А.Лукашенко: в Беларуси должна сохраниться нынешняя система образования.
Президент Беларуси Александр Лукашенко считает, что в стране необходимо сохранить нынешнюю систему образования. Это основное требование, подчеркнул он на совещании 7 июня по вопросам развития высшей школы, качеству подготовки специалистов на этом уровне образования, а также целесообразности присоединения Беларуси к Болонскому процессу, сообщили БЕЛТА в пресс-службе главы государства.
"Главное остается неизменным - мы не имеем права сломать систему образования", - сказал Александр Лукашенко.
Глава государства считает, что в стране проведено уже достаточно реформ в этой области и теперь необходимо работать над совершенствованием того, что имеется, в том числе это относится к созданию новых учебников.
"Нам нужна нормальная система образования, ориентированная на нашу экономику, прежде всего на наше общество, на нашу страну. Нам не надо бежать ни за какими государствами и странами", - считает он.
"Надо исходить из того, что ломать мы больше ничего не должны. Мы должны идти по тому пути, который определили в образовании, только совершенствуя и не влезая глубоко в это совершенствование, потому что это опять приведет к какому-то слому. Надо идти очень аккуратно и спокойно", - предостерег Президент.
В совещании приняли участие председатель Совета Республики Анатолий Рубинов, председатель Республиканского совета ректоров высших учебных заведений Владимир Шимов и министр образования Александр Радьков.
Министры образования 29 европейских стран в июне 1999 года в Болонье подписали Болонскую декларацию в сфере высшего образования. Болонский процесс официально поддерживают 47 государств, в том числе из стран бывшего СССР - Россия, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан.
Беларусь начала процедуру присоединения к Болонскому процессу, подписав Конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабонскую конвенцию). Этот вопрос был обсужден на совещании у главы государства в январе 2005 года, по результатам которого было принято решение о введении двухступенчатой системы с учетом белорусской специфики, а именно: сохранена подготовка специалистов в качестве первой ступени высшего образования, магистратура сориентирована на подготовку к аспирантуре.
"Мне казалось, что мы решили все вопросы, связанные с присоединением Беларуси к Болонскому процессу, - сказал Президент, открывая совещание. - В свое время мы проводили совещание на эту тему, подробнейшим образом разобрали сущность так называемой Болонской декларации, мы заявили о присоединении к этой декларации, проанализировали существо этого процесса, и, проведя консультации с широкой педагогической общественностью, учеными кругами, пришли к выводу, что что-то возможно в нашей стране из Болонского процесса и требований декларации, что-то неприемлемо, и в общем-то заявили о том, что мы принимаем определенные меры, которые фактически нас делают участниками Болонского процесса и не противоречат ни одному из пунктов этой декларации".
Александр Лукашенко обратил внимание на то, что декларация не требует категорически нововведений в образовательной системе Беларуси по принципиальным вопросам.
Беларусь уже предприняла некоторые действия по соответствию образовательной системы Болонскому процессу, однако Президента настораживает, не потребуется ли проведения реформ в дальнейшем с присоединением к этой декларации.
Он также отметил, что уровень белорусского образования достаточно высок и пользуется большим спросом за рубежом. "К нам постоянно обращаются: "Возьмите учиться наших людей!". И платят же хорошие деньги. Так стоит ли нам идти на очередные какие-то перетряски, ломку образования? Конечно, нет. Я считаю, что нам надо, успокоившись, спокойно завершить то, что мы наметили, а дальше будем видеть", - сказал Президент.
Александр Лукашенко считает, что в системе образования Беларуси достаточно нерешенных вопросов, которыми следует непосредственно заниматься, а не думать о проведении новых реформ. "Поэтому давайте спокойно, не ломая ничего, не подстегивая процессы, которые у нас в жизни идут (мы и так очень многое сделали в образовании). Надо спокойно посмотреть, как это ляжет на нашу землю, чтобы не потерять то великое достояние, которое у нас сегодня существует. Мы одна из немногих стран, которые смогли сохранить тот высокий уровень, который был в Советском Союзе, модернизировать его, приспособить к современному и значительно добавить к тому уровню образования, которое было в советские времена", - отметил Президент.
Александр Лукашенко также обратил внимание на проблемные вопросы, имеющиеся в работе ректоров. "Другое дело, что у нас некоторые ректоры засиделись. Они сидят, как за каменной стеной, и считают, что им ничего не надо. Мне уже студенты некоторые рассказывают о том, что то крыша протекла, то стена обрушилась, то в аудиторию не зайти, то окна не помыты, - давай, Президент, включайся. Вот это не дело", - отметил глава государства.
В течение этого года серьезным образом будет проверена вся система образования на предмет организации учебного процесса, разработки новых программ, новых учебных пособий. По словам Президента, сделано это будет, "начиная от изучения ситуации, от мнения самих студентов".
Участники совещания должны были дать ответы на принципиальные вопросы: не потребуется ли от Беларуси новой реформы, не затронет ли вхождение в Болонский процесс существующую систему, насколько эволюционен путь развития, какие требования будут со стороны штаб-квартиры Болонского процесса и насколько это повлияет на качество развития высшего образования.
Как отметил министр образования, одним из плюсов присоединения Беларуси к Болонскому процессу станет участие в разработке перспективных образовательных, научных программ и влияние на их разработку, предложение своего видения, исходя из наших национальных интересов. Кроме того, откроется возможность привлечения большего количества студентов для получения образования, что добавит экспорта наших образовательных услуг. К тому же это взаимодействие между университетами в рамках различных программ.
Беларусь исполняет все рекомендации Болонского процесса, у нас имеется двухступенчатая система высшего образования, качественные программы, общеобразовательные стандарты соответствуют требованиям европейской системы менеджмента качества ИСО 9001.
Однако Президент потребовал, чтобы еще раз была перепроверена и юридическая основа, и наработки Беларуси, и система взаимодействия между странами на европейском континенте в вопросах подготовки кадров высшей школы и, соответственно, развития всей системы образования, в том числе в университетах.
Александр Лукашенко поручил еще раз внимательно все взвесить, определиться и позднее доложить, насколько эти подвижки, это развитие соответствует национальным интересам, насколько они помогут совершенствовать и экономику, и в целом развитие нашей страны.
От системы образования глава государства четко требует прежде всего качества на всех этапах, особенно при подготовке специалистов высшего звена. Она должна соответствовать национальным интересам, развитию национальной экономики, политики, подготовки человека и к жизни, и к работе с хорошим государственным стержнем, со здоровой идеологией.
7 июня 2010 , Минск БЕЛТА
"Главное остается неизменным - мы не имеем права сломать систему образования", - сказал Александр Лукашенко.
Глава государства считает, что в стране проведено уже достаточно реформ в этой области и теперь необходимо работать над совершенствованием того, что имеется, в том числе это относится к созданию новых учебников.
"Нам нужна нормальная система образования, ориентированная на нашу экономику, прежде всего на наше общество, на нашу страну. Нам не надо бежать ни за какими государствами и странами", - считает он.
"Надо исходить из того, что ломать мы больше ничего не должны. Мы должны идти по тому пути, который определили в образовании, только совершенствуя и не влезая глубоко в это совершенствование, потому что это опять приведет к какому-то слому. Надо идти очень аккуратно и спокойно", - предостерег Президент.
В совещании приняли участие председатель Совета Республики Анатолий Рубинов, председатель Республиканского совета ректоров высших учебных заведений Владимир Шимов и министр образования Александр Радьков.
Министры образования 29 европейских стран в июне 1999 года в Болонье подписали Болонскую декларацию в сфере высшего образования. Болонский процесс официально поддерживают 47 государств, в том числе из стран бывшего СССР - Россия, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан.
Беларусь начала процедуру присоединения к Болонскому процессу, подписав Конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабонскую конвенцию). Этот вопрос был обсужден на совещании у главы государства в январе 2005 года, по результатам которого было принято решение о введении двухступенчатой системы с учетом белорусской специфики, а именно: сохранена подготовка специалистов в качестве первой ступени высшего образования, магистратура сориентирована на подготовку к аспирантуре.
"Мне казалось, что мы решили все вопросы, связанные с присоединением Беларуси к Болонскому процессу, - сказал Президент, открывая совещание. - В свое время мы проводили совещание на эту тему, подробнейшим образом разобрали сущность так называемой Болонской декларации, мы заявили о присоединении к этой декларации, проанализировали существо этого процесса, и, проведя консультации с широкой педагогической общественностью, учеными кругами, пришли к выводу, что что-то возможно в нашей стране из Болонского процесса и требований декларации, что-то неприемлемо, и в общем-то заявили о том, что мы принимаем определенные меры, которые фактически нас делают участниками Болонского процесса и не противоречат ни одному из пунктов этой декларации".
Александр Лукашенко обратил внимание на то, что декларация не требует категорически нововведений в образовательной системе Беларуси по принципиальным вопросам.
Беларусь уже предприняла некоторые действия по соответствию образовательной системы Болонскому процессу, однако Президента настораживает, не потребуется ли проведения реформ в дальнейшем с присоединением к этой декларации.
Он также отметил, что уровень белорусского образования достаточно высок и пользуется большим спросом за рубежом. "К нам постоянно обращаются: "Возьмите учиться наших людей!". И платят же хорошие деньги. Так стоит ли нам идти на очередные какие-то перетряски, ломку образования? Конечно, нет. Я считаю, что нам надо, успокоившись, спокойно завершить то, что мы наметили, а дальше будем видеть", - сказал Президент.
Александр Лукашенко считает, что в системе образования Беларуси достаточно нерешенных вопросов, которыми следует непосредственно заниматься, а не думать о проведении новых реформ. "Поэтому давайте спокойно, не ломая ничего, не подстегивая процессы, которые у нас в жизни идут (мы и так очень многое сделали в образовании). Надо спокойно посмотреть, как это ляжет на нашу землю, чтобы не потерять то великое достояние, которое у нас сегодня существует. Мы одна из немногих стран, которые смогли сохранить тот высокий уровень, который был в Советском Союзе, модернизировать его, приспособить к современному и значительно добавить к тому уровню образования, которое было в советские времена", - отметил Президент.
Александр Лукашенко также обратил внимание на проблемные вопросы, имеющиеся в работе ректоров. "Другое дело, что у нас некоторые ректоры засиделись. Они сидят, как за каменной стеной, и считают, что им ничего не надо. Мне уже студенты некоторые рассказывают о том, что то крыша протекла, то стена обрушилась, то в аудиторию не зайти, то окна не помыты, - давай, Президент, включайся. Вот это не дело", - отметил глава государства.
В течение этого года серьезным образом будет проверена вся система образования на предмет организации учебного процесса, разработки новых программ, новых учебных пособий. По словам Президента, сделано это будет, "начиная от изучения ситуации, от мнения самих студентов".
Участники совещания должны были дать ответы на принципиальные вопросы: не потребуется ли от Беларуси новой реформы, не затронет ли вхождение в Болонский процесс существующую систему, насколько эволюционен путь развития, какие требования будут со стороны штаб-квартиры Болонского процесса и насколько это повлияет на качество развития высшего образования.
Как отметил министр образования, одним из плюсов присоединения Беларуси к Болонскому процессу станет участие в разработке перспективных образовательных, научных программ и влияние на их разработку, предложение своего видения, исходя из наших национальных интересов. Кроме того, откроется возможность привлечения большего количества студентов для получения образования, что добавит экспорта наших образовательных услуг. К тому же это взаимодействие между университетами в рамках различных программ.
Беларусь исполняет все рекомендации Болонского процесса, у нас имеется двухступенчатая система высшего образования, качественные программы, общеобразовательные стандарты соответствуют требованиям европейской системы менеджмента качества ИСО 9001.
Однако Президент потребовал, чтобы еще раз была перепроверена и юридическая основа, и наработки Беларуси, и система взаимодействия между странами на европейском континенте в вопросах подготовки кадров высшей школы и, соответственно, развития всей системы образования, в том числе в университетах.
Александр Лукашенко поручил еще раз внимательно все взвесить, определиться и позднее доложить, насколько эти подвижки, это развитие соответствует национальным интересам, насколько они помогут совершенствовать и экономику, и в целом развитие нашей страны.
От системы образования глава государства четко требует прежде всего качества на всех этапах, особенно при подготовке специалистов высшего звена. Она должна соответствовать национальным интересам, развитию национальной экономики, политики, подготовки человека и к жизни, и к работе с хорошим государственным стержнем, со здоровой идеологией.
7 июня 2010 , Минск БЕЛТА
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/15-0/67/916
Текущая дата: 26.12.2024