Свыше 2 миллионов пассажиров в день, около 800 миллионов в год перевозит общественный транспорт столицы. 960 автобусов, 760 троллейбусов, 114 трамваев (сегодня из-за ремонта путей на линии работает только 95), а еще 60 вагонов метро — именно столько машин ежедневно обслуживают минчан.
У кого ворует безбилетник?
Почти 70 процентов (хотя по другим оценкам до 90 %) столичного населения отдают предпочтение не собственному авто, а общественному транспорту. Например, в Германии этот показатель примерно 50 на 50. Может быть, поэтому заполненным там считается автобус, в котором заняты все сидячие места, а не с забитым, как у нас, до отказа салоном.
Заместитель генерального директора «Минсктранса» Виктор Тозик рассказывает, что сегодня европейские страны делают серьезную ставку на общественный транспорт. Ему отводят отдельную правую полосу движения, которую автолюбители не занимают, даже стоя в пробках. По этому пути пошли Лондон и Белград, сейчас активно перестраивается Москва. «Минсктранс» также предлагает освободить правую полосу движения, объединив спутниковую систему навигации общественного транспорта с автоматизированной системой управления светофоров. За счет этого предлагается повысить скорость общественного транспорта до средних 30 км/ч вместо сегодняшних 16,2 км/ч.
К слову, сегодня GPS-навигаторами оснащены все городские и пригородные автобусы минских автопарков, что позволяет оперативно отслеживать их маршрут, синхронизировать точность выполнения расписания. Следующим этапом внедрения электронной системы управления транспортом станет появление на остановках электронных табло. Сто информаторов в первой половине 2012 года заработают на самых крупных остановочных пунктах и пересадочных узлах столицы. Кроме наименования, табло будут показывать время до прибытия каждого из маршрутов.
Следом за информаторами «Минсктранс» внедрит электронный проездной. Этот дорогостоящий проект обойдется примерно в 160 миллиардов рублей, однако, как считают транспортники, оправдает себя, ведь кондукторы в салонах и бумажные талончики — вчерашний день. Для этого минчане долго изучали опыт Чехии, Польши, Испании, России, прибалтийских государств. Кредитуется этот городской проект китайскими инвестициями.
Последнее подорожание немного увеличило окупаемость столичного транспорта, однако пока она невысока — 45 %. При этом себестоимость поездки — 2,5 тысячи рублей. Дорожают топливо и другие услуги, поэтому вынуждены поднимать тариф, поясняет заместитель генерального директора «Минсктранса» Ирина Якубовская. Предложение о повышении стоимости талончика на 50 рублей согласовано с Минэкономики. Теперь осталось подписать его Мингорисполкомом и опубликовать в СМИ. Возможно, с ближайшей субботы оно вступит в силу. При этом транспортники не исключают дальнейшего удорожания своих услуг: необходимо платить достойную зарплату водителям и кондукторам.
К слову, сегодня Минск испытывает острейший дефицит в водителях. На маршрутах, особенно в час пик, не хватает 425 специалистов. Их средняя зарплата со сверхурочными — 2,6 миллиона рублей. Вдвое меньше зарабатывает кондуктор. Хотя отдельным представителям такой профессии, как продавцы билетов, удается зарабатывать до 4 миллионов рублей. Рассказывают, что в одном из трамвайных парков работает женщина, которая обладает прямо-таки сверхъестественной силой убеждения.
Зайцы — головная боль транспортников. Если в той же Чехии штраф за безбилетный проезд доходит до 100 евро, при этом нарушение правил проезда грозит безбилетнику вплоть до попадания в список невъездных в чешскую столицу, то минчане частенько игнорируют оплату проезда.
Например, за август было выявлено 16 тысяч безбилетников. Им пришлось заплатить штраф почти 114 миллионов рублей. При этом обилечено было более 42 тысяч пассажиров. Другими словами, предприятие потеряло 680 миллионов рублей.
— У кого воруют безбилетники? У своих же близких. Если пассажир не оплатил проезд, транспорт все равно работает. А его работа оплачивается из средств городского бюджета, наших налогоплательщиков, — поясняют транспортники.
0,2 базовой величины, или 7 тысяч рублей, — просто смешная сумма для зайца, который, по статистике, попадается контролерам примерно два раза в месяц. Даже два штрафа не способны покрыть затраты на проездной на один вид транспорта, который стоит 36 тысяч.
«Минсктранс» выходил с инициативой повышения размера финансового наказания до 2 — 3 базовых величин, но пока это начинание застряло в чиновничьих кабинетах.
Вячеслав Белуга, Рэспубліка
9 сентября 2011
Почти 70 процентов (хотя по другим оценкам до 90 %) столичного населения отдают предпочтение не собственному авто, а общественному транспорту. Например, в Германии этот показатель примерно 50 на 50. Может быть, поэтому заполненным там считается автобус, в котором заняты все сидячие места, а не с забитым, как у нас, до отказа салоном.
Заместитель генерального директора «Минсктранса» Виктор Тозик рассказывает, что сегодня европейские страны делают серьезную ставку на общественный транспорт. Ему отводят отдельную правую полосу движения, которую автолюбители не занимают, даже стоя в пробках. По этому пути пошли Лондон и Белград, сейчас активно перестраивается Москва. «Минсктранс» также предлагает освободить правую полосу движения, объединив спутниковую систему навигации общественного транспорта с автоматизированной системой управления светофоров. За счет этого предлагается повысить скорость общественного транспорта до средних 30 км/ч вместо сегодняшних 16,2 км/ч.
К слову, сегодня GPS-навигаторами оснащены все городские и пригородные автобусы минских автопарков, что позволяет оперативно отслеживать их маршрут, синхронизировать точность выполнения расписания. Следующим этапом внедрения электронной системы управления транспортом станет появление на остановках электронных табло. Сто информаторов в первой половине 2012 года заработают на самых крупных остановочных пунктах и пересадочных узлах столицы. Кроме наименования, табло будут показывать время до прибытия каждого из маршрутов.
Следом за информаторами «Минсктранс» внедрит электронный проездной. Этот дорогостоящий проект обойдется примерно в 160 миллиардов рублей, однако, как считают транспортники, оправдает себя, ведь кондукторы в салонах и бумажные талончики — вчерашний день. Для этого минчане долго изучали опыт Чехии, Польши, Испании, России, прибалтийских государств. Кредитуется этот городской проект китайскими инвестициями.
Последнее подорожание немного увеличило окупаемость столичного транспорта, однако пока она невысока — 45 %. При этом себестоимость поездки — 2,5 тысячи рублей. Дорожают топливо и другие услуги, поэтому вынуждены поднимать тариф, поясняет заместитель генерального директора «Минсктранса» Ирина Якубовская. Предложение о повышении стоимости талончика на 50 рублей согласовано с Минэкономики. Теперь осталось подписать его Мингорисполкомом и опубликовать в СМИ. Возможно, с ближайшей субботы оно вступит в силу. При этом транспортники не исключают дальнейшего удорожания своих услуг: необходимо платить достойную зарплату водителям и кондукторам.
К слову, сегодня Минск испытывает острейший дефицит в водителях. На маршрутах, особенно в час пик, не хватает 425 специалистов. Их средняя зарплата со сверхурочными — 2,6 миллиона рублей. Вдвое меньше зарабатывает кондуктор. Хотя отдельным представителям такой профессии, как продавцы билетов, удается зарабатывать до 4 миллионов рублей. Рассказывают, что в одном из трамвайных парков работает женщина, которая обладает прямо-таки сверхъестественной силой убеждения.
Зайцы — головная боль транспортников. Если в той же Чехии штраф за безбилетный проезд доходит до 100 евро, при этом нарушение правил проезда грозит безбилетнику вплоть до попадания в список невъездных в чешскую столицу, то минчане частенько игнорируют оплату проезда.
Например, за август было выявлено 16 тысяч безбилетников. Им пришлось заплатить штраф почти 114 миллионов рублей. При этом обилечено было более 42 тысяч пассажиров. Другими словами, предприятие потеряло 680 миллионов рублей.
— У кого воруют безбилетники? У своих же близких. Если пассажир не оплатил проезд, транспорт все равно работает. А его работа оплачивается из средств городского бюджета, наших налогоплательщиков, — поясняют транспортники.
0,2 базовой величины, или 7 тысяч рублей, — просто смешная сумма для зайца, который, по статистике, попадается контролерам примерно два раза в месяц. Даже два штрафа не способны покрыть затраты на проездной на один вид транспорта, который стоит 36 тысяч.
«Минсктранс» выходил с инициативой повышения размера финансового наказания до 2 — 3 базовых величин, но пока это начинание застряло в чиновничьих кабинетах.
Вячеслав Белуга, Рэспубліка
9 сентября 2011
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/2-/1022/9117
Текущая дата: 26.12.2024