В четверг в Москве открывается международная конференция, посвященная "вкладу соотечественников в модернизацию" России. В стране уже три года действует программа добровольного переселения соотечественников, но перебираться на историческую родину торопятся немногие.
В Россию ежегодно приезжают миллионы мигрантов из стран бывшего Союза, однако лишь малая часть из них пользуется правительственной программой переселения.
Всего по программе за все годы ее существования в Россию перебрались около 20 тысяч человек, в то время как власти рассчитывали на сотни тысяч.
В начале этого года финансирование программы сократилось в четыре раза, и эксперты в области миграционной политики заговорили о провале правительственного начинания.
Метаморфозы соотечественников
Программа по добровольному переселению соотечественников начала работать в 2007 году.
В период ее запуска начальник управления по делам соотечественников Федеральной миграционной службы (ФМС) Евгений Маняткин, отвечая на вопрос, кто же такие соотечественники, определил их как "людей, воспитанных в традициях русской, российской культуры".
Имелись в виду все бывшие граждане Советского Союза, оставшиеся в ближнем зарубежье, а также все выходцы из Российской империи и их потомки. В качестве подтверждения "статуса соотечественника" называлось знание русского языка.
Определившись со статусом, создатели программы выработали следующий механизм переселения:
* чтобы стать участником программы, потенциальный переселенец должен согласиться на вакансию, которую ему предлагают власти конкретного региона,
* переселенцу и членам его семьи предоставляется ряд льгот: оплачивается переезд и перевоз вещей, выдаются подъемные,
* переселенец может воспользоваться временным жильем и прибегнуть к ускоренной процедуре оформления российского гражданства.
Изначально программа переселения распространялась на 12 регионов России, однако затем их число увеличилось до 25.
Начиная с сентября этого года под действие программы подпадают также те, кто Нажать уже проживает в России. Одна из очевидных выгод для таких людей - процедура упрощенного получения российского гражданства.
В то же время летом этого года была принята новая редакция закона о соотечественниках, и теперь, чтобы получить этот статус, недостаточно говорить по-русски и быть выходцем из стран бывшего СССР.
Согласно новым правилам, соотечественниками считаются выходцы непосредственно из России или родственники тех, кто когда-то проживал на территории страны.
"Море проблем"
Лидером среди регионов по числу вернувшихся соотечественников является Калининградская область, но и здесь расчеты властей не оправдались.
За три года число воспользовавшихся программой переселения в этот регион составило 8304 человека. Хотя при запуске программы тогдашний губернатор Калининградской области Георгий Боос заявлял, что в регион приедут десятки тысяч переселенцев.
О том, с какими сложностями сталкиваются "соотечественники", bbcrussian.com рассказали сами переселенцы, приехавшие в самую западную область России.
Николай Барашков, по профессии журналист, перебрался с семьей в Калининград из Узбекистана. По его словам, переехал как по профессиональным причинам, так и и по семейным обстоятельствам. Барашков говорит, что на новом месте его ждало "море проблем": трудности, в первую очередь, касались жилья, работы и оформления документов.
Получить разрешение на временное пребывание и оформить российское гражданство оказалось непросто, рассказывает Барашков, несмотря на то, что переселенцы получают гражданство РФ по упрощенной схеме. Отношение чиновников к переселенцам иногда находится "на грани издевательства", говорит он.
Пока у мигрантов не оформлено гражданство, у них нет доступа к бесплатному медицинскому обслуживанию. Переселенцы также вынуждены как иностранные граждане платить 30-процентный налог на доходы.
С жильем тоже возникла неувязка. В Калининградском регионе переселенцам временно предоставляют квадратные метры в общежитии в одном из районов области, расположенном в нескольких десятках километров от Калининграда. Регистрация в общежитии для многих становится помехой при поиске работы, так как работодатели в областном центре часто требуют наличия калининградской регистрации.
Николай говорит, что ему показался диким сам принцип, заложенный в программе: чтобы участвовать в ней, ему – в свое время приехавшему в Узбекистан из России – нужно было предоставить "гарантийное письмо" от своего будущего работодателя в Калининградской области.
В то же время он отмечает, что региональные власти постепенно совершенствуют механизм реализации программы: открылись информационные центры, где переселенцы могут получить более полное представление о том, что нужно делать в их ситуации.
Дело за малым?
Виктор Шеймастер приехал в Калининград из Германии три года назад, почти сразу после того, как была запущена программа переселения. По его словам, в России он рассчитывал получить более высокий доход.
Как и Николай, Виктор перебрался в Россию, уже имея договоренность с работодателем. Российское гражданство на тот момент у него уже было, и общение с ФМС, по словам Виктора, свелось к минимуму.
Все, что Шеймастер получил в рамках программы, это подъемные - от размещения в общежитии в Калининградской области он отказался, поскольку знал, что работать придется в Калининграде.
Основные трудности, с которыми ему пришлось столкнуться при переселении, были связаны с перевозкой имущества. В частности, нелегко оказалось растаможить личный автомобиль на границе.
Об аналогичных проблемах рассказывает и другой участник программы для соотечественников - Виктор Дударенко, перебравшийся в Калининград из США по семейным обстоятельствам. Он так и не смог добиться в России компенсации за транспортировку личных вещей из Штатов.
По мнению Дударенко, программа по переселению в области, хоть и со скрипом, но все-таки работает, хотя потенциальных переселенцев по-прежнему отталкивает набор "непривлекательных вакансий", которые предоставляет государство, и то, что временное жилье - в случае с Калининградом - находится в десятках километрах от областного центра.
Гуманитарная помощь и экономика
По мнению директора Центра изучения миграции Елены Турукановой, одна из основных причин низкой эффективности программы переселения состоит в том, что она "реально опоздала со временем принятия".
"Эту программу надо было принимать, когда нужно было помочь людям перебраться, когда это была трудная ситуация, когда они были практически беженцами", - считает Туруканова.
По ее словам, такая программа "нужна, но как гуманитарная программа для нации, которая собирает близкий ей народ".
"Эту программу просто нельзя позиционировать как программу переселения довольно значительного количества населения, как программу, которая может помочь экономике. Ее изначально нужно было позиционировать как гуманитарную программу и не делать планов по ней: что мы должны переселить столько-то народу", - говорит Туруканова.
"Как экономическая программа она неэффективна. Экономические программы должны использовать рыночные рычаги, а не административные рычаги, которые использует эта программа", - заявила эксперт в интервью bbcrussian.com.
Модест Колеров, один из разработчиков программы переселения соотечественников, признает, что "в практическом измерении она реализовывается процентов на десять от своего потенциала".
В то же время он подчеркивает, что программа создала юридическую основу для облегченной легализации в России тех, кто подпадает под категорию соотечественников.
По мнению Колерова, главная причина неэффективности программы – слишком сдержанное отношение к ней глав регионов и, как водится, квартирный вопрос.
"Главы субъектов федерации не хотели замечать проблемы фактического объема трудовой миграции и всячески тормозили приведение своих заявок в соответствие с рынком труда, потому что были напуганы обязательством, которое было в программе, - о предоставлении жилья переселенцам", - сказал bbcrussian.com один из авторов программы переселения.
В свою очередь, по мнению председателя исполкома "Форума переселенческих организаций" Лидии Графовой, пока просто нелепо говорить об эффективности этой программы, хотя в ее основе и лежит важная идея о привлечении в Россию соотечественников.
Сами принципы программы, по ее мнению, нельзя назвать привлекательными для мигрантов: это и ограниченность числа регионов, выбранных для проживания (к тому же в этих регионах выбраны только отдельные районы), и привязка переселенцев к рабочему места, и нерешенная проблема жилья.
Переселенцам отдадут всю Россию?
В то же время Лидия Графова надеется, что ситуацию с программой переселения, изъяны которой она во многом связывает с "антимиграционной политикой" ФМС, могут исправить поправки, которые готовит министерство регионального развития.
"С поправками минрегионразвития меняется идеология программы, человеку представляется свобода выбора: вся Россия становится территория вселения. Всем добровольным переселенцам будут оплачивать переезд, в то время как подъемные – и не такие мизерные, как сейчас, – давать будут только тем, кто едет в Сибирь и Дальний Восток, где у России демографическая дыра", - сообщила Графова bbcrussian.com.
В то же время проект Минрегионразвития предусматривает, что переселенцы могут приехать только в те регионы, которые выразили желание участвовать в программе.
Против этого возражает ФМС.
В интервью "Российской газете" первый заместитель директора ФМС Михаил Тюркин заявил, что его ведомство не согласно с тем, чтобы участие субъектов федерации становилось необязательным. Кроме того, по мнению Тюркина, в предложениях Минрегионразвития во многих случаях не описан конкретный механизм работы с соотечественниками.
В министерстве регионального развития посчитали подход ФМС излишней опекой, назвав его "патерналистским".
Предполагалось, что новая редакция программы будет обсуждаться правительством РФ еще в сентябре этого года. Однако, как сообщили bbcrussian.com в министерстве, она все еще проходит процедуру согласования с "заинтересованными федеральными органами исполнительной власти".
Русская служба BBC 6 октября 2010
Алексей Тимофейчев, Москва
Всего по программе за все годы ее существования в Россию перебрались около 20 тысяч человек, в то время как власти рассчитывали на сотни тысяч.
В начале этого года финансирование программы сократилось в четыре раза, и эксперты в области миграционной политики заговорили о провале правительственного начинания.
Метаморфозы соотечественников
Программа по добровольному переселению соотечественников начала работать в 2007 году.
В период ее запуска начальник управления по делам соотечественников Федеральной миграционной службы (ФМС) Евгений Маняткин, отвечая на вопрос, кто же такие соотечественники, определил их как "людей, воспитанных в традициях русской, российской культуры".
Имелись в виду все бывшие граждане Советского Союза, оставшиеся в ближнем зарубежье, а также все выходцы из Российской империи и их потомки. В качестве подтверждения "статуса соотечественника" называлось знание русского языка.
Определившись со статусом, создатели программы выработали следующий механизм переселения:
* чтобы стать участником программы, потенциальный переселенец должен согласиться на вакансию, которую ему предлагают власти конкретного региона,
* переселенцу и членам его семьи предоставляется ряд льгот: оплачивается переезд и перевоз вещей, выдаются подъемные,
* переселенец может воспользоваться временным жильем и прибегнуть к ускоренной процедуре оформления российского гражданства.
Изначально программа переселения распространялась на 12 регионов России, однако затем их число увеличилось до 25.
Начиная с сентября этого года под действие программы подпадают также те, кто Нажать уже проживает в России. Одна из очевидных выгод для таких людей - процедура упрощенного получения российского гражданства.
В то же время летом этого года была принята новая редакция закона о соотечественниках, и теперь, чтобы получить этот статус, недостаточно говорить по-русски и быть выходцем из стран бывшего СССР.
Согласно новым правилам, соотечественниками считаются выходцы непосредственно из России или родственники тех, кто когда-то проживал на территории страны.
"Море проблем"
Лидером среди регионов по числу вернувшихся соотечественников является Калининградская область, но и здесь расчеты властей не оправдались.
За три года число воспользовавшихся программой переселения в этот регион составило 8304 человека. Хотя при запуске программы тогдашний губернатор Калининградской области Георгий Боос заявлял, что в регион приедут десятки тысяч переселенцев.
О том, с какими сложностями сталкиваются "соотечественники", bbcrussian.com рассказали сами переселенцы, приехавшие в самую западную область России.
Николай Барашков, по профессии журналист, перебрался с семьей в Калининград из Узбекистана. По его словам, переехал как по профессиональным причинам, так и и по семейным обстоятельствам. Барашков говорит, что на новом месте его ждало "море проблем": трудности, в первую очередь, касались жилья, работы и оформления документов.
Получить разрешение на временное пребывание и оформить российское гражданство оказалось непросто, рассказывает Барашков, несмотря на то, что переселенцы получают гражданство РФ по упрощенной схеме. Отношение чиновников к переселенцам иногда находится "на грани издевательства", говорит он.
Пока у мигрантов не оформлено гражданство, у них нет доступа к бесплатному медицинскому обслуживанию. Переселенцы также вынуждены как иностранные граждане платить 30-процентный налог на доходы.
С жильем тоже возникла неувязка. В Калининградском регионе переселенцам временно предоставляют квадратные метры в общежитии в одном из районов области, расположенном в нескольких десятках километров от Калининграда. Регистрация в общежитии для многих становится помехой при поиске работы, так как работодатели в областном центре часто требуют наличия калининградской регистрации.
Николай говорит, что ему показался диким сам принцип, заложенный в программе: чтобы участвовать в ней, ему – в свое время приехавшему в Узбекистан из России – нужно было предоставить "гарантийное письмо" от своего будущего работодателя в Калининградской области.
В то же время он отмечает, что региональные власти постепенно совершенствуют механизм реализации программы: открылись информационные центры, где переселенцы могут получить более полное представление о том, что нужно делать в их ситуации.
Дело за малым?
Виктор Шеймастер приехал в Калининград из Германии три года назад, почти сразу после того, как была запущена программа переселения. По его словам, в России он рассчитывал получить более высокий доход.
Как и Николай, Виктор перебрался в Россию, уже имея договоренность с работодателем. Российское гражданство на тот момент у него уже было, и общение с ФМС, по словам Виктора, свелось к минимуму.
Все, что Шеймастер получил в рамках программы, это подъемные - от размещения в общежитии в Калининградской области он отказался, поскольку знал, что работать придется в Калининграде.
Основные трудности, с которыми ему пришлось столкнуться при переселении, были связаны с перевозкой имущества. В частности, нелегко оказалось растаможить личный автомобиль на границе.
Об аналогичных проблемах рассказывает и другой участник программы для соотечественников - Виктор Дударенко, перебравшийся в Калининград из США по семейным обстоятельствам. Он так и не смог добиться в России компенсации за транспортировку личных вещей из Штатов.
По мнению Дударенко, программа по переселению в области, хоть и со скрипом, но все-таки работает, хотя потенциальных переселенцев по-прежнему отталкивает набор "непривлекательных вакансий", которые предоставляет государство, и то, что временное жилье - в случае с Калининградом - находится в десятках километрах от областного центра.
Гуманитарная помощь и экономика
По мнению директора Центра изучения миграции Елены Турукановой, одна из основных причин низкой эффективности программы переселения состоит в том, что она "реально опоздала со временем принятия".
"Эту программу надо было принимать, когда нужно было помочь людям перебраться, когда это была трудная ситуация, когда они были практически беженцами", - считает Туруканова.
По ее словам, такая программа "нужна, но как гуманитарная программа для нации, которая собирает близкий ей народ".
"Эту программу просто нельзя позиционировать как программу переселения довольно значительного количества населения, как программу, которая может помочь экономике. Ее изначально нужно было позиционировать как гуманитарную программу и не делать планов по ней: что мы должны переселить столько-то народу", - говорит Туруканова.
"Как экономическая программа она неэффективна. Экономические программы должны использовать рыночные рычаги, а не административные рычаги, которые использует эта программа", - заявила эксперт в интервью bbcrussian.com.
Модест Колеров, один из разработчиков программы переселения соотечественников, признает, что "в практическом измерении она реализовывается процентов на десять от своего потенциала".
В то же время он подчеркивает, что программа создала юридическую основу для облегченной легализации в России тех, кто подпадает под категорию соотечественников.
По мнению Колерова, главная причина неэффективности программы – слишком сдержанное отношение к ней глав регионов и, как водится, квартирный вопрос.
"Главы субъектов федерации не хотели замечать проблемы фактического объема трудовой миграции и всячески тормозили приведение своих заявок в соответствие с рынком труда, потому что были напуганы обязательством, которое было в программе, - о предоставлении жилья переселенцам", - сказал bbcrussian.com один из авторов программы переселения.
В свою очередь, по мнению председателя исполкома "Форума переселенческих организаций" Лидии Графовой, пока просто нелепо говорить об эффективности этой программы, хотя в ее основе и лежит важная идея о привлечении в Россию соотечественников.
Сами принципы программы, по ее мнению, нельзя назвать привлекательными для мигрантов: это и ограниченность числа регионов, выбранных для проживания (к тому же в этих регионах выбраны только отдельные районы), и привязка переселенцев к рабочему места, и нерешенная проблема жилья.
Переселенцам отдадут всю Россию?
В то же время Лидия Графова надеется, что ситуацию с программой переселения, изъяны которой она во многом связывает с "антимиграционной политикой" ФМС, могут исправить поправки, которые готовит министерство регионального развития.
"С поправками минрегионразвития меняется идеология программы, человеку представляется свобода выбора: вся Россия становится территория вселения. Всем добровольным переселенцам будут оплачивать переезд, в то время как подъемные – и не такие мизерные, как сейчас, – давать будут только тем, кто едет в Сибирь и Дальний Восток, где у России демографическая дыра", - сообщила Графова bbcrussian.com.
В то же время проект Минрегионразвития предусматривает, что переселенцы могут приехать только в те регионы, которые выразили желание участвовать в программе.
Против этого возражает ФМС.
В интервью "Российской газете" первый заместитель директора ФМС Михаил Тюркин заявил, что его ведомство не согласно с тем, чтобы участие субъектов федерации становилось необязательным. Кроме того, по мнению Тюркина, в предложениях Минрегионразвития во многих случаях не описан конкретный механизм работы с соотечественниками.
В министерстве регионального развития посчитали подход ФМС излишней опекой, назвав его "патерналистским".
Предполагалось, что новая редакция программы будет обсуждаться правительством РФ еще в сентябре этого года. Однако, как сообщили bbcrussian.com в министерстве, она все еще проходит процедуру согласования с "заинтересованными федеральными органами исполнительной власти".
Русская служба BBC 6 октября 2010
Алексей Тимофейчев, Москва
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/13-3/3/2192
Текущая дата: 23.11.2024