На уходящей неделе в Беларуси отметили день Конституции.
В Беларуси сейчас действует Основной Закон, принятый в 1994 году с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах в 1996 и 2004 годах.
На основе Конституции страны формируется вся система текущего законодательства. Именно Конституция является тем самым законом, который гарантирует каждому из нас свободы и права, необходимые для созидательного труда, достойной жизни и гармоничного и всестороннего развития.
Вот только условия для этих самых труда и развития за время существования Конституции суверенной Беларуси изменились и появились совершенно новые, доселе неизвестные. Требует ли в таком случае корректировок Основной Закон?
Гарант Конституции – Президент Беларуси – считает, что с изменениями в обществе придёт и время для изменений. Такую мысль он высказал на встрече с судьями Конституционного Суда.
Статья 1. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.
Всего одно предложение, но в нём ёмко, чётко и однозначно определено государственное устройство страны.
Конституция Беларуси 15 марта отметила 24-ый день рождения. Но чтобы свод законов высшей юридической силы долгое время оставался актуальным и современным, разработчикам пришлось изрядно потрудиться.
Григорий Василевич (один из авторов Конституции 1994 года) держит в руках экземпляр её предшественницы – Конституции БССР 1978 года.
Григорий Василевич, заместитель руководителя рабочей группы по подготовке проекта Конституции (с 1990 по 1994 гг. ), председатель Конституционного Суда (с 1997 по 2008 гг.): «Эта Конституция 1978 года не такая древняя, но потрёпанная. Мы руководствовались этим текстом. До 1990 года внесено 15 корректировок. Но она шла в ногу со временем. Вклейки и вставки делались ручным способом. Юристы того времени хорошо помнят эту практику. Не было базы информационной по актам».
Но молодой стране, которая недавно обрела независимость, отдельных правок было недостаточно – нужна была новая Конституция. Работа над текстом велась 3,5 года. Подробно изучался опыт европейских государств, республик бывшего СССР.
В итоге социальный аспект – право на бесплатное лечение и образование – остался от Конституции БССР.
Но есть в Основном Законе Беларуси и, например, французский акцент. В Конституции учреждён институт президентства. На высокий пост белорусы избрали Александра Лукашенко. Но Верховный Совет не стал делегировать свои полномочия и налаживать сотрудничество. Как следствие – кризис власти, политическое противостояние вместо решения экономических проблем.
В 1996 году на референдуме население Беларуси поддержало поправки в Конституцию по усилению президентских полномочий. В сильном государстве должна быть сильная действенная власть.
Статья 79. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
Также в Конституции закреплено, что Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.
Особая роль Конституции отведена и в инаугурации. Местом проведения церемонии были Дом Правительства, Дворец Республики и Дворец Независимости (в 2015). Но слова присяги (они также прописаны в отдельной статье) Президент неизменно произносит, положив правую руку на Конституцию.
Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Вторую статью можно считать лейтмотивом встречи Александра Лукашенко с судьями Конституционного Суда. Диалог весьма символично состоялся в день рождения Основного Закона страны.
А речь за круглым столом велась о том, как Конституции, сохраняя ценности и основы государственного устройства, быть в авангарде развития страны. Президент не исключил, что со временем в Закон могут быть внесены изменения, но подходить к этому процессу необходимо в высшей степени деликатно.
Говоря об изменениях в Конституции, Александр Лукашенко затронул вопрос формирования полноценной многопартийной системы. Недавно обсуждалась вероятность преобразования общественного объединения «Белая Русь» в политическую партию.
Статья 116. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Какими понятиями и положениями в перспективе можно дополнить Конституцию, мы спросили у заместителя председателя Конституционного Суда Натальи Карпович.
К слову, недавно судебный орган справил новоселье – переехал в просторное здание на Красноармейской, 4. Раньше здесь располагался Совет Республики – теперь в этих стенах будут следить за соблюдением конституционной законности.
В Беларуси каждый закон проходит проверку на соответствие Основному Закону. Как именно вносятся изменения в Конституцию? В Беларуси это происходило дважды – путём референдумов 1996 и 2004 годов. И такой инструмент прямой демократии – это единственный способ, если корректировки затрагивают основы государственного строя, правовое положение личности. Если же дополнения менее существенны, то за них может проголосовать и парламент.
Наталья Карпович, заместитель председателя Конституционного Суда Беларуси: «Иные конституционные положения могут изменяться законом, который принимается парламентом в особом порядке по предложению не менее 150 тысяч граждан РБ или Президента. Особый порядок закреплён в Конституции принятия такого закона. Парламент обязан дважды его рассмотреть, голосование осуществляется в особом порядке».
Такой (достаточно сложный) порядок изменения норм Конституции заимствован у итальянцев. Тем самым обеспечивается стабильность Основного документа страны.
Кстати, в Италии недавно прошёл референдум по сокращению полномочий и численности Сената – предложения правительства граждане не поддержали. В последние годы многие страны всё же реформировали государственный строй через внесение изменений в Конституцию.
Казахстан в прошлом году повысил роль парламента при формировании правительства и контроле над его деятельностью. В 2016 в Азербайджане по итогам референдума в Конституцию внесены 29 поправок, в том числе увеличен срок полномочий президента с пяти до семи лет и введён пост вице-президента. Турция из парламентской стала президентской республикой, Армения провела обратную реформу.
И, наконец, самый свежий пример – Китай. После поправок председатель КНР может исполнять обязанности неограниченное число раз. Раньше был лимит в два пятилетних срока. Также в Конституцию внесены идеи Си Цзиньпина, который, по оценке экспертов, встал в один ряд с Мао Цзэдуном по авторитету и влиянию.
Конституция Беларуси состоит из 146 статей. Досконально знать формулировки – удел юристов. Но каждому стоит знать свои права, чтить права окружающих и исполнять законы. В этом и заключается конституционная культура.
На основе Конституции страны формируется вся система текущего законодательства. Именно Конституция является тем самым законом, который гарантирует каждому из нас свободы и права, необходимые для созидательного труда, достойной жизни и гармоничного и всестороннего развития.
Вот только условия для этих самых труда и развития за время существования Конституции суверенной Беларуси изменились и появились совершенно новые, доселе неизвестные. Требует ли в таком случае корректировок Основной Закон?
Гарант Конституции – Президент Беларуси – считает, что с изменениями в обществе придёт и время для изменений. Такую мысль он высказал на встрече с судьями Конституционного Суда.
Статья 1. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.
Всего одно предложение, но в нём ёмко, чётко и однозначно определено государственное устройство страны.
Конституция Беларуси 15 марта отметила 24-ый день рождения. Но чтобы свод законов высшей юридической силы долгое время оставался актуальным и современным, разработчикам пришлось изрядно потрудиться.
Григорий Василевич (один из авторов Конституции 1994 года) держит в руках экземпляр её предшественницы – Конституции БССР 1978 года.
Григорий Василевич, заместитель руководителя рабочей группы по подготовке проекта Конституции (с 1990 по 1994 гг. ), председатель Конституционного Суда (с 1997 по 2008 гг.): «Эта Конституция 1978 года не такая древняя, но потрёпанная. Мы руководствовались этим текстом. До 1990 года внесено 15 корректировок. Но она шла в ногу со временем. Вклейки и вставки делались ручным способом. Юристы того времени хорошо помнят эту практику. Не было базы информационной по актам».
Но молодой стране, которая недавно обрела независимость, отдельных правок было недостаточно – нужна была новая Конституция. Работа над текстом велась 3,5 года. Подробно изучался опыт европейских государств, республик бывшего СССР.
В итоге социальный аспект – право на бесплатное лечение и образование – остался от Конституции БССР.
Но есть в Основном Законе Беларуси и, например, французский акцент. В Конституции учреждён институт президентства. На высокий пост белорусы избрали Александра Лукашенко. Но Верховный Совет не стал делегировать свои полномочия и налаживать сотрудничество. Как следствие – кризис власти, политическое противостояние вместо решения экономических проблем.
В 1996 году на референдуме население Беларуси поддержало поправки в Конституцию по усилению президентских полномочий. В сильном государстве должна быть сильная действенная власть.
Статья 79. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
Также в Конституции закреплено, что Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.
Особая роль Конституции отведена и в инаугурации. Местом проведения церемонии были Дом Правительства, Дворец Республики и Дворец Независимости (в 2015). Но слова присяги (они также прописаны в отдельной статье) Президент неизменно произносит, положив правую руку на Конституцию.
Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Вторую статью можно считать лейтмотивом встречи Александра Лукашенко с судьями Конституционного Суда. Диалог весьма символично состоялся в день рождения Основного Закона страны.
А речь за круглым столом велась о том, как Конституции, сохраняя ценности и основы государственного устройства, быть в авангарде развития страны. Президент не исключил, что со временем в Закон могут быть внесены изменения, но подходить к этому процессу необходимо в высшей степени деликатно.
Говоря об изменениях в Конституции, Александр Лукашенко затронул вопрос формирования полноценной многопартийной системы. Недавно обсуждалась вероятность преобразования общественного объединения «Белая Русь» в политическую партию.
Статья 116. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Какими понятиями и положениями в перспективе можно дополнить Конституцию, мы спросили у заместителя председателя Конституционного Суда Натальи Карпович.
К слову, недавно судебный орган справил новоселье – переехал в просторное здание на Красноармейской, 4. Раньше здесь располагался Совет Республики – теперь в этих стенах будут следить за соблюдением конституционной законности.
В Беларуси каждый закон проходит проверку на соответствие Основному Закону. Как именно вносятся изменения в Конституцию? В Беларуси это происходило дважды – путём референдумов 1996 и 2004 годов. И такой инструмент прямой демократии – это единственный способ, если корректировки затрагивают основы государственного строя, правовое положение личности. Если же дополнения менее существенны, то за них может проголосовать и парламент.
Наталья Карпович, заместитель председателя Конституционного Суда Беларуси: «Иные конституционные положения могут изменяться законом, который принимается парламентом в особом порядке по предложению не менее 150 тысяч граждан РБ или Президента. Особый порядок закреплён в Конституции принятия такого закона. Парламент обязан дважды его рассмотреть, голосование осуществляется в особом порядке».
Такой (достаточно сложный) порядок изменения норм Конституции заимствован у итальянцев. Тем самым обеспечивается стабильность Основного документа страны.
Кстати, в Италии недавно прошёл референдум по сокращению полномочий и численности Сената – предложения правительства граждане не поддержали. В последние годы многие страны всё же реформировали государственный строй через внесение изменений в Конституцию.
Казахстан в прошлом году повысил роль парламента при формировании правительства и контроле над его деятельностью. В 2016 в Азербайджане по итогам референдума в Конституцию внесены 29 поправок, в том числе увеличен срок полномочий президента с пяти до семи лет и введён пост вице-президента. Турция из парламентской стала президентской республикой, Армения провела обратную реформу.
И, наконец, самый свежий пример – Китай. После поправок председатель КНР может исполнять обязанности неограниченное число раз. Раньше был лимит в два пятилетних срока. Также в Конституцию внесены идеи Си Цзиньпина, который, по оценке экспертов, встал в один ряд с Мао Цзэдуном по авторитету и влиянию.
Конституция Беларуси состоит из 146 статей. Досконально знать формулировки – удел юристов. Но каждому стоит знать свои права, чтить права окружающих и исполнять законы. В этом и заключается конституционная культура.
Телеканал ОНТ, 18 марта 2018
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/16-0/12/42865
Текущая дата: 15.11.2024