Белорусские производители алкогольной продукции намерены усилить свои позиции на внешних рынках. Несмотря на рост экспорта крепких спиртных напитков в 2010 году примерно на 60%, их продажа принесла в бюджет страны, по данным Белстат, всего 14 млн. 396 тыс. долларов. То есть в 100 раз меньше, чем, например, продажа молока и молочной продукции.
В 2010 году в Беларуси было произведено 14,623 млн. декалитров водки и ликероводочной продукции, что на 4,2% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года. Между тем продажи водки, по данным Белстат, сократились на 0,8% по сравнению с 2009 годом — до 11,15 млн. дал. Экспортные поставки в натуральном выражении, наоборот, выросли, но их объем более чем в 10 раз ниже объема продаж внутри страны.
Производители спиртных напитков давно штурмуют внешние рынки. В последние 6-7 лет наблюдается тенденция роста поставок алкогольной продукции на экспорт. По данным «Белгоспищепрома», если 2004 году на экспорт было поставлено 77 тыс. дал алкогольной продукции, то в 2010-м — в 10 раз больше.
Активизация производителей подтверждается и другими показателями. К примеру, в 2005-2006 годах алкогольную продукцию за рубеж продавали только предприятия, входящие в концерн «Белгоспищепром». В прошлом году удельный вес концерна в общем объеме поставок на экспорт составил уже 72%. Почти 21% экспорта заняли предприятия неведомственной подчиненности.
Но эффект от принятых мер по продвижению белорусского алкоголя на внешних рынках пока невелик. Эксперты склонны винить в этом нерезультативную маркетинговую политику предприятий, в результате чего за рубежом по сути не знакомы с понятием «белорусский алкоголь».
Начальник управления внешнеэкономических связей, торговли и маркетинга концерна «Белгоспищепром» Виктор Краснюк считает, что необходимо учитывать и специфику отдельных рынков.
«На первый взгляд, самым простым и самым выгодным рынком для продвижения своей продукции видится, конечно же, Россия. Мы в Таможенном союзе, налоги понятны, акцизы вроде бы аналогичные, НДС вообще ниже — грузи и горя не знай. Но по статистике на долю России в 2010 году пришлось только 18% от всего объема экспорта».
Закрытость российского рынка, по словам представителя концерна, объясняется прежде всего колоссальными финансовыми затратами на организацию поставок.
«Чтобы присутствовать на российском рынке, нужно пойти на значительные финансовые расходы. Например, крупная розничная сеть «Седьмой континент» за размещение продукции на полке просит 40 тысяч евро без всяких гарантий. Для выпуска водки в свободное обращение необходимо иметь генеральную лицензию, одним из условий получения которой является наличие уставного фонда в 5 млн. долларов. Не у всех наших предприятий есть соответствующие финансовые возможности».
Выйти на российский рынок можно и без получения генеральной лицензии. Для этого можно воспользоваться услугами импортеров, уже имеющих необходимые документы. Но и эта схема в определенной степени затратная.
«Предприятие поставляет продукцию импортеру, к примеру, по цене 1 рубль за 0,5 литра. Далее импортеру требуется провести все необходимые операции по доставке продукции: штрих-кодирование, страхование марки, сертификация, услуги логистов и многое другое. В результате на выходе продукция стоит уже 6-7 рублей», — отмечает Краснюк.
Независимый консультант по торговому маркетингу Людмила Шарапова считает, что не только финансовые сложности затрудняют продвижение белорусского алкоголя на российском рынке. Еще одна причина — неумение производителей продавать свою продукцию розничным сетям.
«Российские сети работают по определенным правилам. Например, первоначальные переговоры с поставщиком идут не более 20 минут. Фактически ни один белорусский поставщик к этому не готов. В Беларуси поставщик сначала может принести коммерческое предложение, обсудить его, затем приехать через неделю, чтобы договориться конкретнее, вспомнить о забытых образцах продукции, вернуться за ними. В России все четко и такого нет. Кроме того, сети даже могут выставить плату только за проведение переговоров».
По мнению эксперта, для успешной работы с российскими сетями необходимо быть в достаточной степени мобильным, что не присуще многим белорусским поставщикам.
«Мало кто из поставщиков способен соответствовать срокам выполнения заказов, например, с сегодня на завтра, и поставлять требуемые объемы продукции, особенно в период всплеска продаж. Между тем, в отличие от Беларуси, в России распространена практика применения штрафных санкций за невыполнение обязательств по поставкам. Кроме того, в заранее оформленные договоренности с розницей поставщикам сложно внести изменения, что также отражается на эффективности работы».
Есть и обратная сторона медали. По словам Людмилы Шараповой, даже попав на полку российской розницы и выйдя на большой товарооборот, можно в итоге получить отрицательную рентабельность. Это связано с дисконтной политикой розничных сетей.
Несмотря на все нюансы, поставки в Россию крепких спиртных напитков в 2010 году, по данным Белстат, в денежном выражении составили 2,7 млн. долларов. По этому показателю российский рынок оказался в лидерах.
Есть и другие рынки, куда белорусские предприятия активно поставляют свою продукцию. Например, в Литву в 2010 году, по данным Белстат, было поставлено продукции на 1 млн. 940 тыс. долларов, в Латвию — на 1 млн. 906 тыс. долларов.
Одним из перспективных для Беларуси рынков, по мнению Виктора Краснюка, является рынок Турции. «Водка трех наших ликероводочных заводов (Минского, Брестского, Витебского) продается на 85% всей территории Турции. В прошлом году на этом рынке было реализовано 200 тысяч дал, в этом году объем реализации планируется увеличить до 400 тыс. дал», — отметил представитель концерна.
Белорусский алкоголь поставляется сегодня в 27 стран, среди которых Канада, Чили, Китай, Германия, Израиль, Польша, Вьетнам, Сирия, Новая Зеландия. Чтобы повысить эффективность продвижения алкоголя на внешних рынках, белорусская сторона инициировала создание корпоративных субъектов товаропроводящей сети (ТПС) и намерена подключать бизнес, который имеет сильные позиции на местах.
«Важно иметь серьезных партнеров, а без субъектов ТПС продвигаться на экспорт сложно», — констатирует Виктор Краснюк.
К 2015 году экспорт белорусской алкогольной продукции планируется увеличить более чем в 2 раза.
Андрей Кожемякин
Белорусские Новости
24.03.2011
Производители спиртных напитков давно штурмуют внешние рынки. В последние 6-7 лет наблюдается тенденция роста поставок алкогольной продукции на экспорт. По данным «Белгоспищепрома», если 2004 году на экспорт было поставлено 77 тыс. дал алкогольной продукции, то в 2010-м — в 10 раз больше.
Активизация производителей подтверждается и другими показателями. К примеру, в 2005-2006 годах алкогольную продукцию за рубеж продавали только предприятия, входящие в концерн «Белгоспищепром». В прошлом году удельный вес концерна в общем объеме поставок на экспорт составил уже 72%. Почти 21% экспорта заняли предприятия неведомственной подчиненности.
Но эффект от принятых мер по продвижению белорусского алкоголя на внешних рынках пока невелик. Эксперты склонны винить в этом нерезультативную маркетинговую политику предприятий, в результате чего за рубежом по сути не знакомы с понятием «белорусский алкоголь».
Начальник управления внешнеэкономических связей, торговли и маркетинга концерна «Белгоспищепром» Виктор Краснюк считает, что необходимо учитывать и специфику отдельных рынков.
«На первый взгляд, самым простым и самым выгодным рынком для продвижения своей продукции видится, конечно же, Россия. Мы в Таможенном союзе, налоги понятны, акцизы вроде бы аналогичные, НДС вообще ниже — грузи и горя не знай. Но по статистике на долю России в 2010 году пришлось только 18% от всего объема экспорта».
Закрытость российского рынка, по словам представителя концерна, объясняется прежде всего колоссальными финансовыми затратами на организацию поставок.
«Чтобы присутствовать на российском рынке, нужно пойти на значительные финансовые расходы. Например, крупная розничная сеть «Седьмой континент» за размещение продукции на полке просит 40 тысяч евро без всяких гарантий. Для выпуска водки в свободное обращение необходимо иметь генеральную лицензию, одним из условий получения которой является наличие уставного фонда в 5 млн. долларов. Не у всех наших предприятий есть соответствующие финансовые возможности».
Выйти на российский рынок можно и без получения генеральной лицензии. Для этого можно воспользоваться услугами импортеров, уже имеющих необходимые документы. Но и эта схема в определенной степени затратная.
«Предприятие поставляет продукцию импортеру, к примеру, по цене 1 рубль за 0,5 литра. Далее импортеру требуется провести все необходимые операции по доставке продукции: штрих-кодирование, страхование марки, сертификация, услуги логистов и многое другое. В результате на выходе продукция стоит уже 6-7 рублей», — отмечает Краснюк.
Независимый консультант по торговому маркетингу Людмила Шарапова считает, что не только финансовые сложности затрудняют продвижение белорусского алкоголя на российском рынке. Еще одна причина — неумение производителей продавать свою продукцию розничным сетям.
«Российские сети работают по определенным правилам. Например, первоначальные переговоры с поставщиком идут не более 20 минут. Фактически ни один белорусский поставщик к этому не готов. В Беларуси поставщик сначала может принести коммерческое предложение, обсудить его, затем приехать через неделю, чтобы договориться конкретнее, вспомнить о забытых образцах продукции, вернуться за ними. В России все четко и такого нет. Кроме того, сети даже могут выставить плату только за проведение переговоров».
По мнению эксперта, для успешной работы с российскими сетями необходимо быть в достаточной степени мобильным, что не присуще многим белорусским поставщикам.
«Мало кто из поставщиков способен соответствовать срокам выполнения заказов, например, с сегодня на завтра, и поставлять требуемые объемы продукции, особенно в период всплеска продаж. Между тем, в отличие от Беларуси, в России распространена практика применения штрафных санкций за невыполнение обязательств по поставкам. Кроме того, в заранее оформленные договоренности с розницей поставщикам сложно внести изменения, что также отражается на эффективности работы».
Есть и обратная сторона медали. По словам Людмилы Шараповой, даже попав на полку российской розницы и выйдя на большой товарооборот, можно в итоге получить отрицательную рентабельность. Это связано с дисконтной политикой розничных сетей.
Несмотря на все нюансы, поставки в Россию крепких спиртных напитков в 2010 году, по данным Белстат, в денежном выражении составили 2,7 млн. долларов. По этому показателю российский рынок оказался в лидерах.
Есть и другие рынки, куда белорусские предприятия активно поставляют свою продукцию. Например, в Литву в 2010 году, по данным Белстат, было поставлено продукции на 1 млн. 940 тыс. долларов, в Латвию — на 1 млн. 906 тыс. долларов.
Одним из перспективных для Беларуси рынков, по мнению Виктора Краснюка, является рынок Турции. «Водка трех наших ликероводочных заводов (Минского, Брестского, Витебского) продается на 85% всей территории Турции. В прошлом году на этом рынке было реализовано 200 тысяч дал, в этом году объем реализации планируется увеличить до 400 тыс. дал», — отметил представитель концерна.
Белорусский алкоголь поставляется сегодня в 27 стран, среди которых Канада, Чили, Китай, Германия, Израиль, Польша, Вьетнам, Сирия, Новая Зеландия. Чтобы повысить эффективность продвижения алкоголя на внешних рынках, белорусская сторона инициировала создание корпоративных субъектов товаропроводящей сети (ТПС) и намерена подключать бизнес, который имеет сильные позиции на местах.
«Важно иметь серьезных партнеров, а без субъектов ТПС продвигаться на экспорт сложно», — констатирует Виктор Краснюк.
К 2015 году экспорт белорусской алкогольной продукции планируется увеличить более чем в 2 раза.
Андрей Кожемякин
Белорусские Новости
24.03.2011
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/13-0/48/5372
Текущая дата: 24.11.2024