В Беларуси в ночь с 6 на 7 июля белорусы отмечают одно из самых значимых традиционных праздников - Купалье. О том, как праздновали его наши предки и сохранились ли эти традиции до сих пор, рассказала старший научный сотрудник Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы НАН Беларуси Татьяна Кухаренок.
Без преувеличения можно сказать, что Купалье популярно во многих регионах нашей страны и сейчас, особенно среди молодежи, уверена Татьяна Кухаренок. Только с течением времени праздник стал больше походить на организованное театрализованное действо, появились и новые персонажи - Нептун и русалки. Однако и сейчас не обходится Купалье без самых главных его атрибутов - плетения венков, прыжков через костер и, конечно, поиска цветка папоротника. "К сожалению, самобытные традиции, которые были присущи разным регионам нашей страны, в живой обрядовой практике почти не сохранились", - сказала Татьяна Кухаренок.
По ее словам, у наших предков праздник начинался со сбора лекарственных трав и цветов для обрядовых венков. При этом женщины и девушки обязательно пели особенные песни, иначе травы не будут иметь целебной силы. Зверобой, крапива, полынь, мята, ромашка, пустырник, бессмертник, васильки - растения, которые чаще всего собирали на Купалье и активно использовали в народной медицине. К слову, наибольшее значение сбору лекарственных трав придавали на Гродненщине. Растения собирали накануне праздника и использовали в лечении или как оберег от нечисти.
Самым песенным и зрелищным праздник Купалье был на Витебщине. Однако во всех регионах считалось, что тех, кто не придет на празднование Купалья, ожидает несчастье, и вообще, спать в купальскую ночь считалось грехом. Обязательно смотрели за тем, чтобы в деревне были потушены все "старые огни".
Во многих белорусских деревнях парни делали пугало-куклу, к примеру, "Купалу" или "Бабу-Ягу", которое напоминало женский силуэт. Для этого к палке крепили солому, конопляные веревки, веточки березы, одевали в старую женскую сорочку и повязывали платок. Этот обряд чаще встречался в Могилевской и Витебской областях. А вот на Полесье для исполнения обрядово-магических действ некоторые участники переодевались в карнавальные костюмы мифических героев: Купалы, ведьмы, черта и др.
Купальский костер был кульминацией праздника. Для его разжигания выбирали главного распорядителя праздника - Купалиша. На Полесье такой костер разжигала девушка или молодая красивая женщина. Возле купальского костра парни и девушки всю ночь водили хороводы, пели песни, танцевали и, парами, взявшись за руки, прыгали через огонь. В некоторых местах Беларуси прыгали через огонь в одиночку.
Безусловно, неотъемлемой частью праздника была ворожба. Причем самой богатой на всяческие гадания была Минская область. К примеру, для того, что увидеть своего избранника, девушки срывали подорожник, причем иногда делали это зубами и голышом. С подорожником следовало стать на перекрестке и произнести: "Подорожник, подорожник, ты стоишь у дороги, видишь старого и малого, покажи мне моего милого". После этого нельзя было ни с кем разговаривать.
На Могилевщине перед самым восходом солнца девушки выбирали самую красивую, раздевали ее, затем обматывали цветами и венками. Девушка в окружении многолюдного хоровода шла в лес, где были приготовлены венки. Тут ей завязывали глаза, девушки прыгали и крутились возле, а она раздавала им венки, которые предсказывали судьбу: если доставался свежий венок - та девушка будет жить весело и богато, если вялый - то не видеть той счастья.
6 июля 2010 Минск БЕЛТА
По ее словам, у наших предков праздник начинался со сбора лекарственных трав и цветов для обрядовых венков. При этом женщины и девушки обязательно пели особенные песни, иначе травы не будут иметь целебной силы. Зверобой, крапива, полынь, мята, ромашка, пустырник, бессмертник, васильки - растения, которые чаще всего собирали на Купалье и активно использовали в народной медицине. К слову, наибольшее значение сбору лекарственных трав придавали на Гродненщине. Растения собирали накануне праздника и использовали в лечении или как оберег от нечисти.
Самым песенным и зрелищным праздник Купалье был на Витебщине. Однако во всех регионах считалось, что тех, кто не придет на празднование Купалья, ожидает несчастье, и вообще, спать в купальскую ночь считалось грехом. Обязательно смотрели за тем, чтобы в деревне были потушены все "старые огни".
Во многих белорусских деревнях парни делали пугало-куклу, к примеру, "Купалу" или "Бабу-Ягу", которое напоминало женский силуэт. Для этого к палке крепили солому, конопляные веревки, веточки березы, одевали в старую женскую сорочку и повязывали платок. Этот обряд чаще встречался в Могилевской и Витебской областях. А вот на Полесье для исполнения обрядово-магических действ некоторые участники переодевались в карнавальные костюмы мифических героев: Купалы, ведьмы, черта и др.
Купальский костер был кульминацией праздника. Для его разжигания выбирали главного распорядителя праздника - Купалиша. На Полесье такой костер разжигала девушка или молодая красивая женщина. Возле купальского костра парни и девушки всю ночь водили хороводы, пели песни, танцевали и, парами, взявшись за руки, прыгали через огонь. В некоторых местах Беларуси прыгали через огонь в одиночку.
Безусловно, неотъемлемой частью праздника была ворожба. Причем самой богатой на всяческие гадания была Минская область. К примеру, для того, что увидеть своего избранника, девушки срывали подорожник, причем иногда делали это зубами и голышом. С подорожником следовало стать на перекрестке и произнести: "Подорожник, подорожник, ты стоишь у дороги, видишь старого и малого, покажи мне моего милого". После этого нельзя было ни с кем разговаривать.
На Могилевщине перед самым восходом солнца девушки выбирали самую красивую, раздевали ее, затем обматывали цветами и венками. Девушка в окружении многолюдного хоровода шла в лес, где были приготовлены венки. Тут ей завязывали глаза, девушки прыгали и крутились возле, а она раздавала им венки, которые предсказывали судьбу: если доставался свежий венок - та девушка будет жить весело и богато, если вялый - то не видеть той счастья.
6 июля 2010 Минск БЕЛТА
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/2-/1153/1320
Текущая дата: 24.12.2024