Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) составила условный антирейтинг стран, применяющих ограничительные меры против товаров Таможенного союза (ТС). На первом месте оказались Евросоюз и США, на втором — Украина, замыкает тройку Узбекистан.
Сколько недополучает ТС в результате такого притеснения, сейчас подсчитывается. Однако только от украинских ограничений ущерб для союза составляет порядка 200 млн. долл. в год.
Всего по отношению к странам ТС применяется 105 ограничительных мер, большая часть из которых (44) являются антидемпинговыми (также 13 приходится на акцизы, 12 — на санкции экономического характера, по 5 — административные барьеры и дополнительные сборы, 4 — на квотные ограничения и др.). На долю стран дальнего зарубежья приходится около 62% ограничений. Лидерами являются страны ЕС и США.
К примеру, ЕС применяет антидемпинговые меры (всего 6) в отношении трубной, химической продукции, запрещает ввоз шкур рыси и волка, а также ограничивает поставку зерновых, текстиля и товаров ядерного цикла. Немало проблем для стран ТС создает и необходимость регистрации в Европейском химическом агентстве продукции (система REACH).
США применяют экономические санкции (8 мер) к белорусским товарам, антидемпинговые меры в отношении химической и металлургической отраслей России и Беларуси, а также значительно ограничивают импорт оружия из России. Не менее негативный эффект на товары ТС оказывают и ограничения, применяемые Индией (8 мер в отношении химической продукции) и Китаем (6 мер, также в основном химическая продукция).
На страны СНГ приходится 38% ограничительных мер. Ближайшая российская соседка Украина применяет 16 мер, 10 из них — антидемпинговые (в отношении древесноволокнистых плит, стекла, метанола и др.). Не меньше препятствий чинит и Узбекистан, применяющий чуть меньше ограничений, чем Украина (всего 15 мер).
Однако Узбекистан применяет дискриминационные акцизы в отношении более чем 400 товарных позиций (мука, кондитерские, мясные и колбасные изделия, растительные масла, сахар, пиво). Так, к примеру, для молочной продукции стран ТС установлен акциз в размере 70%, колбасных изделий — 30%.
Помимо прочего, Узбекистан применяет довольно большое количество административных мер воздействия. Так, на территории страны конвертация валюты в СКВ (свободно конвертируемая валюта) задерживается в среднем на срок от 3 до 12 месяцев, при этом получение потребительских кредитов возможно только для приобретения товаров местного производства. По экспертным оценкам, из-за валютной проволочки экспортеры сильно проигрывают финансово (в среднем на 10—12% меньше возможного дохода).
Жалуются и сами участники рынка. «Узбекистан в целом имеет особые подходы, там довольно жесткая система защиты внутреннего рынка. И мы получаем жалобы от членов нашего союза», — говорит председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. По его словам, различные ограничительные меры также активно вводят Азербайджан, Грузия и Армения, из западных стран ЕС. «Даже спорный вопрос, кто больше препятствий чинит - ЕС или Узбекистан», — добавляет г-н Даниленко.
Подсчет недополученного дохода ТС вследствие применения различных ограничительных мер сейчас проводится, говорит министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев. По его словам, только от украинских ограничительных мер в торговле ущерб для ТС составляет порядка 200 млн долл. в год. Всего на данный момент проводится 7 расследований (5 антидемпинговых, 1 специальное защитное, 1 в отношении установления дискриминационных действий).
Впрочем, количество ограничений должно уменьшиться из-за вступления России в ВТО. Например, антидемпинговую меру США (пошлины в размере 253,98%) в отношении той же аммиачной селитры можно будет оспорить, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Также США обещали отменить после президентских выборов и поправку Джексона—Вэника.
Ряд споров действительно можно урегулировать на площадке Женевы, соглашается вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло. Однако механизм урегулирования торговых споров в рамках ВТО долгий и занимает годы, добавляет эксперт.
total.kz, 4 декабря 2012
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/13-0/27/18151
Текущая дата: 24.11.2024