С 1 июня Россия вновь повысила экспортные пошлины на нефтепродукты. В Таджикистане, где импорт ГСМ из России занимает 90 процентов, не только подскочили цены на бензин и дизельное топливо, но и впервые возник дефицит .
По данным Минэкономразвития Таджикистана, с начала года стоимость ГСМ в стране выросла почти на 20 процентов. Сейчас за бензин марки Аи-92 на автозаправках просят пять сомони 25 дирамов (1,12 долларов). Топливо же с более высоким октановым числом, это Аи-95 и Аи-98, стоит еще дороже. Но еще труднее приходится автомобилистам, которые заправляют свои машины соляркой. Цена на нее поднялась почти до полутора долларов. Но это не потолок, указывают наблюдатели. Таблица цен на автозаправках все больше напоминает табло во время баскетбольного матча, где цифры постоянно меняются.
Карточки не для всех
Журналист Санджар Хамидов на этой неделе не смог с первой попытки заправить свою автомашину. На двух АЗС традиционный Аи-95 оказался в дефиците. На третьей заправке пришлось согласиться на бензин с меньшим октановым числом, да еще и по лимиту. “Выхода не было, залил Аи 92. Хотя понимаю, что переход на низкокачественное топливо повлияет на работу двигателя”, - говорит Санджар.
По словам журналиста, на его глазах нескольким автомобилистам на заправках заливали Аи-95. Позже выяснилось, что это были владельцы карточек предоплаты. “Такие карточки могут получить только юридические лица - организации и госструктуры. Простым автолюбителям остается уповать лишь на наличие топлива на АЗС”, - сетует Санджар.
Случаи дефицита бензина связаны с решением России наложить мораторий на экспорт топлива с высоким октановым числом, вступает в разговор глава 100-процентной дочки российского "Газпрома" - компании "Газпромнефть-Таджикистан" Фарход Мирзоев. Он полагает, что уже к середине июля бензиновый кризис будет преодолен. "Мы уже на следующей неделе начнем отгрузку первых составов в России", - заверяет Мирзоев.
Пока же наблюдатели отмечают уменьшение количества автомашин на улицах столицы Таджикистана. Впервые за три года на конечных остановках маршрутных такси стали собираться очереди. "Сегодня пришлось простоять почти целый час, чтобы дождаться маршрутки. Такого не помню с холодной зимы 2008 года", - возмущается душанбинка Сарвиноз.
Ох, уж эта пошлина
90 процентов ГСМ в Таджикистан завозится из России. На долю Казахстана и Туркменистана приходится 6,6 процента. Частично рынок заполняется за счет импорта из Азербайджана и Ирана. "Такую ситуацию можно было предвидеть. Наша проблема, что мы не диверсифицировали поставки. В итоге страна оказалась в почти полной зависимости от российского импорта. В Москве ежеквартально поднимают экспортные пошлины. Властям нужно искать новые источники", - говорит глава Ассоциации политологов Таджикистана Абдугани Мамадазимов.
По данным экспертов, годовая потребность Таджикистана в бензине - 360 тысяч тонн. Если умножить эту цифру на размер пошлины в 416 долларов выходит, что страна отдает только за бензин более 149 миллионов долларов. Еще 193 миллиона республика платит за экспортные пошлины на другие нефтепродукты - авиакеросин, солярку, битум и нефтяной кокс. В итоге выходит, что Таджикистан при нынешней ставке дополнительно выплачивает за ГСМ почти 343 миллиона долларов. "Для страны, где весь годовой бюджет составляет около двух миллиардов долларов - это колоссальная нагрузка на экономику. Сейчас она целиком ложится на плечи потребителей", - отмечает Мамадазимов.
В поисках виноватых
Директор Центра стратегических исследований при президенте страны Сухроб Шарипов угрозой считает отсутствие конкуренции нефтетрейдеров. Доминантами на рынке ГСМ в Таджикистане являются всего три компании - "Анахита", "Нури Дилшо" и "Газпромнефть Таджикистан". При этом российская структура держит в руках около 40 процентов всего рынка ГСМ. "Надо ломать монополии. Для этого существует антимонопольная служба. Нельзя ставить экономику страны в зависимость от поставщиков и поставок только одного государства. Но раз уж это случилось, надо разобраться, кто виноват", - восклицает Шарипов.
Представители антимонопольной службы не согласны с призывом искать виноватых. "Доминантов на рынке можно наказывать лишь за нарушение правил, а не за то, в каком объеме они присутствуют на рынке. Пока у нас нет фактов злоупотреблений или сговора", - говорит начальник управления по защите и развитию конкуренции антимонопольной службы при правительстве Таджикистана Акбар Ходжаев.
Новые источники
В эти дни таджикская делегация находится в Ашхабаде. В числе обсуждаемых вопросов на переговорах - увеличение экспорта туркменских нефтепродуктов в Таджикистан. Пока неизвестно к какому соглашению удалось прийти сторонам. Но эксперты убеждены, что договоренности с Туркменистаном, если и смягчат зависимость от российского импорта, но не приведут моментально к кардинальному изменению ситуации.
"Конечно, нужно искать новых партнеров, но поменять структуру импорта сейчас невозможно. Как пример, приведу сравнение стоимости закупок из России и Туркменистана. Средняя цена нефтепродуктов из России составила 937 долларов за тонну, из Туркменистана - 943 доллара. Получается, что российские ГСМ даже на 7 долларов дешевле", - поясняет ведущий специалист министерства экономического развития и торговли Таджикистана Бозорали Бегматов.
Выход из кризиса
За пять месяцев этого года, импорт российских ГСМ в Таджикистане уменьшился на восемь процентов по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. В суммарном выражении в страну завезли из России на 20 тысяч тонн горючего меньше. При этом средняя цена за каждую тонну российских нефтепродуктов выросла на 351 доллар. Доля же туркменского импорта увеличилась на 27 тысяч тонн. Одним из выходов Таджикистана из бензиновой петли, эксперты видят переговоры Душанбе о вступлении в таможенный союз Беларуси, России и Казахстана. В ходе опроса проведенного газетой "Азия Плюс", 72 процента респондендентов хотели бы видеть Таджикистан в составе таможенного союза. "Этот опрос показывает настроение таджикистанцев после бензиновых потрясений. Властям нужно учесть такое мнение", - убеждает политолог Абдугани Мамадазимов.
На вопрос, что делать таджикским властям, если страну не примут в состав таможенного союза, аналитик отвечает однозначно. “В этом случае Таджикистан может оставить за собой право выйти из состава интеграционных объединений, действующих на постсоветском пространстве”, - полагает Мамадазимов.
Автор: Галим Фасхутдинов, Душанбе
Редактор: Вадим Шаталин
Deutsche Welle
11 июня 2011
Карточки не для всех
Журналист Санджар Хамидов на этой неделе не смог с первой попытки заправить свою автомашину. На двух АЗС традиционный Аи-95 оказался в дефиците. На третьей заправке пришлось согласиться на бензин с меньшим октановым числом, да еще и по лимиту. “Выхода не было, залил Аи 92. Хотя понимаю, что переход на низкокачественное топливо повлияет на работу двигателя”, - говорит Санджар.
По словам журналиста, на его глазах нескольким автомобилистам на заправках заливали Аи-95. Позже выяснилось, что это были владельцы карточек предоплаты. “Такие карточки могут получить только юридические лица - организации и госструктуры. Простым автолюбителям остается уповать лишь на наличие топлива на АЗС”, - сетует Санджар.
Случаи дефицита бензина связаны с решением России наложить мораторий на экспорт топлива с высоким октановым числом, вступает в разговор глава 100-процентной дочки российского "Газпрома" - компании "Газпромнефть-Таджикистан" Фарход Мирзоев. Он полагает, что уже к середине июля бензиновый кризис будет преодолен. "Мы уже на следующей неделе начнем отгрузку первых составов в России", - заверяет Мирзоев.
Пока же наблюдатели отмечают уменьшение количества автомашин на улицах столицы Таджикистана. Впервые за три года на конечных остановках маршрутных такси стали собираться очереди. "Сегодня пришлось простоять почти целый час, чтобы дождаться маршрутки. Такого не помню с холодной зимы 2008 года", - возмущается душанбинка Сарвиноз.
Ох, уж эта пошлина
90 процентов ГСМ в Таджикистан завозится из России. На долю Казахстана и Туркменистана приходится 6,6 процента. Частично рынок заполняется за счет импорта из Азербайджана и Ирана. "Такую ситуацию можно было предвидеть. Наша проблема, что мы не диверсифицировали поставки. В итоге страна оказалась в почти полной зависимости от российского импорта. В Москве ежеквартально поднимают экспортные пошлины. Властям нужно искать новые источники", - говорит глава Ассоциации политологов Таджикистана Абдугани Мамадазимов.
По данным экспертов, годовая потребность Таджикистана в бензине - 360 тысяч тонн. Если умножить эту цифру на размер пошлины в 416 долларов выходит, что страна отдает только за бензин более 149 миллионов долларов. Еще 193 миллиона республика платит за экспортные пошлины на другие нефтепродукты - авиакеросин, солярку, битум и нефтяной кокс. В итоге выходит, что Таджикистан при нынешней ставке дополнительно выплачивает за ГСМ почти 343 миллиона долларов. "Для страны, где весь годовой бюджет составляет около двух миллиардов долларов - это колоссальная нагрузка на экономику. Сейчас она целиком ложится на плечи потребителей", - отмечает Мамадазимов.
В поисках виноватых
Директор Центра стратегических исследований при президенте страны Сухроб Шарипов угрозой считает отсутствие конкуренции нефтетрейдеров. Доминантами на рынке ГСМ в Таджикистане являются всего три компании - "Анахита", "Нури Дилшо" и "Газпромнефть Таджикистан". При этом российская структура держит в руках около 40 процентов всего рынка ГСМ. "Надо ломать монополии. Для этого существует антимонопольная служба. Нельзя ставить экономику страны в зависимость от поставщиков и поставок только одного государства. Но раз уж это случилось, надо разобраться, кто виноват", - восклицает Шарипов.
Представители антимонопольной службы не согласны с призывом искать виноватых. "Доминантов на рынке можно наказывать лишь за нарушение правил, а не за то, в каком объеме они присутствуют на рынке. Пока у нас нет фактов злоупотреблений или сговора", - говорит начальник управления по защите и развитию конкуренции антимонопольной службы при правительстве Таджикистана Акбар Ходжаев.
Новые источники
В эти дни таджикская делегация находится в Ашхабаде. В числе обсуждаемых вопросов на переговорах - увеличение экспорта туркменских нефтепродуктов в Таджикистан. Пока неизвестно к какому соглашению удалось прийти сторонам. Но эксперты убеждены, что договоренности с Туркменистаном, если и смягчат зависимость от российского импорта, но не приведут моментально к кардинальному изменению ситуации.
"Конечно, нужно искать новых партнеров, но поменять структуру импорта сейчас невозможно. Как пример, приведу сравнение стоимости закупок из России и Туркменистана. Средняя цена нефтепродуктов из России составила 937 долларов за тонну, из Туркменистана - 943 доллара. Получается, что российские ГСМ даже на 7 долларов дешевле", - поясняет ведущий специалист министерства экономического развития и торговли Таджикистана Бозорали Бегматов.
Выход из кризиса
За пять месяцев этого года, импорт российских ГСМ в Таджикистане уменьшился на восемь процентов по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. В суммарном выражении в страну завезли из России на 20 тысяч тонн горючего меньше. При этом средняя цена за каждую тонну российских нефтепродуктов выросла на 351 доллар. Доля же туркменского импорта увеличилась на 27 тысяч тонн. Одним из выходов Таджикистана из бензиновой петли, эксперты видят переговоры Душанбе о вступлении в таможенный союз Беларуси, России и Казахстана. В ходе опроса проведенного газетой "Азия Плюс", 72 процента респондендентов хотели бы видеть Таджикистан в составе таможенного союза. "Этот опрос показывает настроение таджикистанцев после бензиновых потрясений. Властям нужно учесть такое мнение", - убеждает политолог Абдугани Мамадазимов.
На вопрос, что делать таджикским властям, если страну не примут в состав таможенного союза, аналитик отвечает однозначно. “В этом случае Таджикистан может оставить за собой право выйти из состава интеграционных объединений, действующих на постсоветском пространстве”, - полагает Мамадазимов.
Автор: Галим Фасхутдинов, Душанбе
Редактор: Вадим Шаталин
Deutsche Welle
11 июня 2011
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/13-402/26/7105
Текущая дата: 23.11.2024