Незавидное финансовое положение отечественных НПЗ вынудило белорусские власти принять срочные меры, чтобы поправить дела нефтепереработчиков. Беларусь уже начала переговоры с Россией о снижении премии к цене импортируемой нефти. Кроме того, в ближайшее время «Белнефтехим» намерен ввести ограничение на покупку топлива, чтобы сократить темпы его вывоза за пределы страны.
По неофициальным данным, в январе Мозырский НПЗ сработал с убытком в 15 млн. долларов, а «Нафтан» — в 20 млн. долларов. Несмотря на некоторое улучшение ситуации в феврале, рентабельность в нефтепереработке в феврале, по информации некоторых экспертов, составит минус 3-4%.
В начале марта в интересах нефтепереработчиков концерн «Белнефтехим» повысил цены на нефтепродукты на внутреннем рынке на 4,5-10,5%. Сейчас белорусской стороне предстоит решить более сложную задачу — снизить размер премии к цене российской нефти.
Напомним, что в соответствии с нефтяным соглашением, подписанном сторонами в конце января текущего года, Беларусь не только должна перечислять с российский бюджет 100% экспортных пошлин на нефтепродукты, произведенных из российской нефти, но и платить российским поставщикам нефти премию в размере 45 долларов.
Но в соглашении оговорена возможность снижения этой премии к цене нефти при среднемесячных мировых котировках на нефть сорта Urals выше 100 долларов за баррель.
В связи с событиями в Ливии нефть на мировом рынке уже преодолела эту планку. Как заявил Naviny.by аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин, цена на Urals сейчас составляет 111 долларов за баррель.
«Сложно прогнозировать, как будет меняться цена в дальнейшем. Если мы увидим эскалацию кризиса не только в Ливии, но в Саудовской Аравии, может произойти скачок цен до 150 и даже 200 долларов. И это может быть долгосрочный прыжок. Если на Ливии все и закончится, думаю, цены опустятся с нынешнего уровня до 100 долларов. Но я опасаюсь, с этого года в цену будет закладываться высокая премия за риск, и нам придется жить с более дорогой нефтью», — отмечает аналитик
Ситуация с ценами на нефть открыла для Беларуси возможность начать переговоры с российской стороной по корректировке ценовой формулы.
«В соответствии с данными условиями Беларусь направила российской стороне свои предложения в части корректировки формулы расчета премии», — сообщила пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Марина Костюченко.
Она подчеркнула, что соглашением также предусмотрена корректировка ценовых параметров поставок нефти по итогам работы за прошедший месяц и взаимная компенсация разницы между окончательной и предварительной ценой на нефть.
«Эти корректировки были проведены по итогам работы за февраль», — уточнила Костюченко.
В январе текущего года, по данным Белстат, объем импорта российской нефти упал по сравнению с январем 2010 года на 49,6% и составил 360,6 тысячи тонн. Снижение поставок было связано с затянувшимися переговорами между Беларусью и Россией об условиях поставок нефти и нефтепродуктов в текущем году.
Постепенно ситуация с поставками будет налаживаться, но надо решать и ценовой вопрос и «сбить» хотя бы премию для российских поставщиков. По информации источников с нефтяной сфере, российская сторона пока не дала согласия на корректировку формулы.
«России некуда спешить, — отмечает экономист Сергей Чалый. — Порядок корректировки согласован. Но, учитывая, как долго стороны договаривались о введении этого порядка, вполне возможно, что на пересмотр размера премии также уйдет определенный промежуток времени. Если, конечно, стороны не договорятся во время поездки Лукашенко в Москву в ближайшее время».
Между тем «Белнефтехим» намерен решить еще одну проблему, которая сказывается на эффективности работы НПЗ. Как сообщили в концерне, в ближайшее время могут быть приняты меры по ограничению вывоза за рубеж бензинов и дизтоплива.
Концерн обеспокоен увеличением вывоза автомобильного топлива за пределы страны. По данным «Белнефтехима», в январе-феврале 2011 года на приграничных АЗС Брестской области рост реализации дизельного топлива составил 153% к январю-февралю 2010 года, в Витебской области — 127%, в Гомельской — 198%. Наблюдался также рост продаж автомобильных бензинов.
В концерне подчеркивают, что рост реализации автомобильного топлива в приграничных районах страны связан с разницей в ценах на автомобильное топливо в Беларуси и сопредельных государствах.
«По сведениям на 18 марта, цена 1 литра дизельного топлива в Литве превышает цену на белорусских АЗС на 85%, в Латвии — на 92%, в Польше — на 80%, в Украине — на 21%. Стоимость бензина АИ-95 на АЗС в Литве выше, чем в Беларуси, на 61%, в Латвии — на 57%, в Польше — на 53%, в Украине — на 7%», — отмечается в сообщении «Белнефтехима».
Рост объемов вывозимого за границу топлива, приобретенного на белорусских АЗС, «не только отрицательно влияет на обеспеченность топливом белорусских потребителей, но и уменьшает возможность экспортных поставок нефтепродуктов белорусскими нефтеперерабатывающими предприятиями», подчеркивают в концерне.
Это приводит к увеличению стоимости российской нефти, поставляемой в Беларусь, что негативно сказывается на рентабельности работы нефтеперерабатывающих предприятий.
Как поясняют в «Белнефтехиме», «цена на автомобильное топливо на внутреннем рынке формируется, исходя из социальной значимости этого товара для граждан и организаций Республики Беларусь, и постоянно является убыточной для производителей.
В сегодняшних условиях нефтеперерабатывающие предприятия республики свои убытки (фактически — дотацию населению Беларуси) могут лишь частично компенсировать экспортными продажами нефтепродуктов. Усугубляет экономическое положение НПЗ и опережающий в сравнении со стоимостью нефтепродуктов рост цен на нефтяное сырье на мировом рынке».
Таким образом, «от незаконной деятельности некоторых граждан, занимающихся вывозом топлива за пределы страны и получающих финансовую выгоду от существующего дисбаланса цен в сопредельных странах, материальный ущерб получает большинство белорусского населения», констатируют в концерне.
В связи с этим «Белнефтехим» вынужден реагировать. «Ближайшая мера, которая будет принята, — это ограничение отпуска топлива на приграничных АЗС для покупателей», — пояснила агентству БелаПАН пресс-секретарь концерна Марина Костюченко.
Но с какого дня будут введены ограничения, и какой лимит будет установлен, пока не известно.
Андрей Кожемякин
Белорусские Новости
22.03.2011
В начале марта в интересах нефтепереработчиков концерн «Белнефтехим» повысил цены на нефтепродукты на внутреннем рынке на 4,5-10,5%. Сейчас белорусской стороне предстоит решить более сложную задачу — снизить размер премии к цене российской нефти.
Напомним, что в соответствии с нефтяным соглашением, подписанном сторонами в конце января текущего года, Беларусь не только должна перечислять с российский бюджет 100% экспортных пошлин на нефтепродукты, произведенных из российской нефти, но и платить российским поставщикам нефти премию в размере 45 долларов.
Но в соглашении оговорена возможность снижения этой премии к цене нефти при среднемесячных мировых котировках на нефть сорта Urals выше 100 долларов за баррель.
В связи с событиями в Ливии нефть на мировом рынке уже преодолела эту планку. Как заявил Naviny.by аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин, цена на Urals сейчас составляет 111 долларов за баррель.
«Сложно прогнозировать, как будет меняться цена в дальнейшем. Если мы увидим эскалацию кризиса не только в Ливии, но в Саудовской Аравии, может произойти скачок цен до 150 и даже 200 долларов. И это может быть долгосрочный прыжок. Если на Ливии все и закончится, думаю, цены опустятся с нынешнего уровня до 100 долларов. Но я опасаюсь, с этого года в цену будет закладываться высокая премия за риск, и нам придется жить с более дорогой нефтью», — отмечает аналитик
Ситуация с ценами на нефть открыла для Беларуси возможность начать переговоры с российской стороной по корректировке ценовой формулы.
«В соответствии с данными условиями Беларусь направила российской стороне свои предложения в части корректировки формулы расчета премии», — сообщила пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Марина Костюченко.
Она подчеркнула, что соглашением также предусмотрена корректировка ценовых параметров поставок нефти по итогам работы за прошедший месяц и взаимная компенсация разницы между окончательной и предварительной ценой на нефть.
«Эти корректировки были проведены по итогам работы за февраль», — уточнила Костюченко.
В январе текущего года, по данным Белстат, объем импорта российской нефти упал по сравнению с январем 2010 года на 49,6% и составил 360,6 тысячи тонн. Снижение поставок было связано с затянувшимися переговорами между Беларусью и Россией об условиях поставок нефти и нефтепродуктов в текущем году.
Постепенно ситуация с поставками будет налаживаться, но надо решать и ценовой вопрос и «сбить» хотя бы премию для российских поставщиков. По информации источников с нефтяной сфере, российская сторона пока не дала согласия на корректировку формулы.
«России некуда спешить, — отмечает экономист Сергей Чалый. — Порядок корректировки согласован. Но, учитывая, как долго стороны договаривались о введении этого порядка, вполне возможно, что на пересмотр размера премии также уйдет определенный промежуток времени. Если, конечно, стороны не договорятся во время поездки Лукашенко в Москву в ближайшее время».
Между тем «Белнефтехим» намерен решить еще одну проблему, которая сказывается на эффективности работы НПЗ. Как сообщили в концерне, в ближайшее время могут быть приняты меры по ограничению вывоза за рубеж бензинов и дизтоплива.
Концерн обеспокоен увеличением вывоза автомобильного топлива за пределы страны. По данным «Белнефтехима», в январе-феврале 2011 года на приграничных АЗС Брестской области рост реализации дизельного топлива составил 153% к январю-февралю 2010 года, в Витебской области — 127%, в Гомельской — 198%. Наблюдался также рост продаж автомобильных бензинов.
В концерне подчеркивают, что рост реализации автомобильного топлива в приграничных районах страны связан с разницей в ценах на автомобильное топливо в Беларуси и сопредельных государствах.
«По сведениям на 18 марта, цена 1 литра дизельного топлива в Литве превышает цену на белорусских АЗС на 85%, в Латвии — на 92%, в Польше — на 80%, в Украине — на 21%. Стоимость бензина АИ-95 на АЗС в Литве выше, чем в Беларуси, на 61%, в Латвии — на 57%, в Польше — на 53%, в Украине — на 7%», — отмечается в сообщении «Белнефтехима».
Рост объемов вывозимого за границу топлива, приобретенного на белорусских АЗС, «не только отрицательно влияет на обеспеченность топливом белорусских потребителей, но и уменьшает возможность экспортных поставок нефтепродуктов белорусскими нефтеперерабатывающими предприятиями», подчеркивают в концерне.
Это приводит к увеличению стоимости российской нефти, поставляемой в Беларусь, что негативно сказывается на рентабельности работы нефтеперерабатывающих предприятий.
Как поясняют в «Белнефтехиме», «цена на автомобильное топливо на внутреннем рынке формируется, исходя из социальной значимости этого товара для граждан и организаций Республики Беларусь, и постоянно является убыточной для производителей.
В сегодняшних условиях нефтеперерабатывающие предприятия республики свои убытки (фактически — дотацию населению Беларуси) могут лишь частично компенсировать экспортными продажами нефтепродуктов. Усугубляет экономическое положение НПЗ и опережающий в сравнении со стоимостью нефтепродуктов рост цен на нефтяное сырье на мировом рынке».
Таким образом, «от незаконной деятельности некоторых граждан, занимающихся вывозом топлива за пределы страны и получающих финансовую выгоду от существующего дисбаланса цен в сопредельных странах, материальный ущерб получает большинство белорусского населения», констатируют в концерне.
В связи с этим «Белнефтехим» вынужден реагировать. «Ближайшая мера, которая будет принята, — это ограничение отпуска топлива на приграничных АЗС для покупателей», — пояснила агентству БелаПАН пресс-секретарь концерна Марина Костюченко.
Но с какого дня будут введены ограничения, и какой лимит будет установлен, пока не известно.
Андрей Кожемякин
Белорусские Новости
22.03.2011
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/2-/1071/5367
Текущая дата: 14.11.2024