в соответствии с требованиями Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами.
Изделия медицинского назначения и медицинская техника не включены в Единый перечень товаров, соответственно, при ввозе указанных товаров лицензия на импорт не требуется.
Обращение изделий медицинского назначения и медицинской техники и в части их ввоза на территорию Республики Казахстан регулируется в соответствии с национальным законодательством, т.е. на основании писем-согласований.
В целях сокращения административных процедур для приближения государственной услуги населению и ускорения продвижения лекарственных средств на таможенной территории лицензирование импорта лекарственных средств и фармацевтических субстанций, а также экспорта/импорта органов и (или) тканей человека, крови и ее компонентов осуществляет Комитет контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Республики Казахстан и его территориальные подразделения.
С введением лицензирования лекарственных средств и фармацевтических субстанций, лицензия выдается на один вид товара в соответствии с ЕТНВЭД с указанием 10-значного кода, независимо от количества его наименований, включенных в контракт.
При этом, ставка лицензионного сбора за экспорт и импорт товаров, определенная Налоговым Кодексом Республики Казахстан, составляет 10 МРП.
В целях снижения административной нагрузки на субъектов внешенеэкономической деятельности в сфере обращения лекарственых средств, недопущения повышения стоимости фармацевтической продукции, а также обеспечения экономической доступности лекарственных средств населению республики, в настоящее время проводится работа по внесению изменений в налоговое законодательство Республики Казахстан в целях определения минимальной (номинальной) ставки лицензионного сбора за экспорт и (или) импорт лекарственных средств и фармацевтических субстанций, органов и (или) тканей человека, крови и ее компонентов в пределах 1 МРП.
В рамках Таможенного союза будет обеспечено свободное обращение лекарственных средств за счет взаимного признания разрешительных документов, создания единой системы инспектирования контроля качества и безопасности лекарственных средств и стимулирования отечественных производителей лекарственных средств.
При этом, имеют место различия в национальных законодательствах государств-участниц Таможенного союза в сфере здравоохранения.
В этой связи, в течение 2010-2011 годов предусмотрено внесение изменений и дополнений в национальное законодательство в сфере обращения лекарственных средств с целью обеспечения взаимного признания регистрационных удостоверений на лекарственные средства производителей, соответствующих стандартам GMP, государств-членов таможенного союза (Решение Комиссии Таможенного союза, принятое в г. Санкт-Петербург 11 декабря 2009 года «О взаимном признании регистрационных удостоверений на лекарственные средства производителей государств-членов таможенного союза»).
Совокупный фармацевтический рынок стран Таможенного союза превышает 17 млрд. долларов США со значительным превалированием импорта.
Выгоды Таможенного союза очевидны и приведут к резкому увеличению взаимного торгового оборота стран участниц, прежде всего, за счет стимулирования собственного производства.
На начальных этапах цены будут сохраняться на прежнем уровне, а в перспективе они снизятся за счет стимулирования собственного производства и сокращения барьеров для бизнеса.
Кроме того, у Казахстана имеется льготный 5-летний переходный период, когда будут сохранены нулевые таможенные пошлины на лекарственные средства.
Источник: Zakon.kz