Уже не один год чиновники разного ранга заявляют о проведении бескомпромиссной борьбы с коррупцией, мол, выжигаем это явление "каленым железом". Однако, как показывают исследования, все эти намерения остаются лишь декларациями. Чиновники-то не особенно и заинтересованы в подобной "чистке рядов".
В ежегодном рейтинге стран по индексу восприятия коррупции международной организации Transparency International Беларусь делит 139-е место с Филиппинами, Пакистаном и Бангладеш. За последний год совершен скачок на 12 позиций. Впрочем, присвоенный Беларуси балл (2,4) значительно меньше, чем у лидера рейтинга - Новой Зеландии (9,4; чем выше набранный балл, тем ниже уровень коррупции, максимально возможная оценка - 10 баллов).
По данным Генпрокуратуры, в последнее время в стране активизировалась работа правоохранительных органов по выявлению коррупционных преступлений. Так, в 2009 году таковых было выявлено на 23% больше, чем в 2008 году, а за четыре месяца 2010 года — на 22,7% больше, чем за аналогичный период 2009 года.
Месяц назад была утверждена госпрограмма по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010-2012 годы. (К слову, две предыдущие программы утверждались на 4-5 лет, а нынче – всего на три.) Новый документ, в частности, предусматривает комплекс мер в сфере борьбы с коррупцией, включая активное участие в мероприятиях не только правоохранительных, но и высших судебных органов, Совбеза, КГК, Нацбанка, республиканских и местных органов госуправления.
На встрече с представителями российских СМИ президент Лукашенко признал, что "и у нас коррупции хватает". "Но у нас коррупция - дело для чиновника опасное, - отметил он. - Искренне опасное. И никто тебя не выкупит!"
Однако эксперты Исследовательского центра ИПМ в своем аналитическом докладе "Белорусский бизнес 2010: состояние, тенденции, перспективы" приходят к выводу, что "несмотря на суровую и непрекращающуюся борьбу с коррупцией, ее уровень практически не снижается".
Частный сектор
Сотрудники центра опросили 390 собственников и руководителей малых и средних предприятий частной формы собственности. Оказалось, что значительная часть респондентов постоянно или время от времени дает взятки представителям органов управления. Этот показатель - около 70% - практически не изменяется уже на протяжении ряда лет, несмотря на активную борьбу с коррупцией в государстве. В то же время, согласно данным опросов, в целом по стране существенно сократилось количество опрошенных, подтверждающих регулярные (постоянные) случаи дачи взяток. Однако эксперты отмечают немаловажный факт: в последнее время существенно выросло число тех, кто отказался дать ответ на вопрос о частоте дачи взяток руководителями предприятий, что не позволяет с уверенностью говорить о положительной динамике в этом вопросе.
Крупные фирмы, не скрывая, говорят о том, что более 87% из них хотя бы изредка вынуждены давать взятки, а свыше 13% делают это часто. В то же время никто из представителей крупных фирм не заявил, что такого явления, как взятка, в их практике не наблюдается. Небольшие фирмы в 20% случаев дают взятки часто, однако те же 20% такого явления не наблюдают. Вероятно, это частично объясняется тем, что давать взятку либо некому (поскольку для этого нужно обзавестись необходимыми связями и знакомствами), либо незачем (поскольку обороты фирмы недостаточны для такого рода риска).
В сфере нематериальных услуг дача взяток чаще всего связывается с недвижимостью, полиграфией/издательством, компьютерными и консалтинговыми услугами. Это отличает данный опрос от результатов предыдущего, когда наибольшее количество взяток наблюдалось в торговле и строительстве. Здесь возможно несколько объяснений. С одной стороны, в сферах производства и строительства занято большее количество людей, там наблюдается больший оборот денег, следовательно, и риск последствий от дачи взятки несравнимо больший. В то время как в сфере услуг, являющихся сравнительно новыми для Беларуси, еще не создана отлаженная схема отслеживания случаев дачи взяток. С другой стороны, в последние годы сфера оказания нематериальных услуг бурно развивалась на фоне противоречивого и зарегулированного законодательства (которое в других областях претерпело значительные изменения к лучшему, что и повлияло на снижение коррупции).
Согласно данным исследования, наиболее частые злоупотребления случаются в процессе санитарного и пожарного надзора, а также при получении разрешений на земельные участки и других разрешений в местных органах власти. Одновременно необходимо отметить, что в вопросе регулирования цен злоупотребления случаются крайне редко, что позволяет говорить о положительном влиянии предпринимаемых руководством страны мер по либерализации ценовой политики.
Исследование показало, что такое коррупционное явление, как "откат", все еще в значительной мере присутствует в экономике страны. Так, 16% частных фирм работают по системе "откатов" (денежного вознаграждения за проведенную сделку, полученный заказ и пр.) при каждой третьей сделке или чаще. В то же время позитивным является то, что само количество "откатов" с течением времени несколько уменьшается. Однако необходимо еще раз акцентировать внимание на том, что значительно увеличилось количество отказавшихся или затруднившихся ответить.
Наибольшее количество "откатов" имеет место в крупных фирмах, в которых занято не менее 200 человек. Символично, что ни одна крупная фирма не указала, что такого явления, как "откат", в их практике не наблюдается.
Государственный сектор
Картина, основанная на анонимной и теоретической части, будет неполной без упоминания реальных примеров. Ведь есть не только дающие, но и принимающие (требующие) взятку. А случаи с подозрением в коррупции руководителей госпредприятий и госорганов вовсе не редкость. Чтобы в этом убедиться, достаточно ввести в новостной поисковик TUT.BY слово "коррупция". Едва ли не в каждом месяце достоянием общественности становится хотя бы один довольно громкий случай. Приведем некоторые из них за последние полгода.
Самым громким коррупционным скандалом в Беларуси за последнее время стало "дело Байковой". Старший следователь Генпрокуратуры расследовала дело по факту контрабанды через таможенные пункты пропуска крупных партий различных товаров. Выяснилось, что к махинациям были причастны сотрудники КГБ и таможни.
В мае руководство "Гродно рыба" и Гродненского мясокомбината уличили в коррупции. Вскоре Главным управлением по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК) МВД Беларуси был арестован заместитель гендиректора "Гомельского станкостроительного завода". Как пояснили "Ежедневнику" в ГУБОПиК МВД, замдиректора был задержан по подозрению в получении 10 тысяч евро от бизнесмена за положительное решение вопроса о предоставлении в аренду производственного помещения предприятия. 20 июля возбуждено уголовное дело за получение взятки в отношении руководителя среднего звена светлогорского "Химволокна". Так же летом правоохранительные органы пресекли попытку неэффективного расходования средств госбюджета на сумму 11 млрд рублей в структурах Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Служащий Командно-инженерного института МЧС поставил индивидуального предпринимателя, выигравшего тендер, перед фактом: либо дает взятку, либо от его услуг отказываются. В итоге предприниматель был вынужден заплатить около 10 млн рублей.
Наиболее криминогенными, по словам заместителя генерального прокурора Виктора Конона, являются такие направления деятельности, как проведение государственных закупок, в том числе за рубежом, организация тендеров. Эти процедуры, считают прокуроры, недостаточно прозрачны. "Коррупция начинается тогда, когда, получив в свои руки бюджетные средства, государственную или коммунальную собственность, заказы или льготы, чиновник использует их для достижения корыстных целей", - вторит в интервью газете "На страже" заместитель начальника главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Андрей Паршин.
Генпрокуратура в качестве механизма борьбы с чиновничьим беспределом предлагает бизнесу информировать соответствующие органы о фактах коррупции. Председатель РОО "Перспектива" Анатолий Шумченко убежден, что предприниматели не будут сообщать о фактах взяток. "Доказать такие факты сложно. К тому же бизнес не будет сам себе подрезать крылья", - сказал он в интервью Naviny.by. Он подчеркивает, что у чиновников много свободы в плане начисления штрафных санкций. И в таких ситуациях взятка - это возможность работать. "Чиновник может дать штраф в 100 млн рублей или 50 млн рублей. Эта разница будет стоить бизнесмену возможности продолжать работать и содержать семью".
Как показывает международный опыт, ни одна страна не справилась с коррупцией исключительно карательными мерами и жесткими санкциями. Некоторые улучшения в области упрощения законодательства и позитивные сигналы в ответах бизнеса не привели к сколько-нибудь значительному снижению процента предприятий, использующих в своей деятельности такие явления, как "взятка", "откат", "теневой оборот". Поэтому эксперты Исследовательского центра ИПМ полагают, что "чем более системные, последовательные и масштабные меры предпримет правительство по либерализации экономики, снижению регуляторной нагрузки, упрощению законодательства, тем менее коррупционной будет белорусская экономика".
Александр Заяц, TUT.BY
24 октября 2010
По данным Генпрокуратуры, в последнее время в стране активизировалась работа правоохранительных органов по выявлению коррупционных преступлений. Так, в 2009 году таковых было выявлено на 23% больше, чем в 2008 году, а за четыре месяца 2010 года — на 22,7% больше, чем за аналогичный период 2009 года.
Месяц назад была утверждена госпрограмма по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010-2012 годы. (К слову, две предыдущие программы утверждались на 4-5 лет, а нынче – всего на три.) Новый документ, в частности, предусматривает комплекс мер в сфере борьбы с коррупцией, включая активное участие в мероприятиях не только правоохранительных, но и высших судебных органов, Совбеза, КГК, Нацбанка, республиканских и местных органов госуправления.
На встрече с представителями российских СМИ президент Лукашенко признал, что "и у нас коррупции хватает". "Но у нас коррупция - дело для чиновника опасное, - отметил он. - Искренне опасное. И никто тебя не выкупит!"
Однако эксперты Исследовательского центра ИПМ в своем аналитическом докладе "Белорусский бизнес 2010: состояние, тенденции, перспективы" приходят к выводу, что "несмотря на суровую и непрекращающуюся борьбу с коррупцией, ее уровень практически не снижается".
Частный сектор
Сотрудники центра опросили 390 собственников и руководителей малых и средних предприятий частной формы собственности. Оказалось, что значительная часть респондентов постоянно или время от времени дает взятки представителям органов управления. Этот показатель - около 70% - практически не изменяется уже на протяжении ряда лет, несмотря на активную борьбу с коррупцией в государстве. В то же время, согласно данным опросов, в целом по стране существенно сократилось количество опрошенных, подтверждающих регулярные (постоянные) случаи дачи взяток. Однако эксперты отмечают немаловажный факт: в последнее время существенно выросло число тех, кто отказался дать ответ на вопрос о частоте дачи взяток руководителями предприятий, что не позволяет с уверенностью говорить о положительной динамике в этом вопросе.
Крупные фирмы, не скрывая, говорят о том, что более 87% из них хотя бы изредка вынуждены давать взятки, а свыше 13% делают это часто. В то же время никто из представителей крупных фирм не заявил, что такого явления, как взятка, в их практике не наблюдается. Небольшие фирмы в 20% случаев дают взятки часто, однако те же 20% такого явления не наблюдают. Вероятно, это частично объясняется тем, что давать взятку либо некому (поскольку для этого нужно обзавестись необходимыми связями и знакомствами), либо незачем (поскольку обороты фирмы недостаточны для такого рода риска).
В сфере нематериальных услуг дача взяток чаще всего связывается с недвижимостью, полиграфией/издательством, компьютерными и консалтинговыми услугами. Это отличает данный опрос от результатов предыдущего, когда наибольшее количество взяток наблюдалось в торговле и строительстве. Здесь возможно несколько объяснений. С одной стороны, в сферах производства и строительства занято большее количество людей, там наблюдается больший оборот денег, следовательно, и риск последствий от дачи взятки несравнимо больший. В то время как в сфере услуг, являющихся сравнительно новыми для Беларуси, еще не создана отлаженная схема отслеживания случаев дачи взяток. С другой стороны, в последние годы сфера оказания нематериальных услуг бурно развивалась на фоне противоречивого и зарегулированного законодательства (которое в других областях претерпело значительные изменения к лучшему, что и повлияло на снижение коррупции).
Согласно данным исследования, наиболее частые злоупотребления случаются в процессе санитарного и пожарного надзора, а также при получении разрешений на земельные участки и других разрешений в местных органах власти. Одновременно необходимо отметить, что в вопросе регулирования цен злоупотребления случаются крайне редко, что позволяет говорить о положительном влиянии предпринимаемых руководством страны мер по либерализации ценовой политики.
Исследование показало, что такое коррупционное явление, как "откат", все еще в значительной мере присутствует в экономике страны. Так, 16% частных фирм работают по системе "откатов" (денежного вознаграждения за проведенную сделку, полученный заказ и пр.) при каждой третьей сделке или чаще. В то же время позитивным является то, что само количество "откатов" с течением времени несколько уменьшается. Однако необходимо еще раз акцентировать внимание на том, что значительно увеличилось количество отказавшихся или затруднившихся ответить.
Наибольшее количество "откатов" имеет место в крупных фирмах, в которых занято не менее 200 человек. Символично, что ни одна крупная фирма не указала, что такого явления, как "откат", в их практике не наблюдается.
Государственный сектор
Картина, основанная на анонимной и теоретической части, будет неполной без упоминания реальных примеров. Ведь есть не только дающие, но и принимающие (требующие) взятку. А случаи с подозрением в коррупции руководителей госпредприятий и госорганов вовсе не редкость. Чтобы в этом убедиться, достаточно ввести в новостной поисковик TUT.BY слово "коррупция". Едва ли не в каждом месяце достоянием общественности становится хотя бы один довольно громкий случай. Приведем некоторые из них за последние полгода.
Самым громким коррупционным скандалом в Беларуси за последнее время стало "дело Байковой". Старший следователь Генпрокуратуры расследовала дело по факту контрабанды через таможенные пункты пропуска крупных партий различных товаров. Выяснилось, что к махинациям были причастны сотрудники КГБ и таможни.
В мае руководство "Гродно рыба" и Гродненского мясокомбината уличили в коррупции. Вскоре Главным управлением по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК) МВД Беларуси был арестован заместитель гендиректора "Гомельского станкостроительного завода". Как пояснили "Ежедневнику" в ГУБОПиК МВД, замдиректора был задержан по подозрению в получении 10 тысяч евро от бизнесмена за положительное решение вопроса о предоставлении в аренду производственного помещения предприятия. 20 июля возбуждено уголовное дело за получение взятки в отношении руководителя среднего звена светлогорского "Химволокна". Так же летом правоохранительные органы пресекли попытку неэффективного расходования средств госбюджета на сумму 11 млрд рублей в структурах Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Служащий Командно-инженерного института МЧС поставил индивидуального предпринимателя, выигравшего тендер, перед фактом: либо дает взятку, либо от его услуг отказываются. В итоге предприниматель был вынужден заплатить около 10 млн рублей.
Наиболее криминогенными, по словам заместителя генерального прокурора Виктора Конона, являются такие направления деятельности, как проведение государственных закупок, в том числе за рубежом, организация тендеров. Эти процедуры, считают прокуроры, недостаточно прозрачны. "Коррупция начинается тогда, когда, получив в свои руки бюджетные средства, государственную или коммунальную собственность, заказы или льготы, чиновник использует их для достижения корыстных целей", - вторит в интервью газете "На страже" заместитель начальника главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Андрей Паршин.
Генпрокуратура в качестве механизма борьбы с чиновничьим беспределом предлагает бизнесу информировать соответствующие органы о фактах коррупции. Председатель РОО "Перспектива" Анатолий Шумченко убежден, что предприниматели не будут сообщать о фактах взяток. "Доказать такие факты сложно. К тому же бизнес не будет сам себе подрезать крылья", - сказал он в интервью Naviny.by. Он подчеркивает, что у чиновников много свободы в плане начисления штрафных санкций. И в таких ситуациях взятка - это возможность работать. "Чиновник может дать штраф в 100 млн рублей или 50 млн рублей. Эта разница будет стоить бизнесмену возможности продолжать работать и содержать семью".
Как показывает международный опыт, ни одна страна не справилась с коррупцией исключительно карательными мерами и жесткими санкциями. Некоторые улучшения в области упрощения законодательства и позитивные сигналы в ответах бизнеса не привели к сколько-нибудь значительному снижению процента предприятий, использующих в своей деятельности такие явления, как "взятка", "откат", "теневой оборот". Поэтому эксперты Исследовательского центра ИПМ полагают, что "чем более системные, последовательные и масштабные меры предпримет правительство по либерализации экономики, снижению регуляторной нагрузки, упрощению законодательства, тем менее коррупционной будет белорусская экономика".
Александр Заяц, TUT.BY
24 октября 2010
Ссылка на текущий документ: http://belarus.kz/aktueller/2-0/1123/2433
Текущая дата: 15.11.2024