Белорусский портал в Казахстане

Белорусские депутаты ратифицировали три протокола о порядке взимания косвенных налогов в Таможенном союзе



Белорусские депутаты ратифицировали три протокола о порядке взимания косвенных налогов в Таможенном союзе. Такое решение принято сегодня на заседании четвертой сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси, передает корреспондент БЕЛТА.

Депутаты ратифицировали протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года, протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе и протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе. Все эти международные документы определяют порядок взыскания косвенных налогов в отсутствие таможенного контроля и таможенного оформления.

Протоколы были подписаны 11 декабря 2009 года в Санкт-Петербурге правительствами государств - членов Таможенного союза в рамках работы по формированию договорно-правовой базы в развитие Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года.

Положения протоколов не вносят значительных изменений в порядок налогообложения товаров, работ, услуг, имущественных прав во взаимной торговле с Российской Федерацией, так как в их основу легли положения Соглашения между правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004 года и Протокола между правительством Беларуси и правительством России о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23 марта 2007 года.

В связи с отменой таможенного оформления между Беларусью, Казахстаном и Россией взимание косвенных налогов по принципу страны назначения в отношениях между государствами будет осуществляться исходя из правил, заложенных в соглашении с РФ.

В то же время имеется ряд особенностей. В частности, протоколом по товарам в дополнение к действующему порядку предоставления нулевой ставки НДС при экспорте товаров право на нулевую ставку предусматривается по договорам товарного кредита (товарного займа), а также при экспорте товаров, освобождаемых при ввозе, согласно законодательству государства-импортера (ранее при предоставлении льготы по ввозу согласно законодательству страны - импортера государство, где зарегистрирован экспортер, нулевую ставку по НДС не предоставляло), пояснил на заседании заместитель министра финансов Иван Шунько.

Также для экспортеров предусмотрена возможность осуществлять расчеты в неденежной форме, если законодательством государства, где зарегистрирован экспортер, разрешено прекращение обязательств по договорам в неденежной форме. Разрешается не представлять в налоговый орган с соответствующей налоговой декларацией по акцизам документы, подтверждающие факт экспорта, если документы были ранее представлены с налоговой декларацией по НДС.

Прописан порядок предоставления нулевой ставки НДС по реализации товаров по договорам лизинга, предусматривающим переход права собственности на объект лизинга к лизингополучателю.

До 180 дней увеличен срок предоставления документов, подтверждающих факт экспорта товаров, что позволит экспортерам до получения подтверждения в течение указанного срока не отражать оборот по реализации.

При импорте товаров налог будет взиматься со стоимости товаров (цены, указанной в договоре). Ранее налоговая база определялась как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров, подлежащих уплате акцизов.

По товарам, импортированным по договорам лизинга, предусматривающим переход права собственности на объект лизинга к лизингополучателю, уплата НДС будет производиться ежемесячно в размере соответствующей части стоимости предмета лизинга (ранее вопрос уплаты НДС по указанным операциям не был урегулирован).

Одновременно в части администрирования протоколом регламентирован порядок уплаты косвенных налогов и предоставления нулевой ставки в случаях, когда в поставке участвуют три и более лиц, в том числе лиц из государств, не являющихся членами Таможенного союза; предусмотрено предоставление налогоплательщиком заявления на бумажном носителе в четырех экземплярах (ранее предоставлялись три экземпляра заявления); введено понятие "информационное сообщение", которое будет предоставляться в случае, когда товар реализуется с участием трех и более лиц (ранее не предоставлялось, так как участниками внешнеторговых операций были налогоплательщики двух государств); разрешено в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам зачитывать излишне уплаченные (взысканные) суммы налогов и сборов, подлежащие возврату (зачету), в том числе в связи с предоставлением нулевой ставки НДС; прописан порядок уплаты (возврата) косвенных налогов в случаях возврата по подтвержденной участниками договора причине ненадлежащего качества и (или) комплектации товаров, ввезенных на территорию государства - члена Таможенного союза; закреплена норма, предусматривающая взимание акцизов по товарам, подлежащим маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками), таможенными органами, если это предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза.

Протокол по услугам содержит те же критерии при определении места реализации для возникновения обязательств по уплате НДС, что и Налоговый кодекс Беларуси и протокол по услугам с Россией.

Услуги, имеющие непосредственное отношение к движимому и недвижимому имуществу, облагаются по месту нахождения такого имущества. Остальные услуги в большинстве случаев подлежат налогообложению по месту регистрации продавца (исполнителя). Исключение из этого правила, то есть налогообложение по месту регистрации покупателя (заказчика), определено в отношении следующих услуг: инжиниринговых, по обработке информации, аудиторских, бухгалтерских, дизайнерских, консультационных, маркетинговых, рекламных, юридических, а также научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ.

Протокол содержит указания по порядку налогообложения оборотов по передаче движимого имущества в лизинг (аренду): местом реализации услуг по передаче движимого имущества (за исключением транспортных средств) признается государство нахождения арендатора (лизингополучателя), а в отношении лизинга (аренды) транспортных средств - государство нахождения арендодателя либо лизингодателя.

Однако имеются отличия с нормами протокола по услугам с Российской Федерацией. В частности, это относится к оказанию услуг (выполнению работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных. Согласно протоколу с РФ, местом их реализации признается место нахождения подрядчика (исполнителя), а согласно протоколу и Налоговому кодексу Беларуси - место (деятельности) покупателя работы, услуги.

Из протокола исключены положения, согласно которым ремонт транспортных средств подлежит обложению по ставке НДС 0%.

Источник: Belta.by


Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/13-/84/868
Текущая дата: 27.12.2024